Замещение должности судьи

Описание страницы: замещение должности судьи - 2020 год от профессионалов для людей.

Арбитражный суд города Москвы

Разделы сайта

Квалификационные требования для замещения должностей гражданской службы в аппарате Арбитражного суда города Москвы

Для замещения должности гражданской службы требуется соответствие квалификационным требованиям к уровню профессионального образования, стажу гражданской службы или работы по специальности, направлению подготовки, знаниям и умениям, которые необходимы для исполнения должностных обязанностей, а также при наличии соответствующего решения представителя нанимателя – к специальности, направлению подготовки.

Квалификационные требования для замещения должностей гражданской службы устанавливаются в соответствии с категориями и группами должностей гражданской службы, областью и видом профессиональной служебной деятельности гражданского служащего.

Квалификационным требования к уровню профессионального образования

  • Для замещения должностей гражданской службы категорий «руководители», «помощники (советники)» главной группы должностей гражданской службы обязательно наличие высшего образования не ниже уровня специалитета, магистратуры.
  • Для замещения должностей гражданской службы категорий «руководители», «помощники (советники)» ведущей группы должностей гражданской службы, категории «специалисты» ведущей и старшей групп должностей гражданской службы, обязательно наличие высшего образования.
  • Для замещения должностей гражданской службы категории «обеспечивающие специалисты» старшей и младшей групп должностей гражданской службы обязательно наличие среднего профессионального образования.

Квалификационные требования к стажу гражданской службы или работы по специальности, направлению подготовки

Указом Президента Российской Федерации от 16 января 2017 года № 16 «О квалификационных требованиях к стажу государственной гражданской службы или стажу работы по специальности, направлению подготовки, который необходим для замещения должностей федеральной государственной гражданской службы» установлены следующие квалификационные требования к стажу гражданской службы или работы по специальности, направлению подготовки:

  • Для замещения главных должностей федеральной государственной гражданской службы – не менее двух лет стажа государственной гражданской службы или стажа работы по специальности, направлению подготовки;
  • Для замещения ведущих, старших и младших должностей федеральной государственной гражданской службы – без предъявления требования к стажу.
  • Для лиц, имеющих дипломы специалиста или магистра с отличием, в течение трех лет со дня выдачи диплома устанавливаются квалификационные требования к стажу государственной гражданской службы или стажу работы по специальности, направлению подготовки для замещения главных должностей федеральной государственной гражданской службы – не менее одного года стажа государственной гражданской службы или стажа работы по специальности, направлению подготовки.

Квалификационные требования к знаниям и умениям, необходимым для исполнения должностных обязанностей, квалификационные требования к специальности, направлению подготовки

Квалификационные требования к знаниям и умениям, необходимым для исполнения должностных обязанностей, устанавливаются в зависимости от области и вида профессиональной служебной деятельности гражданского служащего его должностным регламентом. Должностным регламентом гражданского служащего могут также предусматриваться квалификационные требования к специальности, направлению подготовки, которые необходимы для замещения должности гражданской службы.

Требования к базовым знаниям и умениям (вне зависимости от областей и видов профессиональной служебной деятельности):

  • знание государственного языка Российской Федерации;
  • знание основ Конституции Российской Федерации, законодательства о государственной гражданской службе, законодательства о противодействии коррупции;
  • знания и умения в области информационно-коммуникационных технологий, включающие знание основ информационной безопасности и защиты информации, основных положений законодательства о персональных данных, общих принципов функционирования системы электронного документооборота, основных положений законодательства об электронной подписи, знания и умения по применению персонального компьютера.

Требования к общим и управленческим умениям, свидетельствующимо наличии необходимых профессиональных и личностных качеств:

Общие умения (для всех категорий и групп должностей гражданской службы):

  • умение мыслить системно (стратегически);
  • умение планировать, рационально использовать служебное время и достигать результата;
  • коммуникативные умения;
  • умение управлять изменениями.

Управленческие умения (для должностей гражданской службы категорий «руководители» и «помощники (советники)» всех групп должностей, категории специалисты главной, ведущей и старшей групп должностей):

  • умение руководить подчиненными, эффективно планировать, организовывать работу и контролировать ее выполнение;
  • умение оперативно принимать и реализовывать управленческие решения.

Профессиональные знания

Источник: http://www.msk.arbitr.ru/node/12999

Судей в отставке предлагают разрешить отправлять на работу в другие субъекты

С растущей нагрузкой судебной системе должны помочь судьи в отставке – их будет проще привлекать к работе. «Вызвать» из отставки смогут, даже если судья потребуется в другом регионе и в суде ниже уровнем, чем тот, в котором трудился отставник. Соответствующие коррективы в закон «О статусе судей в РФ» предложил внести первый зампред думского комитета по госстроительству Вячеслав Лысаков.

Сейчас законодательно не предусмотрено, в суд какого уровня и субъекта может попасть отставник из арбитражного или суда общей юрисдикции в случае необходимости, говорится в пояснительной записке к проекту. Депутат в ней отмечает, что этот пробел привел к тому, что Высшая квалификационная коллегия судей РФ 20 июля 2013 года разъяснила квалификационным коллегиям судей субъектов, что квалификационная коллегия судей вправе дать положительное заключение о привлечении отставника к исполнению обязанностей судьи только того суда (судебного участка), в котором тот ранее исполнял свои обязанности. «Таким образом, ВККС, не являясь законодательным органом, высказала свою правовую позицию, обязательную для квалификационных коллегий судей субъектов, которая исключает возможность привлечения федеральных судей, пребывающих в отставке, к исполнению обязанностей судей иных райсудов, кроме того, в котором они осуществляли правосудие на момент почетного ухода или почетного удаления с должности», говорится в сопроводительных материалах к законопроекту.

