Выполнение работ без разрешения на строительство

Описание страницы: выполнение работ без разрешения на строительство - 2020 год от профессионалов для людей.

Статья 6.9. Нарушение правил проведения земляных, ремонтных и иных видов работ

Статья 6.9. Нарушение правил проведения земляных, ремонтных и иных видов работ

1. Нарушение правил проведения земляных, ремонтных и иных видов работ, в том числе работ по прокладке и переустройству инженерных сетей и коммуникаций, выраженное в отсутствии соответствующего разрешения (ордера) на право производства работ, иного разрешительного документа или проведении работ после окончания (приостановления) срока его действия, а также несоблюдение сроков производства работ —

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до пяти тысяч рублей; на должностных лиц — от пяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц — от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей.

2. Невосстановление территории после завершения земляных, строительных, аварийных, ремонтных и иных видов работ, несвоевременная ликвидация провала и иной деформации дорожного покрытия, связанных с производством разрытия, —

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до пяти тысяч рублей; на должностных лиц — от пяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц — от двадцати пяти тысяч до ста тысяч рублей.

3. Повреждение при производстве работ или иных действиях наземных частей смотровых и дождеприемных колодцев, линий теплотрасс, газо-, топливо-, водопроводов, линий электропередачи и их изоляции, иных частей линейных сооружений и коммуникаций —

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до пяти тысяч рублей; на должностных лиц — от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц — от ста тысяч до двухсот тысяч рублей.

Информация об изменениях:

Часть 4 изменена с 9 ноября 2019 г. — Закон Московской области от 22 октября 2019 г. N 202/2019-ОЗ

4. Ненадлежащее содержание объектов в процессе производства работ, выраженное в отсутствии аварийного освещения, звукоизолирующих экранов, указателей —

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц — от пяти тысяч до восьми тысяч рублей; на юридических лиц — от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей.

5. Невызов или несвоевременный вызов исполнителем земляных работ на место производства работ представителей организаций, эксплуатирующих действующие подземные коммуникации и сооружения, согласовавших проектную документацию, а также неизвещение или несвоевременное извещение об аварии исполнителем аварийных работ органа местного самоуправления, дежурного оперативно-диспетчерской службы территориального органа, специально уполномоченного на решение задач в области защиты населения и территории от чрезвычайных ситуаций, организаций, имеющих смежные с местом аварии подземные сети и сооружения, органов государственной инспекции безопасности дорожного движения при необходимости ограничения или закрытия проезда —

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц — от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц — от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей.

6. Выдача и (или) продление разрешений на производство земляных, ремонтных и иных видов работ с нарушением сроков, порядка выдачи и установленных норм —

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей.

7. Нарушение порядка уведомления органов, осуществляющих государственный административно-технический надзор в Московской области, о выдаче разрешения на проведение строительных, строительно-монтажных, земляных, ремонтных работ, аварийное вскрытие, установку временных объектов, установку конструкции, предназначенной для размещения информации, а также о принятых решениях об аннулировании выданных разрешений, —

влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от трех тысяч до десяти тысяч рублей.

Источник: http://base.garant.ru/43135806/e3b4936b9aad06dabb2a6618c97197da/

Строительство без уведомления о начале (разрешения) – штрафы и последствия

Общие положения закона

Гражданский Кодекс РФ регулирует вопросы строительства на территории страны: КоАП РФ Статья 9.5. Нарушение установленного порядка строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства, ввода его в эксплуатацию.

Если какие-то небольшие объекты можно построить самостоятельно без уведомления, то полноценные дома требуют обязательного юридического одобрения.

Без уведомления о начале строительства можно построить:

·постройку без фундамента;

·не капитальный объект;

·дом для с/х нужд.

К тому же, без спроса можно проводить ремонтные работы без затрагивания несущих стен и внутренних перегородок.

Объекты другого рода могут признать незаконно построенными в том случае, если они попадают под нижеперечисленные положения:

1.Объект построен на незарегистрированной территории.

2.Объект построен на земельном участке, специфика которого не соответствует типу недвижимого имущества.

