Уголовный кодекс РФ в последней редакции:
Статья 201.1 УК РФ. Злоупотребление полномочиями при выполнении государственного оборонного заказа
1. Использование лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации, своих полномочий вопреки законным интересам этой организации и в целях извлечения выгод и преимуществ для себя или других лиц, если это деяние повлекло причинение существенного вреда охраняемым законом интересам общества или государства при выполнении государственного оборонного заказа, —
наказывается штрафом в размере от одного миллиона до трех миллионов рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до десяти лет либо лишением свободы на срок от четырех до восьми лет со штрафом в размере от пятисот тысяч до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от трех до четырех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.
2. То же деяние:
а) совершенное организованной группой;
б) повлекшее тяжкие последствия, —
наказывается лишением свободы на срок от пяти до десяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет.
Вернуться к оглавлению документа: Уголовный кодекс РФ в последней редакции
Комментарии к статье 201.1 УК РФ
Уголовная ответственность в сфере гособоронзаказа предусмотрена следующими статьями Уголовного кодекса РФ:
- статья 201.1 «Злоупотребление полномочиями при выполнении государственного оборонного заказа»;
- статья 285.4 «Злоупотребление должностными полномочиями при выполнении государственного оборонного заказа».
Указанные статьи УК РФ введены в действие Федеральным законом от 29.12.2017 N 469-ФЗ и начали действовать с 9 января 2022 г. Эти статьи стали специальными нормами по отношению к ст. 201 УК РФ «Злоупотребление полномочиями» и ст. 285 УК РФ «Злоупотребление должностными полномочиями».
Объективная, субъективная сторона
Объективная сторона злоупотребления полномочий директором заключается в действиях или бездействии, выраженных в преступном использовании управленческих полномочий, что обусловлено корыстными мотивами. Первое обязательное условие для квалификации – наличие корыстных мотивов. Плюс – существенность причиненного предприятию ущерба, выраженная и в убытках, и в ухудшении положения на рынке, и в неполучении выгод.
Например, в Тверской области председателя кооператива привлекли к ответственности за присвоение производственной базы кооператива, чем организации причинен существенный ущерб (приговор № 1-26/2015 от 12.11.2015).
Субъективная сторона выражена умыслом. Директор понимает преступный характер своих действий и возможность привлечения к ответственности, но корыстные мотивы заставляют его идти на преступление.
Сходства и отличия ст. 201 и 201.1 УК РФ
Диспозиция статьи 201.1 УК РФ мало отличается от диспозиции ст. 201 УК РФ (злоупотребление полномочиями). Разница заключается в отсутствии в ст. 201.1 УК РФ цели нанесения вреда другим лицам, в категориях потерпевших, которыми являются общество и государство (в ст. 201 УК РФ — граждане, организации и государство), а самое главное — в обстановке совершения рассматриваемого деяния — при выполнении гособоронзаказа. В остальном ч. 1 ст. 201.1 УК РФ повторяет положения ч. 1 ст. 201 УК РФ.
Наказание по ст. 201.1 УК РФ значительно строже наказаний, предусмотренных ст. 201 УК РФ, что продиктовано важностью для государства сферы, касающейся государственного оборонного заказа.
Квалифицирующие признаки. В ч. 2 ст. 201.1 УК РФ вводится квалифицированный состав преступления: деяние, предусмотренное ч. 1 ст. 201.1 УК РФ, совершенное организованной группой либо повлекшее тяжкие последствия. Тогда как в ч. 2 ст. 201 УК РФ предусмотрено только наступление тяжких последствий.
Преступление, указанное в ч. 2 ст. 201.1 УК РФ, также является тяжким и наказывается безальтернативно лишением свободы на срок от 5 до 10 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 5 лет. Тогда как в ч. 2 ст. 201 УК РФ предусмотрены наказания в виде штрафа, принудительных работ, лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью и лишение свободы на срок до 10 лет. С учетом того, что в санкции ч. 2 ст. 201.1 УК РФ установлен минимальный размер лишения свободы, предусмотрено обязательное дополнительное наказание и отсутствуют альтернативные наказания, более мягкие, чем лишение свободы, следует признать наказание за совершение указанного преступления более строгим.
