Военный билет увольнение

Описание страницы: военный билет увольнение - 2020 год от профессионалов для людей.

—>ОРОО «Совет солдатских матерей» —>

—> —>Главная » 2017 » Март » 17 » ДОСРОЧНОЕ УВОЛЬНЕНИЕ ПО БОЛЕЗНИ. ЗАПИСЬ В ВОЕННОМ БИЛЕТЕ.

К нам часто обращаются военнослужащие, уволенные в запас по болезни, и их родственники с вопросом, правомерно ли указан в военном билете диагноз при увольнении. Сразу отвечаю: «НЕТ, НЕПРАВОМЕРНО И НЕЗАКОННО!».

Общаясь с начальниками строевой части в воинских формированиях и содействуя досрочному увольнению военнослужащего по болезни часто слышу, что записывать статью «Расписания болезней» обязательно надо. Мол, пусть все знают, что данный солдат в «дурке» лежал и уволен в связи с полученным заболеванием психиатрического характера. Приходится убеждать сотрудников строевой части воинского формирования, что они нарушают законодательство Российской Федерации, а именно статью 61 «Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан» и статьи 4, 9 (врачебная тайна) «Закона о психиатрической помощи и гарантии прав граждан при её оказании». Под нашим контролем записи в военном билете всегда делаются верно.

Но, к сожалению, во многих воинских формированиях работа по оформлению записей в военных билетах проводится по старинке, что является нарушением прав граждан. К нам обратился уволенный в запас военнослужащий с записью в военном билете, что у него 15 ст. «Расписания болезней» (шизофрения). Что делать?

Необходимо написать заявление в 2-х экземплярах на имя начальника отдела военкомата по месту жительства следующего содержания:

В военном билете при досрочном увольнении по болезни военнослужащего по призыву должна быть запись: уволен ст. 51 п. 1 «в» ФЗ-53 «О воинской обязанности и военной службе», военнослужащего по контракту: уволен ст. 51 п. 1 «г» ФЗ-53 «О воинской обязанности и военной службе». Никаких других записей быть не должно.

Начальники отделов военного комиссариата Орловской области принимают подобные заявления и производят замену военного билета с незаконной записью на новый военный билет, оформленный в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Источник: http://ssmorel.ru/news/dosrochnoe_uvolnenie_po_bolezni_zapis_v_voennom_bilete/2017-03-17-392

Увольнительные в армии

6 минут Автор: Елена Павлова 284

В солдатской среде на профессиональном жаргоне военнослужащих срочников «увалом» называется увольнение из расположения части либо с корабля. Это краткосрочное, санкционированное официально командованием, перемещение военнослужащих, которые проходят воинскую службу на казарменном положении. При этом им разрешается покидать территорию части, оставаясь в пределах гарнизона, где они служат.

Основания для увольнения из расположения части

Основанием для подобных увольнений является статья 240 «Устава внутренней службы» ВС РФ. В ней констатируется, что военнослужащий, который проходит срочную военную службу по призыву, в случае, если у него отсутствуют дисциплинарные взыскания, располагает правом на увольнение из расположения полка (корабля) один раз в неделю.

Однако здесь же указывается, что сам факт покидания военнослужащим расположения части (корабля) должен происходить таким образом, чтобы этим не снижалась боевая готовность воинской части. Не ухудшалось состояние и качество боевого дежурства.

Солдаты срочной службы уходят в увольнение на основании распоряжения, которое отдаёт командир роты исключительно в дни недели, установленные соответствующим приказом командиром полка. При этом определено, что одновременно находиться в увольнении может не более 30 процентов личного состава полка (корабля) из числа военнослужащих срочной службы.

В субботние и предпраздничные дни покидать расположение части разрешено до 24.00. В праздничные дни и воскресные дают «погулять» до времени, установленного для вечерней поверки (обычно это 19.00 — 20.00).

Одним из основных основополагающих посылов для граждан, которые проходят срочную службу по призыву, является то, что они могут рассчитывать на увольнение исключительно после того, как приняли военную присягу.

Реальная картина с «увалами» в армии

Практика не прохождения военной службы срочной показывает, что увольнение для солдат сродни празднику. Подавляющему большинству из них хочется пройтись с товарищами, либо прогуляться одному за территорией части практически всегда.

В этот период он может удовлетворить определённые потребности посредством употребления сладостей, походов в кино, встреч с друзьями, возлюбленными. Тем самым получив отдых от непростых солдатских будней. На практике ситуация в армии обстоит несколько иначе, чем регламентирует ее Устав внутренней службы.

С учётом того, что находиться в увольнении может одновременно 25% — 30% военнослужащих части, то простые расчёты показывают — военнослужащий срочник (в порядке очереди) может сходить в увольнение и отдохнуть вне расположения части около 1 раза в месяц. И только в том случае если к нему от командиров не будет каких-либо нареканий.