С текстом законопроекта № 820852-6 «О внесении изменений в статью 7-1 Закона Российской Федерации «О статусе судей в Российской Федерации» можно ознакомиться здесь.

Источник: http://pravo.ru/news/view/119557/

Права и обязанности судьи

Права и обязанности судьи являются важнейшей составляющей статуса судьи. Рассматривая права и обязанности судьи, следует иметь в виду несколько обстоятельств:

• права и обязанности судьи как носителя судебной власти следует отличать от прав и обязанностей гражданина. Судья, являющийся гражданином России, обладает наравне с другими гражданами конституционными и иными правами и обязанностями. Но их содержание несколько иное, поскольку судья обладает особым статусом, который налагает на него дополнительные ограничения, в том числе в сфере реализации им своих конституционных и иных прав и свобод;

Должность судьи по своей сути имеет схожие черты с государственной службой (ФЗ «Об основах государственной службы Российской Федерации» относил данные должности к государственным должностям категории «А» (должности, устанавливаемые Конституцией РФ, федеральными законами, конституциями, уставами субъектов РФ для непосредственного исполнения полномочий государственных органов). Несмотря на такое правовое регулирование нормативные правовые акты наделяют судью общими с другими государственными служащими суда (работники аппарата, администратор суда) правами и обязанностями. Например, Постановление Совета судей РФ от 18 апреля 2003 №101 «Об утверждении Типовых правил внутреннего распорядка судов» определяет в разделе 3 основные права и обязанности судей, работников суда, а также администратора суда.

Права и обязанности судьи регулируются законодательными актами (Законом о статусе судей, об отдельных судах (Конституционном Суде РФ, Верховном Суде РФ и др.), иными нормативными актами (Регламентами и др.), а также Кодексом судейской этики (табл. 4).

Читайте так же:  Лишение водительского удостоверения за неуплату алиментов

Права и обязанности судьи (Закон о статусе судей)

Продолжение табл. 4 ?

  • • на хранение и ношение служебного огнестрельного оружия (ст. 9 Закона о статусе судей);
  • • на оплату труда;
  • • предоставление ежегодного отпуска;
  • • социальное обеспечение, обеспечение жильем, социально-бытовое обслуживание;
  • • обязательное государственное страхование жизни и здоровья судьи, а также принадлежащей ему и членам его семьи собственности.

к причинению вреда правам и законным интересам граждан, организаций, общества, муниципального образования, субъекта Российской Федерации или Российской Федерации. Под личной заинтересованностью судьи понимается возможность получения судьей при исполнении должностных обязанностей доходов в виде материальной выгоды либо иного неправомерного преимущества непосредственно для судьи, членов его семьи или иных лиц и организаций, с которыми судья связан финансовыми или иными обязательствами.

  • 4. Представлять ежегодно сведения о своих доходах, об имуществе, принадлежащем ему на праве собственности, и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах супруга (супруги) и несовершеннолетних детей, об имуществе, принадлежащем им на праве собственности, и обязательствах имущественного характера супруга (супруги) и несовершеннолетних детей.
  • 5. Повышать квалификацию.

Обязанности судьи связаны также с запретами, которые налагаются на него как носителя судебной власти в целях обеспечения принципа независимости. К запретам, которые налагают на судью обязанности, относятся следующие:

  • • замещать иные государственные должности, должности государственной службы, муниципальные должности, должности муниципальной службы, быть третейским судьей, арбитром;
  • • принадлежать к политическим партиям, материально поддерживать политические партии и принимать участие в их политических акциях и иной политической деятельности;
  • • публично выражать свое отношение к политическим партиям и иным общественным объединениям;
  • • заниматься предпринимательской деятельностью лично или через доверенных лиц, в том числе принимать участие в управлении хозяйствующим субъектом независимо от его организационно-правовой формы;
  • • заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме педагогической, научной и иной творческой деятельности, занятие которой не должно препятствовать исполнению обязанностей судьи и не может служить уважительной причиной отсутствия на заседании, если

11.3. Права и обязанности судьи

на го не дано согласия председателя соответствующего суда. При этом педагогическая, научная и иная творческая деятельность по общему правилу не может финансироваться исключительно за счет средств иностранных государств, международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства;

Продолжение табл. 4 ?

Продолжение табл. 4

судьей по акту в суд, в котором он занимает должность судьи. Судья, сдавший подарок, полученный им в связи с протокольным мероприятием, со служебной командировкой и с другим официальным мероприятием, может его выкупить в порядке, устанавливаемом нормативными правовыми актами РФ;

  • • принимать без разрешения соответствующей квалификационной коллегии судей почетные и специальные (за исключением научных и спортивных) звания, награды и иные знаки отличия иностранных государств, политических партий, иных общественных объединений и других организаций;
  • • выезжать в служебные командировки за пределы территории РФ за счет средств физических и юридических лиц, за исключением служебных командировок;
  • • входить в состав органов управления, попечительских или наблюдательных советов, иных органов действующих на территории РФ иностранных некоммерческих неправительственных организаций и их структурных подразделений, если иное не предусмотрено законодательством;
  • • прекращать исполнение должностных обязанностей в целях урегулирования трудового спора (запрет забастовок).