Состав преступления, предусмотренного ст. 201.1 УК РФ
Объективную сторону преступления, предусмотренного ст. 201.1 УК РФ, составляют действия, которые заключаются в использовании лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации, своих полномочий вопреки законным интересам этой организации и в целях извлечения выгод и преимуществ для себя или других лиц, если это деяние повлекло причинение существенного вреда охраняемым законом интересам общества или государства при выполнении государственного оборонного заказа.
Под злоупотреблением полномочиями при выполнении государственного оборонного заказа следует понимать совершение лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации, таких деяний, которые хотя и были непосредственно связаны с осуществлением им своих прав и обязанностей, однако не вызывались служебной необходимостью и объективно противоречили законным интересам данной коммерческой или иной организации, а также тем целям и задачам, для достижения которых это лицо было наделено соответствующими полномочиями (п. 2 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.06.2021 N 21 «О некоторых вопросах судебной практики по делам о преступлениях против интересов службы в коммерческих и иных организациях (статьи 201, 201.1, 202, 203 Уголовного кодекса Российской Федерации)»).
Злоупотреблением полномочиями при выполнении государственного оборонного заказа признаются, например, действия лица, выполняющего управленческие функции в коммерческой или иной организации, которое в целях извлечения выгод и преимуществ для себя или других лиц осуществляет нецелевое расходование денежных средств, выделенных для реализации государственного оборонного заказа, если это повлекло общественно опасные последствия, предусмотренные статьей 201.1 УК РФ.
В п. 4 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.06.2021 N 21 разъяснено, что преступление, предусмотренное статьей 201.1 УК РФ, совершается в ходе выполнения такого заказа коммерческой или иной организацией (за исключением коммерческих и иных организаций, указанных в п. 1 примечаний к статье 285 УК РФ), являющейся головным исполнителем или исполнителем, входящим в кооперацию головного исполнителя. При этом в состав государственного оборонного заказа могут включаться:
- научно-исследовательские, опытно-конструкторские или иные работы (например, по созданию, модернизации вооружения, военной и специальной техники, утилизации и уничтожению выводимых из эксплуатации вооружения, военной и специальной техники, по уничтожению химического оружия, по строительству, реконструкции, техническому перевооружению объектов, предназначенных для нужд обеспечения обороны и безопасности Российской Федерации);
- осуществление поставок определенных предметов для федеральных нужд (например, вооружения, военной и специальной техники, сырья, материалов и комплектующих изделий, военного имущества, продовольственных и непродовольственных товаров);
- осуществление поставок продукции в области военно-технического сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами в соответствии с международными обязательствами Российской Федерации, иных поставок продукции в целях обеспечения обороны и безопасности Российской Федерации.
Состав преступления, предусмотренного ст. 201.1 УК РФ материальный и является оконченным с момента наступления общественно опасных последствий — причинения существенного вреда охраняемым законом интересам общества или государства при выполнении государственного оборонного заказа.
Понятие существенного вреда, как известно, носит оценочный характер, что всегда вызывает правоприменительные проблемы, поскольку признаков и критериев существенности причиненного вреда законодатель не дает.
Некоторые примеры причинения существенного вреда даются в п. 8 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.06.2021 N 21:
«Причинение существенного вреда охраняемым законом интересам общества или государства в результате злоупотребления полномочиями при выполнении государственного оборонного заказа (статья 201.1 УК РФ) выражается, в частности, в значительных расходах, связанных с устранением дефектов, допущенных исполнителем государственного оборонного заказа при выполнении строительных, ремонтных или иных работ либо при изготовлении и поставке продукции низкого качества, в переносе военных учений или иных мероприятий военного характера, обусловленных нарушением сроков осуществления поставок вооружения, военного или иного имущества».
Субъективная сторона преступления, предусмотренного ст. 201.1 УК РФ характеризуется умышленной формой вины.
Мотив совершения преступления — корыстная или иная личная заинтересованность.
Цель совершения преступления — извлечение выгод и преимуществ для себя или других лиц.
Субъект преступления, предусмотренного ст. 201.1 УК РФ, специальный — лицо, выполняющее управленческие функции в коммерческой или иной организации, а также в некоммерческой организации, не являющейся государственным органом, органом местного самоуправления, государственным или муниципальным учреждением, т.е. выполняющее функции единоличного исполнительного органа, члена совета директоров или иного коллегиального исполнительного органа, а также лицо, постоянно, временно либо по специальному полномочию выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в этих организациях.