3.Объект построен в отсутствии разрешительной документации на строительство.

4.Объект построен с нарушением правил возведения строения и градостроительных норм.

Какие грозят последствия:

1.Незаконную постройку не признают недвижимым имуществом и не зарегистрируют.

2.Сделки с этим объектом (продажа, обмен, дарение и т. д.) будут недействительны.

3.Возбуждение дела об административном правонарушении.

4.Снос построенного объекта.

Ответственность за строительство без уведомления

Любое незаконное строительство влечет за собой административную ответственность. По закону полагается штраф, размер которого зависит от юридического статуса нарушителя:

1.Штраф для физических лиц варьируется от 2000 до 5000 рублей.

2.Для должностных лиц штраф возрастает в 10 раз: 20000–50000 рублей.

3.В случае, если объект строился под коммерческие нужды, то мера наказания – либо штраф в размере 20000–50000 рублей, либо запрет на ведение предпринимательской деятельности на 90 дней.

Читайте так же:  Алименты 40 процентов

4.Юридические лица будут вынуждены заплатить штраф в размере 100000–1000000 рублей, или же будет наложен административный запрет на ведение деятельности на 90 дней.

Если же вы просто нарушили сроки извещения уполномоченных органов о начале строительства, то штрафы будут не столь глобальными:

1.Физические лица заплатят от 500 до 1000 рублей.

2.Должностные лица – 10000–30000 рублей.

3.Лица, которые осуществляют предпринимательскую деятельность без образования юрлица, – 10000–40000 рублей.

4.Юридические лица – 100000–300000 рублей.

В случае, если вы продолжили строительство до составления актов об устранении недостатков, то накладываются следующие штрафы:

1.На физических лиц – от 2000 до 5000 рублей.

2.На должностных – от 10000 до 30000 рублей.

3.На лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юрлица, – от 10000 до 40000 рублей или запрет на продолжение деятельности на 90 дней.

4.На юридических лиц – от 50000 до 100000 рублей или запрет на ведение деятельности на 90 дней.

Должностные лица, которые преждевременно выдали разрешение на ввод в эксплуатацию до получения заключений уполномоченных органов, заплатят в качестве штрафа 20000–50000 рублей.

Если же начать полноценно пользоваться построенным объектом до получения разрешения на ввод в эксплуатацию, то грозят административные штрафы в размере:

1.2000–5000 рублей – для физлиц.

2.20000–50000 рублей – для должностных лиц.

3.500000–1000000 – для юрлиц.

Можно ли оформить объект, построенный без уведомления

Если вы уже построили дом без уведомления, то не стоит впадать в панику. Вполне возможно перевести строение в разряд законных. Но нужно, чтобы постройка соответствовала всем требованиям, никому не мешала, а земля была зарегистрирована и находилась в собственности.

Если ваш дом подходит под эти параметры, то нужно обратиться с заявлением в судебные органы по месту жительства. Суд определит, можно ли вашу недвижимость оформить по всем правилам. Если нет, то объект надолго останется в подвешенном состоянии. В крайнем случае дом придется снести.

Поэтому мы настоятельно рекомендуем позаботиться об уведомлении о начале строительства заблаговременно. Ведь последствия могут быть серьезными – материально затратными, да и нервная система не придет в восторг от долгих судебных тяжб.

Источник: http://ast75.ru/statiya.php?id=39

Статья 9.5. КоАП РФ. Нарушение установленного порядка строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства, ввода его в эксплуатацию

Ст 9.5 КоАП РФ с комментариями и изменениями 2018-2019 года

1. Строительство, реконструкция объектов капитального строительства без разрешения на строительство в случае, если для осуществления строительства, реконструкции объектов капитального строительства предусмотрено получение разрешений на строительство, —

влекут наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц — от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление их деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц — от пятисот тысяч до одного миллиона рублей или административное приостановление их деятельности на срок до девяноста суток.