В силу осуществления судьями публично-правовых функций судебной власти законодатель предъявляет к ним дополнительные повышенные требования не только в сфере служебных отношений, но и в плане соблюдения морально-этических норм, в том числе во внеслужебных отношениях, составляющих сферу их частной жизни. Такие требования, в частности, содержатся в п. 2 ст. 3 Закона о статусе судей, в котором закрепляется, что судья при исполнении своих полномочий, а также во внеслужебных отношениях должен избегать всего, что могло бы умалить авторитет судебной власти, достоинство судьи и вызвать сомнение в его объективности, справедливости и беспристрастности.

Как указал Конституционный Суд РФ в Постановлении от 20 июля 2011 г. № 19-П и в Определении от 18 июля 2006 г. №310-0, поскольку судьи «осуществляют публично-правовые задачи судебной власти, законодатель предъявляет к ним, как к представителям судебной власти, особые требования», «специфика судебной деятельности и статуса судьи предполагает наличие у судьи не только высокого уровня профессионализма, но и особых морально-этических качеств. Эти требования сами по себе никоим образом не исключают возможность реализации судьей гражданских прав, однако таким образом, чтобы не умалялись достоинство и авторитет ни данного судьи, ни судебной власти в целом». Соблюдение указанных требований позволяет судье в полной мере реализовать свой статус как носителя судебной власти в РФ.

Предъявляемые к судье требования морально-этического характера («Кодекс судейской этики»):

Статья 4. Требования о соблюдении законодательства и Кодекса судейской этики

  • 1. Судья при исполнении своих обязанностей по осуществлению правосудия должен исходить из того, что судебная защита прав и свобод человека и гражданина определяет смысл и содержание деятельности органов судебной власти.
  • 2. В своей профессиональной деятельности и вне службы судья обязан соблюдать Конституцию РФ, федеральные конституционные законы, федеральные законы, руководствоваться Законом РФ «О статусе судей в Российской Федерации», нормами процессуального законодательства, другими нормативными правовыми актами, а также принципами и правилами поведения, установленными Кодексом судейской этики, общепринятыми нормами морали и нравственности, неукоснительно следовать присяге судьи.
  • 3. Соблюдение Кодекса судейской этики должно быть внутренним убеждением судьи, правилом его жизни, должно способствовать укреплению доверия общества к судебной системе, его уверенности в том, что правосудие осуществляется компетентно, независимо, беспристрастно и справедливо.

Статья 5. Требования об обеспечении приоритетности в профессиональной деятельности

1. Судья должен исходить из того, что деятельность по отправлению правосудия является для него приоритетной по отношению к любой другой деятельности, которую он вправе осуществлять в соответствии с законодательством о статусе судей.

  • 2. Судья не вправе уклоняться от рассмотрения поступивших к нему заявлений, ходатайств и жалоб или иным образом отказываться от исполнения своих профессиональных обязанностей, за исключением случаев, требующих заявления самоотвода.
  • 3. На протяжении всего срока пребывания в должности судья не должен осуществлять никакой деятельности, которая могла бы поставить под сомнение его независимость и беспристрастность и привести к конфликту интересов.
  • 4. Судья помимо выполнения судейских полномочий может заниматься другой разрешенной законом оплачиваемой деятельностью, в том числе преподавательской, научной, творческой, если это не препятствует осуществлению правосудия.

Статья 6. Требования к судье>, направленные на обеспечение его статуса

Судье не следует использовать свой статус при обращениях в различные государственные органы и органы местного самоуправления по личным вопросам; получать вознаграждение, связанное с выполнением обязанностей по осуществлению правосудия, из иных источников, кроме федерального бюджета, а в случаях, предусмотренных законом, — бюджета соответствующего субъекта Российской Федерации.

  • 4. Судья должен быть осведомлен о своем личном имуществе и источниках его формирования, должен принимать разумные меры в целях получения информации об имуществе и материальных интересах членов своей семьи.
  • 5. Судья не должен совершать каких-либо действий либо давать повод другим лицам совершать такие действия, которые позволяли бы сделать вывод об оказании влияния на осуществление судьей его полномочий и усомниться в независимости и беспристрастности судьи.
Читайте так же:  Образец по алиментам отцу

Статья 7. Требования относительно принятия званий, наград, подарков

Судья может принимать почетные и специальные звания, награды и иные знаки отличия, в том числе иностранных государств, политических партий, общественных объединений и других организаций, а также получать подарки в случаях и в порядке, установленных законодательством.

Судья в отставке также обладает особым статусом. Отставкой судьи признается почетный уход или почетное удаление судьи с должности. За лицом, пребывающим в отставке, сохраняются звание судьи, гарантии личной неприкосновенности и принадлежность к судейскому сообществу. Он имеет право на дополнительные материальные гарантии.

Судья, пребывающий в отставке и имеющий стаж работы в должности судьи не менее 20 лет либо достигший возраста 55 (для женщин — 50) лет, вправе работать в органах государственной власти, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, в профсоюзных и иных общественных объединениях, а также работать в качестве помощника депутата Государственной Думы или члена Совета Федерации Федерального Собрания РФ либо помощника депутата законодательного (представительного) органа субъекта РФ, но не вправе занимать должности прокурора, следователя и дознавателя, заниматься адвокатской и нотариальной деятельностью. В период осуществления деятельности, которой судья, пребывающий в отставке, вправе заниматься в соответствии с настоящим пунктом, на него не распространяются гарантии неприкосновенности, членство указанного судьи в судейском сообществе на этот период приостанавливается.