В п. 11 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.06.2021 N 21 указано, что при разрешении вопроса о том, является ли лицо субъектом преступлений, предусмотренных статьями 201, 201.1 УК РФ, необходимо исходить из положений п. 1 примечаний к статье 201 УК РФ, согласно которым уголовную ответственность за совершение этих преступлений несут лица, выполняющие управленческие функции:
- в коммерческой организации, например, в акционерном обществе, обществе с ограниченной ответственностью, хозяйственном партнерстве, производственном кооперативе, за исключением коммерческих организаций, указанных в п. 1 примечаний к статье 285 УК РФ;
- в некоммерческой организации, не являющейся государственным органом, органом местного самоуправления, государственным и муниципальным учреждением и иной некоммерческой организацией, указанными в п. 1 примечаний к статье 285 УК РФ, например в потребительском кооперативе, общественной организации, товариществе собственников недвижимости.
С учетом положений Федерального закона «О государственном оборонном заказе» субъектами злоупотребления полномочиями при выполнении государственного оборонного заказа (статья 201.1 УК РФ) признаются лица, выполняющие управленческие функции в указанной коммерческой или некоммерческой организации, которая является головным исполнителем, заключившим с государственным заказчиком государственный контракт по государственному оборонному заказу, либо исполнителем, входящим в кооперацию головного исполнителя, участвующим в выполнении научно-исследовательских, опытно-конструкторских или иных работ, осуществлении поставок определенных предметов для федеральных нужд либо в соответствии с международными обязательствами Российской Федерации и заключившим контракт (договор) с головным исполнителем или исполнителем по такому заказу.
Мимо кассы
С 13 мая 2015 года по 8 июля 2015 года у завода появилась задолженность по налогам на 4,2 млн руб. Гендиректор компании знал об этом – он уже получил требования от инспекции. Компания их не исполнила, и ФНС решила получить с фирмы налоги, пени и штрафы за счет средств на банковских счетах.
В общей сложности было четыре акта о взыскании на сумму 3,314 млн руб., операции по расчетным счетам организации остановили, о чем знал гендир. Также ему было известно, что налоговая дополнительно решила взыскать деньги за счет имущества налогоплательщика почти на 1 млн руб.
В тот же период компания продала уголь другой фирме за 90,5 млн руб. Гендиректор сделал так, чтобы доходы от этой сделки поступили не на заблокированные счета фирмы, а третьим лицам: написал контрагентам соответствующие письма с просьбой перечислить деньги на определенные счета.
Правоохранительные органы заключили, что топ-менеджер мог погасить налоговую задолженность, но не сделал этого специально, ведь деньги, оказавшиеся на других счетах, налоговая не получила. А это значит, что гендиректор скрыл средства организации в крупном размере.
Разграничение административной и уголовной ответственности в сфере гособоронзаказа
Кодексом РФ об административных правонарушениях предусмотрена, в частности, ответственность должностного лица за следующие административные правонарушения:
- нарушение условий государственного контракта по государственному оборонному заказу либо условий договора, заключенного в целях выполнения государственного оборонного заказа (ст. 14.55 КоАП РФ);
- ликвидация или перепрофилирование головным исполнителем без согласования с государственным заказчиком производственных мощностей, обеспечивающих поставки продукции по государственному оборонному заказу (ст. 14.55.1 КоАП РФ);
- действия (бездействие) головного исполнителя, исполнителя, которые приводят или могут привести к необоснованному завышению цены продукции по государственному оборонному заказу, неисполнению либо ненадлежащему исполнению государственного контракта по государственному оборонному заказу (ст. 14.55.2 КоАП РФ).
Отграничение административной ответственности по указанным выше статьям от уголовной ответственности по статье 201.1 УК РФ происходит в зависимости от наличия или отсутствия последствий деяния в виде причинения существенного вреда:
«Если лицо, осуществляющее управленческие функции в коммерческой или иной организации, злоупотребляя полномочиями, допустило такие нарушения при выполнении государственного оборонного заказа, но при этом не стремилось извлечь выгоды и преимущества для себя или других лиц, и (или) совершенное деяние не повлекло причинение существенного вреда охраняемым законом интересам общества либо государства, то данные деяния не образуют состава преступления, предусмотренного статьей 201.1 УК РФ» (п. 8 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.06.2021 N 21).