Надо также заметить, что само понятие «увольнительная» в армии имеет и иную смысловую нагрузку, подразумевающую демобилизацию из рядов вооружённых сил. Если военнослужащий увольняется (демобилизуется), то это означает, что он перед Отечеством выполнял свой конституционный долг, отслужив положенный срок.

В данном случае он увольняется на законных основаниях и может свободно распоряжаться своим времяпрепровождением. Такое увольнение есть переход в другую категорию – в запас.

Первое увольнение

Согласно положениям действующих нормативных документов вооружённых сил РФ, следует, что свою первую увольнительную солдаты обязаны получить в день, когда они принимают присягу. Обычно это происходит после торжественных мероприятий в субботу. Именно в этот день «новоиспечённый» рядовой получает право 1-й раз выйти за пределы воинской части.

Первое увольнение, несмотря на предоставление права покидать часть в одиночестве, предоставляется исключительно при наличии сопровождающих, а именно: родителей, опекунов, родственниками, супруги. При этом обычно родственники в своеобразный залог оставляют у командира свой паспорт. Такая практика стала применяться в настоящее время повсеместно.

Обычно первое увольнение, как было указано выше, осуществляется в субботу, после присяги. Данное подразумевает то, что оно будет продолжено и на следующий день — в воскресенье. При этом оформлять увольнительную придётся по тем же, предписанным Уставом внутренней службы, правилам.

Правила поведения

Тем, кто находится в увольнении, требуется соблюдать определённые установленные правила, которые следует выполнять обязательно, чтобы не впасть в немилость у командиров. Что, в свою очередь, может ограничить на длительный период времени возможность вновь сходить в увольнение.

  • нельзя употреблять наркотики, психотропные вещества и спиртные напитки;
  • запрещено ездить на автотранспорте за рулём, даже если у военнослужащего имеются права;
  • категорически запрещается солдату в увольнении купаться в водоёмах, в том числе в бассейнах, а также выходить на лёд.

В увольнении следует военнослужащим бережно относиться к своей военной форме, в которой они вышли за пределы гарнизона. В случае нарушения правил ее ношения встреча с военным патрулём может привести к тому, что у солдата возникнут серьёзные неприятности.

В данном случае бывалые люди рекомендуют обзавестись знакомыми в населённом пункте, где предстоит проводить увольнение. Именно у них можно брать «напрокат» гражданскую одежду и осуществлять прогулки как обычный человек, что, с большой степенью вероятности, внимание военного патруля к военнослужащему не привлечёт.

Тем же, кто будет находиться в увольнении в военной форме одежды, следует знать, что носить ее надо аккуратно и бережно. Снимать сапоги, туфли, ботинки, китель, фуражку, несмотря на то, что увал сопровождает жаркая погода, нельзя, так как военнослужащий должен иметь всегда опрятный и установленный Уставами внешний вид.

После того как военнослужащие приняли присягу, обычно их направляют в учебную часть (на учёбу). В этих подразделениях занятия могут осуществляться длительное время, от 2 месяцев до 6. При этом надо знать, что в увольнение из таких подразделений уйти более проблематично, чем из постоянного места службы. Однако встречи с родными и близкими разрешены, но в пределах КПП.

При контрольно-пропускных пунктах обычно создаются комнаты для встречи с посетителями. Однако и их надо со своим командиром согласовывать в обязательном порядке. И при этом помнить, что они разрешены исключительно в выходные дни, в будни они (встречи с родными) находятся под запретом.

Источник: http://prizivniku.com/info/uvolnitelnye-armii

Порядок и нюансы увольнения в запас военнослужащих срочной службы. Образец рапорта

Солдаты-срочники возвращаются домой по истечении срока призыва. Но также они могут покинуть армию до назначенного конца службы, если на то имеются веские причины. Законодательство РФ допускает досрочное увольнение военнослужащих всех категорий по ряду законных оснований. Для осуществления данного права должны быть выполнены определенные условия со стороны начальства и призывника.

Возможно ли срочнику по призыву уволиться из армии досрочно?

Возможность увольняться до истечения установленного срока предусмотрена для лиц, проходящих срочную службу по призыву. Она возможна во внеочередном порядке по причинам, указанным в пункте 4 статьи 51 ФЗ “О воинской обязанности и военной службе”, когда заявитель:

  • является сыном или братом человека, который проходил службу или военные сборы и погиб в этот период времени;
  • занят постоянным уходом за больным ближайшим родственником или усыновителем, если они не находятся на государственном обеспечении;
  • опекает несовершеннолетних братьев или сестер при отсутствии других лиц, готовых по закону их содержать;
  • является отцом-одиночкой;
  • имеет двух детей или больше;
  • является отцом ребенка-инвалида до трех лет;
  • медицинские показания;
  • достижение предельного возраста 27 лет.

Порядок процедуры

Далее рассмотрено, как увольняют срочника по его инициативе. Для осуществления права досрочного увольнения призывника подготавливаются подтверждающие документы его доверенными лицами — родственниками или работниками органов соцзащиты. Документы подаются одновременно с рапортом об увольнении.