Отставка судьи может быть прекращена по основаниям, указанным в Законе о статусе судей (нарушение запретов, связанных со статусом судьи). Решение о прекращении отставки судьи либо о приостановлении отставки судьи принимается соответствующей квалификационной коллегией судей по собственной инициативе, либо по представлению органа судейского сообщества или председателя суда по месту прежней работы судьи, пребывающего в отставке. Отставка судьи прекращается также в случае повторного назначения (избрания) его на должность судьи, за исключением случая назначения (избрания) судьи, пребывающего в отставке, судьей конституционного (уставного) суда субъекта Российской Федерации

Права и обязанности — центральный элемент статуса судьи, которые определяют границы должного и возможного поведения судьи как носителя судебной власти. Неисполнение или ненадлежащее исполнение судьей своих обязанностей может привести к привлечению судьи к ответственности.

Источник: http://studref.com/552653/pravo/prava_obyazannosti_sudi

ВККС напомнила кандидатам в судьи, о чем нельзя умолчать в анкете

Высшая квалификационная коллегия судей опубликовала ответы на 22 вопроса, поступивших от председателей региональных ККС. Какие действия нужно предпринять, если судья решил перевестись на аналогичную должность в другой суд, а его коллега, будучи в отставке, вдруг решил попробовать себя в другом амплуа? Чего нельзя скрывать в анкете и в какой срок можно поправить документы, уже поданные по конкурсу? «Право.ru» выбрало наиболее интересные из них.

1. Можно ли применять процедуру отстранения (отвода) от участия в рассмотрении конкретных вопросов члена ККС?

– Да, это возможно, если лицо, принимающее участие в заседании, выражает недоверие к члену ККС, либо по собственной инициативе члена ККС (п. 5 ст. 21 закона «Об органах судейского сообщества»).

2. На члена ККС временно возложили обязанности секретаря. Имеет ли он право принять участие в голосовании?

– Да, поскольку не лишается полномочий члена ККС.

3. Какой вид голосования необходимо использовать, если принимается решение по представлению о досрочном прекращении полномочий председателя (зампреда) суда с оставлением в должности судьи?

– Могут приниматься оба вида голосования – как открытое, так и тайное. Но в п. 2.1 ст. 23 закона «Об органах судейского сообщества» приведен перечень вопросов, решения по которым в обязательном порядке должны приниматься тайным голосованием членов ККС.

4. Кандидат на вакантную должность судьи отозвал документы уже после их направления в Верховный суд. Когда и на каком основании может быть объявлен новый конкурс?

– В этом случае объявление об открытии вакантной должности судьи осуществляется по письменному сообщению председателя соответствующего суда.

5. В какой срок претендент на должность судьи может уточнить, изменить или дополнить документы, поданные по конкурсу?

– До истечения срока, обозначенного в объявлении как «последний день приема документов», он вправе отозвать и вновь подать в ККС документы. После этого их изменение или замена не осуществляются.

Видео (кликните для воспроизведения).

6. А если претендент ранее привлекался к дисциплинарной ответственности, но взыскания досрочно сняты или погашены, нужно ли об этом упоминать в анкете?

– Да, нужно. В п. 11 анкеты в разделе «Биографические данные» содержится формулировка вопроса, отвечая на который, претендент предоставляет информацию о привлечении либо непривлечении к дисциплинарной, административной или уголовной ответственности.

7. Если у претендента на должность судьи есть хозяйственные постройки (например, сарай, баня, гараж при жилом доме), которые не зарегистрированы как самостоятельные объекты недвижимого имущества, каким образом их нужно отражать в справках о доходах, расходах и об имуществе?

– Их нужно указать в подразделе 6.1. «Объекты недвижимого имущества, находящиеся в пользовании». Об этом говорится в абзаце второго пункта 3.1.3 подраздела 3.1 раздела 3 Методических рекомендаций по заполнению судьями и работниками аппаратов судов справок о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также справок о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, утвержденных постановлением Президиума ВС от 7 апреля 2017 года.

8. При подаче документов по каким-либо причинам претендент не может представить справку о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера в отношении члена своей семьи. Что ему делать?

– В этом случае он должен обратиться с заявлением по форме, содержащейся в Методических рекомендациях, в котором укажет причины, почему не может предоставить такие сведения.

9. Судья в отставке решил заняться не запрещенной законом трудовой деятельностью. Должен ли он обращаться в ККС с заявлением о приостановлении его членства в судейском сообществе?

– В п. 4 ст. 3 закона «О статусе судей» обозначена деятельность, которой служитель Фемиды, пребывающий в отставке, вправе заниматься. Из этой нормы следует, что на период ее осуществления членство такого судьи в судейском сообществе приостанавливается. Поэтому принятие какого-либо решения о приостановлении членства в судейском сообществе в данном случае не требуется, поскольку оно приостанавливается на период такой работы в силу указаний на это в Законе.

10. Действующий судья хочет перейти на аналогичную должность в другой суд. Что делать в этом случае?

– Согласно п. 1 ст. 5 закона «О статусе судей», отбор кандидатов на должность судьи осуществляется на конкурсной основе. Назначение действующего судьи на должность, аналогичную занимаемой им, осуществляется в общем порядке, за исключением требования о наличии положительного заключения соответствующей ККС.