2. Нарушение сроков направления в уполномоченные на осуществление государственного строительного надзора федеральный орган исполнительной власти, Государственную корпорацию по атомной энергии «Росатом», орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации извещения о начале строительства, реконструкции объектов капитального строительства или неуведомление уполномоченных на осуществление государственного строительного надзора федерального органа исполнительной власти, Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом», органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации о сроках завершения работ, которые подлежат проверке, —

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на должностных лиц — от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от десяти тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц — от ста тысяч до трехсот тысяч рублей.

3. Продолжение работ до составления актов об устранении выявленных уполномоченными на осуществление государственного строительного надзора федеральным органом исполнительной власти, Государственной корпорацией по атомной энергии «Росатом», органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации недостатков при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства —

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц — от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от десяти тысяч до сорока тысяч рублей или административное приостановление их деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц — от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей или административное приостановление их деятельности на срок до девяноста суток.

4. Выдача разрешения на ввод объекта в эксплуатацию при отсутствии заключений уполномоченных на осуществление государственного строительного надзора федерального органа исполнительной власти, Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом», органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в случае, если при строительстве, реконструкции объекта капитального строительства законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности предусмотрено осуществление государственного строительного надзора, —

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

5. Эксплуатация объекта капитального строительства без разрешения на ввод его в эксплуатацию, за исключением случаев, если для осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства не требуется выдача разрешения на строительство, —

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на должностных лиц — от одной тысячи до двух тысяч рублей; на юридических лиц — от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.

Комментарий к статье 9.5. КоАП РФ:

1. Цель данной статьи — обеспечение качества строительства, эксплуатационной надежности зданий, строений и сооружений.

2. Объектом посягательства правонарушений, предусмотренных данной статьей, является установленный государством порядок строительства зданий и сооружений производственного и непроизводственного назначения, в том числе жилых зданий, а также объектов индивидуального строительства, приемки и ввода указанных объектов строительства в эксплуатацию. Опасность самовольного (без соответствующего разрешения) строительства состоит в том, что в результате таких действий затрудняется осуществление планов архитектурной планировки и застройки городов и иных поселений, искажается их облик, нарушаются права и интересы других граждан, создается угроза общественной, в частности экологической, пожарной безопасности.

Читайте так же:  Избавление от долгов и кредитов

3. Правовое регулирование отношений в области строительства осуществляется Градостроительным кодексом РФ и иными нормативными правовыми актами РФ (см. комментарий к ст. 9.4 Кодекса).

4. Строительство зданий, строений и сооружений, их частей осуществляется на основе проектной документации, которая разрабатывается в соответствии с градостроительной документацией, со строительными нормами и правилами, согласовывается с органами архитектуры и градостроительства, органами государственного строительного надзора.

5. Согласно ст. 51 Градостроительного кодекса РФ разрешение на строительство выдается уполномоченными федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта РФ или органом местного самоуправления для строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства федерального, регионального или местного значения, при размещении которых допускается изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков. (См. по данному вопросу также ст. 6.1 Градостроительного кодекса РФ.)

Уполномоченный на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта РФ или орган местного самоуправления в течение десяти дней со дня получения заявления о выдаче разрешения на строительство проверяет наличие необходимых документов, а также соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка, красным линиям, после чего выдает разрешение на строительство объекта или отказывает в его выдаче с указанием причин. Отказ в выдаче разрешения может быть оспорен застройщиком в судебном порядке. Разрешение на строительство выдается на срок, предусмотренный проектом организации строительства объекта капитального строительства. Разрешение на индивидуальное жилищное строительство выдается на десять лет. Этот срок может быть продлен органом, выдавшим разрешение на строительство.

6. Объективная сторона правонарушения состоит в совершении действий по строительству объекта без соответствующего разрешения.

