Адвокат добился оправдания по делу о хищении бюджетных средств при исполнении муниципального контракта

Среди различных экономических преступлений хищение государственных средств – одно из наиболее распространенных. С обвинениями в таких действиях сталкиваются различные чиновники, руководители и менеджеры государственных предприятий, ВУЗов, институтов, медицинских учреждений и т.д. – словом, везде, где предусмотрено бюджетное финансирование. Потому всем нужно знать, как поступать в ситуациях, когда обвинения в хищении бюджетных средств выдвинуты против вас или ваших родственников. В данной статье мы рассмотрим, что включает в себя это правонарушение, какая ответственность за него грозит и чем может помочь адвокат.

Что считается хищением государственных средств?

В действующем уголовном кодексе существует сразу две статьи, которые могут применяться против тех, кто присваивает бюджетные деньги или тратит их в своих целях. Первая из них – ст. 160 Присвоение или растрата. Она более общая и применяется в равной степени как в государственной, так и в частной сфере. Согласно данной статье, состав преступления включает либо похищение имущества без согласия владельца (присвоение), либо расходование/передачу третьим лицам также без согласия собственника (растрата). Преступление может квалифицироваться по данной статье, если лицу, состоящему на государственной службе, было вверено какое-либо имущество, и он его присвоил, продал, безвозмездно передал без санкции государства.

Вторая статья УК РФ, касающаяся хищения государственных средств – это ст. 285.1. Нецелевое расходование бюджетных средств. Она применяется реже, поскольку включает более ограниченный набор действий правонарушителя. Согласно уголовному кодексу, в этом случае речь идет о расходах средств, полученных в рамках бюджетного финансирования, на цели, которые не были предусмотрены бюджетом. При этом необходимо доказать, что обвиняемый не только израсходовал бюджетные деньги, но и имел с этого непосредственную прибыль. В противном случае речь будет идти о халатности или других видах правонарушений, не связанных с хищением средств.

Дополнительно подозреваемым в растрате бюджетных средств часто вменяют также сопутствующие действия: мошенничество, подделку документов, служебный подлог, создание преступной организации (если лицо действовало не самостоятельно, а по предварительному сговору), злоупотребление служебным положением и т.д. Естественно, эти обвинения, в случае их признания судом, усугубляют положение обвиняемого и делают наказание более строгим. А если учесть сам характер преступления, то его практически невозможно совершить в одиночку, без использования поддельных документов и вверенных полномочий, потому в большинстве случаев хищение государственных средств – не единственная статья для обвиняемого.

Комментарий к Ст. 285.1 Уголовного кодекса

1. Объективная сторона преступления (состав является специальной нормой по отношению к ст. 285 УК) предполагает деяние в виде действия: расходования бюджетных средств на цели, не соответствующие условиям их получения, определенным утвержденными бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и расходов либо иным документом, являющимся основанием для получения бюджетных средств, совершенное в крупном размере (примечание к ст. 285.1 УК).

Нецелевой характер расходования возможен через нарушение правила адресности бюджетных трат, закрепленного бюджетным законодательством.

2. Преступление окончено с момента нецелевого расходования, т.е. списания денежных средств с соответствующего счета.

Ответственность за хищение государственных средств

Хищение государственных средств, согласно статьи УК, достаточно тяжкое деяние с соответствующим наказанием для виновного в нем. В зависимости от размера похищенного и обстоятельств дела, наказание может быть следующим:

  • если преступление было совершено без отягчающих обстоятельств, виновному грозит штраф до 120 тыс. рублей, принудительные работы или лишение свободы на срок до двух лет;
  • если правонарушение совершалось в составе организованной группы, а размер ущерба является значительным (определяется в каждом конкретном случае, исходя из ряда факторов) – штраф до 300 тыс. рублей, принудительные работы, ограничение или лишение свободы сроком до пяти лет;
  • если размер ущерба признан крупным (свыше 250 тыс. рублей) или особо крупным (свыше 1 млн рублей), преступление совершалось с использованием служебного положения, виновному грозит максимально предусмотренное статьей наказание – до 10 лет лишения свободы, штраф до 1 млн рублей.

Дополнительно к лицам, которые признаны виновными по вышеуказанным статьям, могут применяться дополнительные санкции – конфискация имущества, нажитого незаконным путём, запрет занимать определенные должности или работать в тех или иных сферах, ограничение финансовых операций и т.д. Необходимость дополнительного наказания определяется судом исходя из обстоятельств дела, личности обвиняемого, нанесенного ущерба и т.д.

Второй комментарий к Ст. 285.1 УК РФ

1. В соответствии со ст. 289 Бюджетного кодекса РФ под нецелевым использованием бюджетных средств понимаются направление и использование их на цели, не соответствующие условиям получения указанных средств, что влечет административную, а при наличии состава преступления — уголовную ответственность руководителей получателя бюджетных средств.