Читайте так же:  Прекращение выплаты алиментов в связи со смертью

Общий порядок, в свою очередь, предусматривает, что квалифколлегия после получения письменного сообщения председателя суда объявляет об открытии вакансии в СМИ с указанием времени и места приема заявлений от претендентов на должность судьи, а также срока, до истечения которого указанные документы принимаются. При этом претендент с заявлением на имя президента представляет документы, предусмотренные п. 6 ст. 5 указанного закона, а квалифколлегия организует проверку их достоверности и указанных в них сведения.

12. Может ли председатель квалифколлегии либо его зам направить для проверки жалобу, содержащую сведения о совершении судьей дисциплинарного проступка, в соответствующий совет судей субъекта РФ?

– Нет, они не вправе этого сделать. В п. 2 ст. 22 закона «Об органах судейского сообщества» определен порядок рассмотрения квалифколлегией жалоб и сообщений, содержащих сведения о совершении судьей дисциплинарного проступка, поступивших от органов и должностных лиц, не указанных в п. 1 указанной статьи (т. е. не от председателей соответствующих или вышестоящих судов и не от органов судейского сообщества), а также от граждан. В соответствии с рассматриваемой нормой такие жалобы и сообщения проверяются квалифколлегией самостоятельно либо направляются для проверки председателю соответствующего суда.

13. Что делать ККС, если гражданин пожаловался на ее ответ, которым жалоба возвращена в соответствии с п. 3 ст. 27 положения о порядке работы ККС?

Порядок рассмотрения поступающих в коллегию обращений о совершении судьей дисциплинарного проступка определен в ст. 22 закона «Об органах судейского сообщества» и конкретизирован в ст. 27 Положения о порядке работы квалификационных коллегий судей, напоминает ВККС. Из содержания п. 2 ст. 22 указанного ФЗ следует, что жалобы и сообщения, поступившие в квалифколлегии, подлежат проверке только при наличии в них сведений о совершении судьей дисциплинарного проступка. В ином случае указанные обращения подлежат возврату. Письменные ответы председателей коллегий по ним не являются коллегиальными решениями, их обжалование в порядке, установленном ст. 26 закона «Об органах судейского сообщества», не предусмотрено.

Источник: http://pravo.ru/news/view/141806/

Замещение должности судьи

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

В рамках круглого стола речь пойдет о Всероссийской диспансеризации взрослого населения и контроле за ее проведением; популяризации медосмотров и диспансеризации; всеобщей вакцинации и т.п.

Программа, разработана совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Заключение Комиссии Совета судей РФ от 5 декабря 2018 г. № 17-КЭ “О праве замещать должности государственной гражданской службы в управлении Министерства юстиции Российской Федерации по субъекту Российской Федерации судьей, пребывающим в отставке и получающим ежемесячное содержание”

Комиссия Совета судей Российской Федерации по этике рассмотрела запрос судьи, пребывающего в отставке и получающего ежемесячное пожизненное содержание, по вопросу возможности его трудоустройства на государственную службу в управление Министерства юстиции Российской Федерации по субъекту Российской Федерации.

Абзац первый пункта 4 статьи 3 Закона Российской Федерации от 26.06.1992 N 3132-1 (ред. от 12.11.2018) «О статусе судей в Российской Федерации» (далее — Закон о статусе судей) устанавливает общие условия, наличие которых обязательно для работы пребывающего в отставке судьи, а также определяет исчерпывающий перечень видов органов, учреждений, объединений, в которых допускается работать судье в отставке:

судья, пребывающий в отставке и имеющий стаж работы в должности судьи не менее 20 лет либо достигший возраста 55 лет (для женщин — 50 лет), вправе работать в органах государственной власти, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, в профсоюзных и иных общественных объединениях, а также в качестве помощника депутата Государственной Думы или члена Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации либо помощника депутата законодательного (представительного) органа субъекта Российской Федерации, может быть назначен на должность уполномоченного по правам потребителей финансовых услуг, но не вправе занимать должности прокурора, следователя и дознавателя, заниматься адвокатской и нотариальной деятельностью.

Согласно абзацу второму того же пункта 4 на судью, пребывающего в отставке, независимо от возраста и судейского стажа не распространяются, в частности, требования, установленные подпунктом 1 пункта 3 статьи 3 Закона о статусе судей. Таким образом, в отношении судей в отставке, независимо от возраста и судейского стажа, не действует запрет занимать государственные должности, а также должности государственной службы, муниципальные должности, должности муниципальной службы, быть третейским судьей, арбитром.

Постановлением Президиума Совета судей Российской Федерации от 27.06.2016 N 518 утверждено заключение комиссии Совета судей Российской Федерации по этике, разъясняющее, что в период замещения судьей, пребывающим в отставке, независимо от возраста и судейского стажа должностей, указанных в подпункте 1 пункта 3 статьи 3 Закона о статусе судей, наряду с оплатой на замещаемых должностях сохраняется назначенное судье ежемесячное пожизненное содержание.

Прохождение государственной службы и муниципальной службы регулируется Федеральным законом от 27 мая 2003 года N 58-ФЗ (ред. от 23.05.2016) «О системе государственной службы Российской Федерации», другими федеральными законами, определяющими особенности прохождения отдельных видов государственной службы, Федеральным законом от 2 марта 2007 года N 25-ФЗ (ред. от 30.10.2018) «О муниципальной службе в Российской Федерации».