7. Правовое регулирование процессов приемки и ввода в эксплуатацию законченных строительством объектов, в том числе жилищно-гражданских объектов, осуществляется нормативными документами: СНиП N 3.01.04-87 «Приемка в эксплуатацию законченных строительством объектов. Основные положения» (Госстрой России. М.: ГУП ЦПП, 1998. Изд. официальное; Бюллетень строительной техники. 1988. N 2), Градостроительным кодексом РФ, ст. 55 которого предусматривает, что ввод объекта в эксплуатацию осуществляется после получения в установленном порядке соответствующего разрешения. Выдача разрешения на ввод объекта в эксплуатацию осуществляется органом, выдавшим разрешение на строительство. Разрешение на ввод объекта в эксплуатацию удостоверяет выполнение строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства в полном объеме в соответствии с разрешением на строительство, соответствие построенного, реконструированного, отремонтированного объекта капитального строительства градостроительному плану земельного участка и проектной документации.

8. Объективная сторона правонарушения, предусмотренного ч. 2 данной статьи, состоит в несоблюдении установленных правил приемки и ввода объектов в эксплуатацию.

9. Федеральный закон от 17 ноября 1995 г. N 169-ФЗ «Об архитектурной деятельности в Российской Федерации» (с изм. и доп.) определяет обязанности лица, намеревающегося осуществить строительство архитектурного объекта, основания для выдачи архитектурно-планировочного задания, порядок его выдачи, основания отказа в выдаче этого задания, порядок обжалования отказа.

Архитектурный проект является документом, обязательным для всех участников его реализации со дня получения разрешения на строительство. Контроль за реализацией архитектурного проекта осуществляется застройщиком, автором архитектурного проекта в порядке авторского надзора за строительством архитектурного объекта, органам государственного строительного надзора, а также соответствующими органами архитектуры и градостроительства.

Видео (кликните для воспроизведения).

10. Объективная сторона правонарушения, предусмотренного ч. 3 данной статьи, состоит в несоблюдении должностными лицами органов местного самоуправления установленного порядка выдачи разрешений на строительство, а органами архитектуры и градостроительства — архитектурно-планировочных заданий.

11. Субъектом правонарушений могут быть граждане, должностные и юридические лица.

12. Правонарушения, предусмотренные комментируемой статьей, характеризуются умышленной виной.

13. Дела об административных правонарушениях рассматривают должностные лица органов исполнительной власти, уполномоченные осуществлять государственный строительный надзор (ст. 23.56).

Протоколы об административных правонарушениях составляют должностные лица указанных выше органов (ч. 1 ст. 28.3).

Источник: http://koap-kodeks.ru/st-9.5-koap-rf

Прокуроры об актуальном в законодательстве

Разрешение на строительство и ответственность за застройку в отсутствие разрешения

Разъясняет начальник управления по обеспечению участия прокуроров в гражданском и арбитражном процессе прокуратуры г. Москвы Марина Николаевна Данилова

В соответствии с ч. 2 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ строительство объектов капитального строительства осуществляется на основании разрешения на строительство.

Разрешение на строительство — это документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка или проекту планировки территории и проекту межевания территории (в случае строительства, реконструкции линейных объектов) и дающих застройщику право осуществлять строительство объекта капитального строительства.

Строительство объекта в отсутствие специального разрешения является нарушением норм градостроительного законодательства и влечет административную ответственность по ч. 1 ст. 9.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде административного штрафа или приостановления деятельности.

Субъектами ответственности за административное правонарушение, предусмотренное ч. 1 ст. 9.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, могут являться застройщик (заказчик по договору строительного подряда), поскольку в силу статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации на нем лежит обязанность по получению разрешения на строительство, а также иные лица, осуществляющие соответствующие работы, например, подрядчик или субподрядчик, так как они обязаны удостовериться в том, что застройщик, привлекая их к осуществлению работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, обладает соответствующим разрешением на строительство.

Размер штрафа, который может быть наложен по ч. 1 ст. 9.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, составляет для граждан от двух до пяти тысяч рублей; для должностных лиц — от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; для юридических лиц — от пятисот тысяч до одного миллиона рублей или административное приостановление их деятельности на срок до девяносто суток; для лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление их деятельности на срок до девяносто суток.

Читайте так же:  Взять отпуск в счет будущего отпуска

В силу ч. 1 ст. 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях срок давности привлечения лица к административной ответственности за нарушение законодательства о градостроительной деятельности составляет один год со дня совершения правонарушения.