2. Непосредственным объектом данного преступления являются интересы государственной власти в части осуществления государственного контроля за исполнением бюджета и использованием бюджетных средств. В качестве факультативных объектов могут выступать имущественные интересы физических и юридических лиц, в интересах которых выделялись бюджетные средства.

3. Предмет преступления — бюджетные средства, выделенные на конкретные цели, которые определяются утвержденным бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и расходов либо иными правовыми основаниями получения таких средств.

4. Объективная сторона характеризуется действиями, состоящими в расходовании (БК определяет его как направление и использование) бюджетных средств на цели, не соответствующие условиям их получения, которые определены утвержденным бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и расходов либо иными документами, являющимися основанием для получения бюджетных средств.

5. Расходование бюджетных средств состоит из трех этапов:

1) принятие получателем бюджетных средств денежного обязательства путем составления платежного документа, необходимого для совершения расходов и платежей;

2) подтверждение денежного обязательства;

3) списание денежных средств со счета.

С момента списания денежных средств со счета на цели, не соответствующие условиям их получения, анализируемое преступление считается оконченным.

Обязательным признаком анализируемого преступления является крупный размер бюджетных средств, израсходованных не по целевому назначению, означающий, что их сумма превышает 1,5 млн рублей (примечание к ст. 285.1 УК). Нецелевое расходование бюджетных средств в меньшем размере влечет административную ответственность по ст. 15.14 КоАП.

6. Субъективная сторона характеризуется прямым умыслом.

7. Субъект преступления — специальный: должностное лицо получателя бюджетных средств, в компетенцию которого входит осуществление контроля за расходованием бюджетных средств.

8. Квалифицированные виды преступления означают его совершение: а) группой лиц по предварительному сговору;

б) в особо крупном размере (т.е. на сумму свыше 7,5 млн руб. — примечание к ст. 285.1 УК).

Помощь адвоката по уголовным делам

Если вас обвиняют в хищении бюджетных средств, не нужно ждать, пока дело дойдет до суда – даже если вы невиновны, не нужно пытаться доказать это самостоятельно, с большой вероятностью это не получится без наличия опыта и знаний в сфере уголовного права. Первое, что нужно сделать в такой ситуации – это найти опытного адвоката по хищению средств и обратиться к нему за помощью. Защитнику нужно изложить все известные вам обстоятельства дела: когда были выдвинуты обвинения, в чем конкретно их суть, знаете или вы что-то про фигурирующие в деле эпизоды или нет и т.д. На основе изложенной информации адвокат сможет выстроить подходящую для данного случая линию защиты: если клиент вообще не виноват, он будет искать доказательства невиновности и стараться закрыть дело, если полностью исключить вину нельзя – делать все для уменьшения строгости наказания (например, путем поиска смягчающих обстоятельств). В любом случае, главная цель адвоката – минимизировать негативные последствия для подопечного.

Если дело всё-таки будет идти по направлению к суду, адвокат будет представлять ваши интересы на всех следственных мероприятиях (допросы, эксперименты, экспертизы и т.д.), следить за соблюдением законов по отношению к клиенту, фиксировать возможные нарушения со стороны правоохранителей. В результате это может сильно помочь на суде, смягчив наказание (скажем, заменой тюремного заключения на штраф или условный срок) или вообще избавив от него. Таким образом, можно утверждать, что только участие в процессе опытного адвоката по уголовным делам поможет наиболее эффективно защитить ваши интересы.

Заключение

Хищение государственных средств – достаточно серьёзное преступление, за которое предусмотрены строгие санкции: вплоть до 10 лет лишения свободы. Потому, если вы столкнулись с подобным обвинением, медлить нельзя, нужно сразу же обращаться за помощью к опытному адвокату. Только так можно доказать свою невиновность или добиться минимально строгого наказания.

Судебная практика

В настоящее время в судах рассматривается довольно много дел подобного типа. Суть многих из них сводится к неправильной КОСГУ. Некоторые касаются неверного применения КБК. Имеют место и случаи, когда бюджетным учреждением были получены деньги за какую-либо услугу и далее потрачены на свои нужды. По закону средства должны быть перенаправлены в бюджет, и только после выданы организации на расходы.

НЕЦЕЛЕВОЕ РАСХОДОВАНИЕ БЮДЖЕТНЫХ СРЕДСТВ ст. 2851 УК РФ

Ежегодно бюджетная организация составляет план расходов. Указанная сумма в нем не должна быть превышена ни при каких обстоятельствах. Если наблюдается перерасход, то это автоматически является поводом для рассмотрения ситуации в судебном порядке.

Срок давности за нецелевое расходование или хищение бюджетных средств равен 6 годам. Каждое нарушение из вышеперечисленных рассматривается в частном порядке, и даже опытные адвокаты не всегда способны предугадать исход суда.

Рассмотрение подобных дел производится по определенным правилам. Чтобы подсудимый был признан виновным, нужно чтобы основания для применения наказания сошлись на одном преступном действии.