Государственная, муниципальная служба как вид профессиональной служебной деятельности граждан осуществляется на должностях государственной, муниципальной службы, которые включены в соответствующие реестры. Именно такие должности судья в отставке вправе замещать независимо от возраста и стажа работы в качестве судьи.

Поэтому поступление пребывающего в отставке судьи на государственную гражданскую службу в управление Министерства юстиции Российской Федерации по субъекту Российской Федерации (то есть замещение должности государственной гражданской службы в данном органе) не нарушает требований, предъявляемых к судье в отставке Законом о статусе судей.

В государственных, муниципальных органах могут предусматриваться должности, не являющиеся должностями государственной или муниципальной службы. Трудовая деятельность работников, замещающих такие должности, не является государственной службой и регулируется законодательством Российской Федерации о труде.

Для работы судьи в отставке на таких должностях необходимо наличие условий, названных в абзаце первом пункта 4 статьи 3 Закона о статусе судей, — стаж работы в должности судьи не менее 20 лет либо достижение возраста 55 лет (для женщин — 50 лет).

Следует также учитывать, что правило о допустимости замещения судьей в отставке должностей государственной, муниципальной службы не отменяет обязательность соблюдения им других требований, ограничений, установленных Законом о статусе судей.

Так, например, судья в отставке, работающий в должности, разрешенной законодательством о статусе судей, не должен выступать в качестве представителя по делам нанимателя (работодателя), поскольку это ведет к нарушению требования, установленного подпунктом 6 пункта 3 статьи 3 Закона о статусе судей.

Поэтому рассматривая возможность поступления на государственную службу любого вида, судья в отставке всегда обязан учитывать конкретный объем функциональных обязанностей по замещаемой должности, с тем, чтобы при осуществлении профессиональной служебной деятельности не возникало противоречий между интересами службы и статусом судьи в отставке.

Читайте так же:  Увм гу мвд режим работы

Обзор документа

Закон о статусе судей не запрещает судье в отставке быть госслужащим в управлении Минюста по субъекту Федерации. При этом судья всегда обязан учитывать конкретный объем обязанностей по замещаемой должности, чтобы при осуществлении служебной деятельности не возникало противоречий между интересами службы и статусом судьи в отставке.

Источник: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/72031900/

О природе конкурса на замещение вакантной должности судьи (руководителя суда)

Клеандров М.И., заслуженный юрист РФ.

Судья. 2006. N 8. С. 20.

Словом, механизм отбора кандидатов в судьи и наделения их судейскими полномочиями необходимо совершенствовать во всех его звеньях, одним из которых, весьма важным, является организация и проведение конкурса на замещение вакантной должности судьи.

Как известно, с конца 2001 г. отбор кандидатов в судьи осуществляется на конкурсной основе, что прямо закреплено в п. 1 ст. 5 Закона «О статусе судей в Российской Федерации» (в редакции от 15 декабря 2001 г. и с более поздними изменениями). Это если к вопросу подходить формально, но, по существу, и до этого во многих судах, прежде всего уровня субъектов РФ, как арбитражных, так и общей юрисдикции, неформально такой конкурс проводился. Обычно на одно вакантное место претендовали — из состоящих в резерве суда, идущих «самоходом» или откуда-либо рекомендуемых — два и более желающих, причем формально соответствующих предъявляемым требованиям и поэтому, в принципе, могущих занять эту должность. Конкурс не объявлялся, но практически он осуществлялся путем отбора председателем суда совместно с президиумом суда, а затем квалификационной коллегией судей этого суда (поскольку тогда в каждом суде уровня субъекта РФ действовали самостоятельные квалификационные коллегии судей) лучшего из претендентов: по документам, в ходе собеседований, по результатам квалификационного экзамена, который тогда также проводился — обычно экзаменационной комиссией своего суда, точнее, созданной председателем суда из судей суда с привлечением, как правило, ученых регионального юридического вуза.

Таким образом, формально провозглашенный в конце 2001 г. федеральным законом (в развитие рекомендаций рабочей группы по судебной реформе, созданной в ноябре 2000 г. Президентом РФ) конкурсный отбор кандидатов в судьи, по существу, воспринял уже более или менее сложившуюся практику. Но тем не менее подобное законодательное нововведение — серьезный шаг по пути формирования судейского корпуса на прозрачной основе.

Таким образом, следует констатировать: в законе о статусе судей конкурсная процедура выбора кандидата на конкретную вакантную должность судьи урегулирована в предельно лаконичной форме. По сути дела, квалификационная коллегия судей, выступающая в данном случае в качестве конкурсной комиссии, рассматривает и «взвешивает»: заявления кандидатов с приложенными документами, носящими формально-анкетный характер, и результаты квалификационных экзаменов. Указание на рассмотрение итогов проверки достоверности документов и сведений не может по определению носить «взвешивающий» характер, оно несет единственную — блокирующую при обнаружении недостоверности задокументированных сведений — нагрузку. В итоге конкурсная комиссия выбирает из претендентов лучшего (нескольких лучших) по представленным ими же сведениям исключительно формально-анкетного характера и крайне ограниченного объема и с учетом результатов квалификационного экзамена. Никакие иные факторы (обстоятельства, информация и т.п.) в конкурсе значения не имеют и практически конкурсной комиссии (квалификационной коллегии судей) или недоступны, или не могут ею (ее членами) официально приниматься во внимание и быть положенными в основу решения.