При выявлении фактов строительства капитальных объектов без разрешения дело об административном правонарушении по ч. 1 ст. 9.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях вправе возбудить орган, осуществляющий государственный строительный надзор (Мосгосстройнадзор), а также прокурор.

Указанная категория дел рассматривается как Арбитражным судом г. Москвы, так и Мосгосстройнадзором.

Постановление по делу об административном правонарушении, вынесенное Мосгосстройнадзором в отношении юридического лица или лица, осуществляющего предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, может быть обжаловано в арбитражный суд в соответствии с арбитражным процессуальным законодательством.

Заявление об оспаривании решения административного органа (Мосгосстройнадзора) государственной пошлиной не облагается и может быть подано в течение десяти дней со дня получения копии постановления. В случае пропуска указанного срока он может быть восстановлен судом по ходатайству заявителя, при наличии уважительных причин. Одновременно заявитель вправе подать ходатайство в суд для рассмотрения вопроса о приостановлении исполнительного производства по решению административного органа (ст. 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

При этом необходимо отметить, что не подлежат оспариванию постановления прокурора о возбуждении административного производства, поскольку постановление заменяет собой протокол об административном правонарушении, который не подлежит обжалованию.

В случае, если вопрос о привлечении к административной ответственности по ч. 1 ст. 9.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях рассматривался арбитражным судом, то соответствующее решение может быть обжаловано в десятидневный срок со дня его вынесения в окончательной форме в арбитражный суд апелляционной инстанции.

Источник: http://www.mosproc.ru/about-law/razreshenie-na-stroitelstvo-i-otvetstvennost-za-zastroyku-v-otsutstvie-razresheniya/

Статья 9.5. Нарушение установленного порядка строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства, ввода его в эксплуатацию

Статья 9.5. Нарушение установленного порядка строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства, ввода его в эксплуатацию

ГАРАНТ:

См. комментарии к статье 9.5 КоАП РФ

О самовольной постройке см. статью 222 Гражданского кодекса РФ

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 18 июля 2011 г. N 243-ФЗ в часть 1 статьи 9.5 настоящего Кодекса внесены изменения

1. Строительство, реконструкция объектов капитального строительства без разрешения на строительство в случае, если для осуществления строительства, реконструкции объектов капитального строительства предусмотрено получение разрешений на строительство, —

влекут наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц — от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление их деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц — от пятисот тысяч до одного миллиона рублей или административное приостановление их деятельности на срок до девяноста суток.

Информация об изменениях:

Часть 2 изменена с 10 августа 2017 г. — Федеральный закон от 29 июля 2017 г. N 263-ФЗ

2. Нарушение сроков направления в уполномоченные на осуществление государственного строительного надзора федеральный орган исполнительной власти, Государственную корпорацию по атомной энергии «Росатом», орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации извещения о начале строительства, реконструкции объектов капитального строительства или неуведомление уполномоченных на осуществление государственного строительного надзора федерального органа исполнительной власти, Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом», органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации о сроках завершения работ, которые подлежат проверке, —

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на должностных лиц — от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от десяти тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц — от ста тысяч до трехсот тысяч рублей.

Информация об изменениях:

Часть 3 изменена с 10 августа 2017 г. — Федеральный закон от 29 июля 2017 г. N 263-ФЗ

3. Продолжение работ до составления актов об устранении выявленных уполномоченными на осуществление государственного строительного надзора федеральным органом исполнительной власти, Государственной корпорацией по атомной энергии «Росатом», органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации недостатков при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства —

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц — от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от десяти тысяч до сорока тысяч рублей или административное приостановление их деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц — от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей или административное приостановление их деятельности на срок до девяноста суток.