Такими основаниями являются:

  • подсудимый является должностным лицом, которое имеет право самостоятельно распоряжаться бюджетными поступлениями;
  • подсудимый должен осознавать на момент совершения действия какие изменения они понесут за собой.

Очевидно, что субъектом преступного действия может выступать только высокопоставленное должностное лицо, ведь рядовой сотрудник не имеет право распоряжаться средствами на свое усмотрение. Что качается осознания последствий, то тут все гораздо проще. Факт осознания зачастую подтвержден должностью. Некомпетентный сотрудник занимать ее попросту не может.

Основной особенностью подобных дел является то, что обвиняемый имеет возможность оспорить выводы контролирующего органа до рассмотрения дела, так и в судебном порядке. Проштрафившейся организации и должностному лицу дается пять дней на оспаривание выводов контролирующей организации. Далее дело направляется в суд, решением которого может быть назначена уголовная ответственность.

Нецелевое расходование бюджетных средств

В данном случае возможны два вида ответственности: административная и уголовная.

Административная ответственность предусмотрена статьей 15.14 КоАП РФ. Она наступает в случае направления бюджетных средств и оплате обязательств в целях, которые не соответствуют бюджетным целям. Проще говоря, деньги полностью или частично расходуются не на те цели, на которые они получены. Привлечь к ответственности могут как должностное лицо, допустившее нарушение, так и организацию (учреждение, орган власти), в которой это должностное лицо работает. Штраф для физических лиц – 2-50 тыс. рублей. Вместо штрафа возможна дисквалификация на срок 1-3 года. Ответственность для организаций – только штрафные санкции, которые составляют 5-25% от потраченной нецелевым образом суммы.

К административной ответственности привлекают по остаточному принципу – если нет состава уголовно-наказуемого деяния. Уголовная ответственность (статья 285.1 УК РФ) наступает за те же самые действия, но совершенные в крупном (1,5 млн рублей и больше) или особо крупном (7,5 млн рублей и больше). Отвечать в данном случае будет конкретное должностное лицо получателя бюджетных средств.

Наказание варьируется:

  1. При крупном размере нецелевых трат (ч. 1 ст. 285.1):
  • штраф 100-300 тыс. рублей или в размере зарплаты за 1-2 года;
  • принудительные работы до 2 лет с дисквалификацией до 3 лет или без таковой;
  • арест до 6 месяцев;
  • лишение свободы до 2 лет с дисквалификацией до 3 лет или без таковой.
  1. При совершении преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 285.1, группой лиц по предварительному сговору или при особо крупном размере нецелевых трат возможное наказание будет большим:
  • штраф 200-500 тыс. рублей или в размере зарплаты за 1-3 года;
  • принудительные работы до 5 лет с дисквалификацией до 3 лет или без таковой;
  • лишение свободы до 5 лет с дисквалификацией до 3 лет или без таковой.

В случае нецелевого расходования средств внебюджетных фондов (ПФР, ФФОМС, ФСС) в крупном или особо крупном размере уголовная ответственность наступает по ст. 285.2 УК РФ. Эта норма предусматривает аналогичные санкции. Здесь под нецелевыми тратами понимаются такие, которые не соответствуют целям и условиям расходования, установленным законами и бюджетом фонда.

Привлечение к административной или уголовной ответственности не исключает другие негативные последствия. Так, виновное должностное лицо может быть привлечено к дисциплинарной ответственности. В свою очередь, организация, допустившая нецелевое использование денежных средств, выделенных из вышестоящего бюджета, может впоследствии лишиться финансирования под определенные цели или получить его в урезанном виде.

Виды нецелевого расходования

Существует огромное количество способов умышленно, по незнанию или неосторожности использовать средства по нецелевому назначению. .

НЕЦЕЛЕВОЕ РАСХОДОВАНИЕ БЮДЖЕТНЫХ СРЕДСТВ ст. 2851 УК РФ

Чаще всего выявляются следующие виды нецелевого расходования:

  • направление денег на оплату покупок или работ, которые не были оговорены в плане финансово-хозяйственной деятельности на текущий год;
  • самовольный перевод денег между статьями расхода (например, деньги были выделены, на оснащение больницы новым оборудованием, но были переведены на ремонт дороги; такое возможно, но требует специальных санкций);
  • перевод денег в счет оплаты статей расходов, которые должны были быть закрыты бюджетом другого уровня или внебюджетным фондом;
  • оплата работ и услуг, не имеющих прямого или косвенного отношения к работе организации;
  • безвозмездное погашение долгов по коммунальным платежам сторонних потребителей, например, арендаторов;
  • финансирование строящихся объектов свыше сумм, значение которых прописано в заранее согласованных проектно-сметных документах.

Приведенный перечень не является исчерпывающим. Существует еще масса способов использовать бюджетные средства не по назначению.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]