Один из членов (2003 г.) ВККС России прямо пишет: «Из представленных материалов нельзя сказать, обладает ли претендент логическим мышлением, глубоким чувством справедливости, умением четко и последовательно изложить свои суждения в письменной форме, есть ли у него выдержка и чувство такта, хладнокровие и самообладание и многие другие качества, необходимые судье» .

Гришин С. Требования, предъявляемые к кандидатам на должность судьи // Российская юстиция. 2003. N 12. С. 24.

В принципе, если взглянуть на конкурсную процедуру отбора претендентов на вакантную должность судьи с большой высоты, то с введением Законом от 5 апреля 2005 г. порядка, при котором квалификационная коллегия судей по факту может рекомендовать на единственную — конкретную вакантную — должность судьи нескольких претендентов, эта квалификационная коллегия судей перестала обладать функцией конкурсной комиссии. Ибо главная, если не единственная, функция любой конкурсной комиссии — определить победителя, причем единственного, на одно место в конкурсе. Если же квалификационная коллегия судей рекомендует нескольких, отобранных (выделенных) ею претендентов на одно место, она превращается в первое — отборочное — звено большого конкурсного механизма, где главную роль играет то звено, которое и завершит конкурсную процедуру — выберет одного-единственного претендента из нескольких участвующих в конкурсе, прошедших предварительный отбор и т.д., — на единственное место. Тем не менее роль квалификационной коллегии судей как звена конкурсного механизма преуменьшать не следует — роль главного «фильтра», отсеивающего негодных быть судьей претендентов, за ней осталась.

А каково положение дел с регулированием конкурсного отбора в иных сферах? В специальном, совсем «свежем» нормативном акте о конкурсе в сфере государственной службы — Положении о конкурсе на замещение вакантной должности государственной гражданской службы Российской Федерации, утвержденном Указом Президента РФ от 1 февраля 2005 г. N 112, предусмотрено, что при проведении конкурса (а заседание комиссии проводится, как установлено п. 20 Положения, при наличии не менее двух кандидатов) конкурсная комиссия оценивает кандидатов не только на основании представленных ими документов об образовании, прохождении гражданской или иной государственной службы, осуществлении другой трудовой деятельности, но также на основе конкурсных процедур с использованием не противоречащих федеральным законам и другим нормативным правовым актам Российской Федерации методов оценки профессиональных и личностных качеств кандидатов, включая индивидуальное собеседование, анкетирование, проведение групповых дискуссий, написание реферата или тестирование по вопросам, связанным с выполнением должностных обязанностей по вакантной должности гражданской службы, на замещение которой претендуют кандидаты.

Сам конкурс по этому Положению заключается в оценке профессионального уровня кандидатов на замещение вакантной должности гражданской службы, их соответствия квалификационным требованиям к этой должности. А при оценке профессиональных и личностных качеств кандидатов конкурсная комиссия исходит из соответствующих квалификационных требований к вакантной должности гражданской службы и других положений должностного регламента по этой должности, а также иных положений, установленных законодательством о государственной гражданской службе. Таким образом, судя по этому нормативному акту, процедура конкурсного отбора претендентов на вакантную должность государственной гражданской службы существенно лучше специальной — судейской, хотя и у нее можно отыскать недостатки, к тому же еще неясно, как она будет реализовываться на практике, для этого нужен продолжительный временной лаг.

Можно назвать и еще несколько механизмов конкурсного отбора на ту или иную должность, например: Инструкция о проведении конкурса на замещение офицерами вакантных должностей профессорско-преподавательского состава и научных работников в образовательных организациях высшего профессионального образования и научно-исследовательских организациях ФСО России, утвержденная Приказом Федеральной службы охраны РФ от 21 февраля 2005 г. N 54 (зарегистрирована в МЮ РФ 28 марта 2005 г., рег. N 6448) и т.д. Практически везде критерии определения победителя в конкурсе внятные, а победитель — на одно вакантное место — единственный.

Читайте так же:  Назначение дисциплинарной ответственности

Может ли правовая природа конкурса на занятие вакантной должности судьи быть близкой к правовой природе конкурса, регулируемой ГК РФ? Публикуя извещение о проведении конкурса, квалификационная коллегия судей выражает публичную оферту (ст. 437 ГК РФ) ко всем желающим (точнее, желающим, имеющим на это формальные основания) заключить договор о проведении конкурса. В силу ст. 435 ГК РФ оферта — адресованное лицу (лицам) предложение, выражающее определенное намерение лица, сделавшего предложение, считать себя заключившим договор с адресатом, которым будет принято предложение, при этом оферта должна содержать существенные условия договора. Таким образом, публикация о конкурсе (по аналогии), по идее, должна содержать намерение квалификационной коллегии судей провести конкурс по определенным, заранее сформулированным (обычно — в конкурсной документации) правилам.

Что касается предложения заключить договор неопределенному кругу лиц, то квалификационная коллегия судей в числе его основных условий — обязательств со своей стороны — должна была бы назвать (так по ГК РФ): рассмотрение в соответствии с установленной в конкурсной документации процедурой поданных ей конкурсных заявок (заявление с прилагаемыми документами, перечисленными в законе); выбор победителя конкурса; заключение с ним как с победителем конкурса на замещение вакантной должности судьи договора на занятие этой должности. Ни второго толком, ни третьего, в принципе, как известно, в реалии нет.