Информация об изменениях:

Часть 4 изменена с 10 августа 2017 г. — Федеральный закон от 29 июля 2017 г. N 263-ФЗ

4. Выдача разрешения на ввод объекта в эксплуатацию при отсутствии заключений уполномоченных на осуществление государственного строительного надзора федерального органа исполнительной власти, Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом», органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в случае, если при строительстве, реконструкции объекта капитального строительства законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности предусмотрено осуществление государственного строительного надзора, —

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

Информация об изменениях:

Часть 5 изменена с 6 августа 2019 г. — Федеральный закон от 26 июля 2019 г. N 222-ФЗ

5. Эксплуатация объекта капитального строительства без разрешения на ввод его в эксплуатацию, за исключением случаев, если для осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства не требуется выдача разрешения на строительство, —

Читайте так же:  Нашел другую работу как уволиться без отработки

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц — от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц — от пятисот тысяч до одного миллиона рублей.

Источник: http://base.garant.ru/12125267/bba519b0e23ad33b6c3f39468736ff5f/

Разрешение на строительство и ответственность за застройку в отсутствие разрешения

Разъясняет начальник управления по обеспечению участия прокуроров в гражданском и арбитражном процессе прокуратуры г. Москвы Марина Николаевна Данилова

В соответствии с ч. 2 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ строительство объектов капитального строительства осуществляется на основании разрешения на строительство.

Разрешение на строительство — это документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка или проекту планировки территории и проекту межевания территории (в случае строительства, реконструкции линейных объектов) и дающих застройщику право осуществлять строительство объекта капитального строительства.

Строительство объекта в отсутствие специального разрешения является нарушением норм градостроительного законодательства и влечет административную ответственность по ч. 1 ст. 9.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде административного штрафа или приостановления деятельности.

Субъектами ответственности за административное правонарушение, предусмотренное ч. 1 ст. 9.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, могут являться застройщик (заказчик по договору строительного подряда), поскольку в силу статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации на нем лежит обязанность по получению разрешения на строительство, а также иные лица, осуществляющие соответствующие работы, например, подрядчик или субподрядчик, так как они обязаны удостовериться в том, что застройщик, привлекая их к осуществлению работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, обладает соответствующим разрешением на строительство.

Размер штрафа, который может быть наложен по ч. 1 ст. 9.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, составляет для граждан от двух до пяти тысяч рублей; для должностных лиц — от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; для юридических лиц — от пятисот тысяч до одного миллиона рублей или административное приостановление их деятельности на срок до девяносто суток; для лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление их деятельности на срок до девяносто суток.

В силу ч. 1 ст. 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях срок давности привлечения лица к административной ответственности за нарушение законодательства о градостроительной деятельности составляет один год со дня совершения правонарушения.

При выявлении фактов строительства капитальных объектов без разрешения дело об административном правонарушении по ч. 1 ст. 9.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях вправе возбудить орган, осуществляющий государственный строительный надзор (Мосгосстройнадзор), а также прокурор.

Указанная категория дел рассматривается как Арбитражным судом г. Москвы, так и Мосгосстройнадзором.

Постановление по делу об административном правонарушении, вынесенное Мосгосстройнадзором в отношении юридического лица или лица, осуществляющего предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, может быть обжаловано в арбитражный суд в соответствии с арбитражным процессуальным законодательством.

Заявление об оспаривании решения административного органа (Мосгосстройнадзора) государственной пошлиной не облагается и может быть подано в течение десяти дней со дня получения копии постановления. В случае пропуска указанного срока он может быть восстановлен судом по ходатайству заявителя, при наличии уважительных причин. Одновременно заявитель вправе подать ходатайство в суд для рассмотрения вопроса о приостановлении исполнительного производства по решению административного органа (ст. 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

При этом необходимо отметить, что не подлежат оспариванию постановления прокурора о возбуждении административного производства, поскольку постановление заменяет собой протокол об административном правонарушении, который не подлежит обжалованию.

В случае, если вопрос о привлечении к административной ответственности по ч. 1 ст. 9.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях рассматривался арбитражным судом, то соответствующее решение может быть обжаловано в десятидневный срок со дня его вынесения в окончательной форме в арбитражный суд апелляционной инстанции.

Источник: http://www.mosproc.ru/prokuratura-razjasnjaet/razreshenie-na-stroitelstvo-otvetstvennost-za-zastrojku-otsutstvie-razreshenija.php

Строительство без разрешения

Материал для подписчиков издания «ЭЖ Вопрос-ответ». Для оформления подписки на электронную версию издания перейдите по ссылке.