Далее. Формально договор о проведении конкурса в данном случае может быть формально отнесен к договорам присоединения, ибо никакая встречная оферта с иными условиями здесь невозможна. Этот договор — консенсуальный, двусторонний, но с множеством лиц на одной стороне, и особенность его в том, что акцептовать оферту организатора конкурса под страхом признания конкурса несостоявшимся (п. 5 ст. 447 ГК РФ) должны минимум два участника. В реальности же, как известно, квалификационная коллегия судей нередко победителем признает и единственного участника конкурса. И так далее. Видимо, регулируемый ГК РФ конкурс как предназначенный регламентировать конкурс в частноправовых отношениях малопригоден для процедуры проведения конкурса на занятие вакантной должности государственного судьи, но опорой для выработки его идеологии, в принципе, может служить.

Как бы то ни было, введенный в декабре 2001 г. в России конкурсный порядок занятия (замещения) судейской должности, в принципе, представляется оправданным и перспективным, хотя его уточнение, произведенное 5 апреля 2005 г., делает его более «размытым». Однако выделять, даже в случае «лучшего из лучших», на вакантное место судьи можно и нужно. Хотя это сделать нелегко и среди действующих судей.

Ведь не вызывает удивления, что и действующие судьи разнятся между собой по множеству параметров, включая немаловажный — по результатам своего труда. Руководитель одного из арбитражных судов субъектов РФ резонно отмечает: «Наверное, многие обращали внимание на тот факт, что если сравнить количество обжалованных судебных актов нескольких судов, объем работы и количество судей в которых примерно одинаковы, то наверняка окажется, что в одном из них число обжалованных решений заметно меньше, чем в другом (да и среди судей одного суда эти данные заметно разнятся). Наверное, такое явление можно объяснить тем, что решения этого суда (его судей) справедливее, что ли, раз граждане с ними соглашаются, даже если они влекут для них неблагоприятные последствия» .

Матеров Н.В. Об улучшении подбора кандидатов на должности судей // Вестник ВАС РФ. 2003. N 12. С. 95.

Подобное сопоставление — по ясным, четким, общепринятым параметрам и характеристикам — представляется вполне пригодным для конкурса на вакантную должность судьи (руководителя суда) со стороны претендента, уже проработавшего свой первый 3-летний (6-летний) срок. Но и здесь нужно учесть, что, как отмечает Председатель ВАС РФ А. Иванов, «ВАС уже сегодня сталкивается с небывалым наплывом жалоб и анонимок на руководство региональных арбитражей — заинтересованные лица стараются всеми доступными способами «подсидеть» начальника и либо занять освободившуюся в результате интриг кресло, либо протолкнуть на него нужную кандидатуру» .

Независимая газета. 2006. 25 мая.

Что объединяет данную ситуацию, существовавшую до декабря 2001 г., и сегодняшнюю? Главное — и тогда, и сейчас фактически, если к требованиям этого института подходить строго, конкурс на замещение вакантной должности судьи не проводился и не проводится, поскольку не было тогда, нет и сейчас необходимо закрепленных в договоре (если считать эти отношения договорными) о конкурсе четких критериев победителя в конкурсе. Разумеется, требовать, чтобы в каждой публичной оферте — каждой публикации квалификационной коллегии судей о проведении конкурса — излагались более или менее четкие критерии, по которым из ряда претендентов будет выявлен лучший (теперь — несколько лучших), — было бы не серьезно. Но практически полное отсутствие этих формализованных критериев, что с очевидностью вытекает из вышеизложенного, также плохо и единообразию подходов к формированию качественного судейского корпуса не способствует. И закреплены они должны быть поэтому не в объявлениях о конкурсах, а в предлагаемом к принятию федеральном законе, а до этого — «отработаны» наукой.

Внятные же критерии лучшего (лучших) из участвующих в конкурсе — принципиально важный момент. И здесь есть — в контексте рассматриваемой проблемы — два аспекта.

Первый: нужно в максимально широком «ассортименте» выделить положительные факторы, характеризующие абстрактного «идеального» судью, то есть необходимо создать социопсихофизиологический портрет «идеального» судьи. Естественно, при наличии высокого профессионализма кандидата. То есть этот портрет должен включать и соответствующие квалификационные (явно разновариантные) требования к судье, что без использования — в формализованном виде — такого понятия, как судейское усмотрение, будет недостаточно. И также естественно с формализацией морально-этически-нравственных критериев, которым должен соответствовать «идеальный» судья. И дело здесь — за правильно организованными научными исследованиями представителей юридической, социологической, медицинской и других наук. Впрочем, и так совершенно очевидно: есть определенный, всем известный набор свойств души, черт характера и иных характеристик, обладание которыми делает человека судьей от Бога; и наоборот, набор иных свойств души, черт характера и прочих характеристик у конкретного субъекта однозначно свидетельствует: не дай Бог такой станет судьей.

Независимая газета. 2006. 16 окт.

Представляется также желательным, чтобы все квалификационные коллегии судей результаты конкурса фиксировали в более развернутой форме, чем сейчас (сейчас фактически в решении квалификационной коллегии судей говорится лишь о том, что такой-то конкурсант по итогам голосования набрал больше половины голосов членов комиссии и потому прошел, а такие-то набрали меньше половины и не прошли) с указанием объективных, открытых и прозрачных показателей (параметров) превосходства победителя в конкурсе над побежденными.

Видео (кликните для воспроизведения).

Источник: http://wiselawyer.ru/poleznoe/15278-prirode-konkursa-zameshhenie-vakantnoj-dolzhnosti-sudi-rukovoditelya

Замещение должности судьи
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here