ЭЖ Вопрос-ответ

Журнал для практикующих бухгалтеров, финансовых работников, аудиторов, налоговых консультантов и руководителей, интересующихся проблемами налогообложения.

Журнал составлен в диалоговом режиме, на основе ответов на вопросы читателей. На ваши вопросы отвечают ведущие эксперты ЭЖ, специалисты ФНС и Минфина России, консультанты известных аудиторских фирм.

Периодичность выхода: 1 раз в месяц. Объем: 80 полос.

Источник: http://www.eg-online.ru/consultation/266134/

Выполнение работ без разрешения на строительство

Добрый день, уважаемые коллеги. Подскажите по следующей ситуации:

Далее, ДГЖиСН обратился в суд с заявлением, что Генподрядчик (это мы), не выполнил его законное предписание по предоставлению разрешения на строительство — вменяется п. 6 ст. 19.5. КоАП — Невыполнение в установленный срок законного предписания уполномоченных органов.

Правомерно ли в такой ситуации будет привлечение к ответственности по п. 6 ст. 19.5. КоАП Генподрядчика? Разрешение на строительство ведь должен получить Застройщик и в чем тогда тут вина Генподрядчика, если оно Застройщиком не получено?

Источник: http://forum.garant.ru/?read,7,2422856

Если строительство начато без разрешения, то получить его после старта работ уже затруднительно

Верховный суд РФ пришел к выводу, что разрешение на строительство должно быть получено до начала проведения каких-либо строительных работ. В противном случае уже возведенный объект будет считаться самовольной постройкой, а попытка получить разрешение пост-фактум — легализацией такой постройки административным путем (Определение ВС РФ от 16.06.2015 по делу № А07-7616/2014, 309-КГ15-209).

Суть дела

В 2014 г. общество с ограниченной ответственностью (далее — общество, заявитель) приобрело в собственность земельный участок из земель населенных пунктов с разрешенным видом использования для проектирования и строительства многоэтажного жилого дома со встроенно-пристроенными помещениями. Свидетельство о праве собственности было выдано 21 февраля 2014 г.

В марте 2014 г. общество обратилось за выдачей разрешения на строительство на приобретенном земельном участке, подав соответствующее заявление через многофункциональный центр госуслуг. К заявлению общество приложило положительное заключение государственной экспертизы, доверенность, копию паспорта заявителя, схему планировочной организации земельного участка, проект организации строительства, проект организации работ по сносу или демонтажу объектов капитального строительства, архитектурные решения, а также пояснительную записку.

Читайте так же:  При увольнении работника работодатель обязан выдать

Однако по итогам рассмотрения представленных документов и заявления администрация городского округа (далее — Администрация, ответчик) в выдаче разрешения отказала, обосновав это тем, что на указанном земельном участке уже осуществлено строительство объекта. Данное обстоятельство исключает возможность выдачи разрешения, которая должна предшествовать началу строительных работ. При этом к представленному обществом пакету документов никаких претензий у Администрации не возникло.

Посчитав, что в выдаче разрешения на строительство отказано необоснованно, общество обратилось в суд к Администрации с требованием признать незаконным отказ и обязать Администрацию выдать разрешение на строительство.

Судебное разбирательство

Суд первой инстанции в удовлетворении требований общества отказал.

Разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка или проекту планировки территории и проекту межевания территории (в случае строительства, реконструкции линейных объектов) и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.

Суд пришел к выводу, что выдача разрешения на строительство должна предшествовать осуществлению строительства объекта недвижимости. В подтверждение этого первая инстанция сослалась на постановление Президиума ВАС РФ от 25.09.2012 № 5698/12, в котором разъяснено, что по создаваемым в настоящее время объектам недвижимости к числу обязательных удостоверяющих документов относятся разрешение на строительство и разрешение на ввод объекта в эксплуатацию. Причем разрешение на ввод объекта в эксплуатацию выдается при наличии разрешения на строительство, а последнее подлежит выдаче до начала строительства. Следовательно, Градостроительным кодексом РФ не предусмотрена выдача разрешений на строительство объектов (зданий, сооружений), строительные работы по созданию которых уже начались.

В процессе рассмотрения дела выяснилось, что строительные работы на земельном участке велись еще с 2013 г., то есть до даты регистрации права собственности на землю за обществом. К моменту обращения общества за разрешением на строительство на земельном участке уже было возведено несколько объектов капитального строительства. Суд посчитал, что факт обращения общества с заявлением о выдаче разрешения на строительство уже фактически построенного объекта следует расценивать как действия, направленные на обход требований градостроительного законодательства и узаконивание самовольной постройки в административном порядке. Указанные действия запрещены гражданским законодательством как злоупотребление правом.

Суд апелляционной инстанции оставил решение без изменения, согласившись с изложенными в нем выводами. Однако кассационная инстанция решение и постановление отменила и приняла новый судебный акт, удовлетворив требования общества.

Судьи подошли к рассмотрению спора более формально. Они указали, что единственным основанием для отказа в выдаче разрешения на строительство явился вывод заинтересованного лица — Администрации о том, что по указанному заявителем адресу без разрешения осуществляется строительство объекта капстроительства. По мнению суда, данное основание при наличии пакета документов, предоставленного обществом, не может быть расценено как соответствующее закону, поскольку не содержится в закрепленном в ГрК РФ исчерпывающем перечне оснований для отказа в выдаче разрешения на строительство. При этом никаких претензий к количественному составу либо к содержанию пакета документов, предоставленных обществом, Администрация не предъявляла. Доводы ответчика о том, что строительство осуществлялось обществом самовольно и его действия по оспариванию отказа в выдаче разрешения направлены на узаконивание самовольной постройки, суд признал не имеющими правового значения для рассматриваемого спора.

Позиция Верховного Суда РФ

Не согласившись с позицией окружного арбитражного суда, Администрация обратилась в Верховный суд РФ с кассационной жалобой. Среди аргументов податель жалобы указал, что по его заявлению в арбитражном суде параллельно рассматривается дело о признании объектов, возведенных обществом без разрешения на строительство, самовольными постройками и об их сносе. Администрация настаивала на том, что попытка получить разрешение на строительство уже возведенных объектов является не чем иным, как обходом закона. Общество, по мнению ответчика, пытается таким образом избежать предусмотренной законом процедуры легализации самовольной постройки.

Судебная коллегия по экономическим спорам ВС РФ посчитала жалобу обоснованной и постановление окружного кассационного суда отменила.

Получению разрешения на строительство предшествует подготовка проектной документации, которая представляет собой документацию, содержащую материалы в текстовой форме и в виде карт (схем) и определяющую архитектурные, функционально-технологические, конструктивные и инженерно-технические решения для обеспечения строительства, реконструкции объектов капитального строительства, их частей, капитального ремонта. Проектная документация должна осуществляться на основании результатов инженерных изысканий, градостроительного плана земельного участка, в соответствии с требованиями технических регламентов, техническими условиями, разрешением на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства (ст. 48 ГрК РФ). Исходя из толкования приведенных норм, суд пришел к выводу, что застройщик вправе был приступить к строительству объекта капитального строительства только после получения разрешения на строительство такого объекта, осуществления всех предусмотренных законом мероприятий и оформления документов, подготавливаемых в целях его получения и осуществления строительства.

Предоставление застройщиком указанных в ст. 51 ГрК РФ документов, необходимых для получения разрешения на строительство, является обязательным, но их наличие не является единственным основанием для получения разрешения на строительство. Исполнение этой обязанности необходимо совершить перед началом строительства.

Кроме того, поскольку при выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию удостоверяется выполнение строительства (реконструкции объекта капитального строительства) в полном объеме в соответствии с разрешением на строительство (ст. 55 ГрК РФ), из этого также следует, что приступить к строительству застройщик вправе только после получения такого разрешения.

Видео (кликните для воспроизведения).

Источник: http://www.eg-online.ru/article/285383/

Выполнение работ без разрешения на строительство
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here