При отсутствии возможности у военнослужащего собрать и предоставить документы командир воинской части в течение 3 дней после получения рапорта делает запрос в военкомат по месту жительства срочника. Комиссар районного военкомата проверяет законность и соответствие фактов прошения в течение 10 дней.

Итоговое заключение отсылается командиру части. Он направляет рапорт с приложенными бумагами и заключением военкома начальнику штаба округа. Если его итоговое решение положительное, то готовится приказ по части о досрочном увольнении со службы. и заносится В военный билет заносится отметка, что солдат переведен в запас и отмечается адрес пункта мобилизации.

Досрочное увольнение из армии предусмотрено и для лиц, признанных частично или полностью негодными к службе. Обоснование факта расстройства здоровья выносит военно-врачебная комиссия (ВВК). Заключение помещают в личное дело. Увольнение в запас происходит по истечении срока службы солдата по призыву. В это день его исключают из списков личного состава воинской части.

Случаи, когда приказ откладывают на неопределенное время определены в законе от 28.03.1998 года №53-ФЗ “О воинской обязанности и военной службе” и указом президента от 16.09.1999 года N1237 “Положении о порядке прохождения военной службы”:

  • отбывание дисциплинарного ареста;
  • стационарное лечение в госпитале;
  • срочник по желанию остается в части и ожидает транспорт, который предоставляют для увольняемых в запас;
  • участвует в длительном походе кораблей;
  • избран депутатом;
  • находится в заложниках, в плену;
  • безвестно отсутствует, объявлен в розыск;
  • задержан по подозрению в преступлении.

К общему сроку службы прибавляются дни, когда солдат отбывал наказание на гауптвахте или был в самоволке более 2 суток. Осужденные за воинские преступления малой и средней тяжести отбывают наказание в дисциплинарном батальоне. По возвращении в часть солдат дослуживает срок, пока он не достигнет 1 года.

После увольнения солдат становится на учет в военкомат согласно месту прописки. В части ему выдается пакет документов:

  • воинский перевозочный документ (ВПД) — справка, которая заменяет деньги на проезд и обменивается в кассе вокзала на билет;
  • предписание для военкомата о причине увольнения;
  • карта профпсихотбора;
  • военный билет;
  • учетно-послужной документ.

Узнать больше о том, каковы особенности увольнения с военной службы можно здесь.

Как правильно написать и оформить рапорт?

За месяц до демобилизации с солдатом проводится собеседование. Если он не желает продлевать службу на контрактной основе, то на него оформляется приказ со стороны командования с информацией об окончании срочной службы. После этого он автоматически попадает в запас.

Для досрочного увольнения призывнику в обязательном порядке придется писать рапорт. В документе указываются:

  • данные о служащем;
  • и уточняются причины расторжения соглашения.

К рапорту об окончании службы прилагаются копии или оригиналы подтверждающих бумаг (справки из органов опеки, медицинские заключения и другие) с отметками об их получении. Заявление составляется следующим образом:

  1. В верхнем правом углу ФИО, звание и должность непосредственного руководителя.
  2. Озаглавить словом «Рапорт».
  3. Изложить просьбу об увольнении по собственному желанию (ходатайство перед вышестоящим командованием), ссылаясь на ст. 51, п. 4 Федерального закона РФ “О воинской обязанности и военной службе” №53-ФЗ.
  4. Причину инициативы уволиться.
  5. Отказ или согласие прохождения медосвидетельствования (или просьба направить на ВВК).
  6. Адрес военного комиссариата, куда направить личное дело.
  7. Перечислить справки и материалы, подтверждающие законность прошения, их копии приложить к рапорту.
  8. Дата и подпись.
  • Скачать бланк рапорта на увольнение военнослужащего срочной службы в запас
  • Скачать образец рапорта на увольнение военнослужащего срочной службы в запас

Сроки рассмотрения

Согласно п. 116 Дисциплинарного устава ВС РФ все письменные обращения военнослужащих к начальству оформляются в виде служебного документа — рапорта. Общий срок его рассмотрения — 30 дней со дня регистрации. При необходимости проведения дополнительных проверок или сбора материалов время рассмотрения рапорта солдата срочника увеличивается до 30 суток. Командир части обязуется уведомить об этом заявителя. Аннулирование заявки законом не предусмотрено.

Как и кому подавать рапорт?

Рапорт пишется в двух экземплярах на имя непосредственного командира. После увольнения солдата вторая копия возвращается ему при расчете и выдаче документов.

Выплаты солдатам, уволенным в запас

С 1 января 2019 года согласно приказу Минобороны № 2700 зарплата срочника составляет 2 тыс. рублей в месяц. Эта сумма может отличаться в большую сторону. Она зависит от:

  • звания;
  • места несения службы;
  • надбавочного регионального коэффициента.

Все отчисления переводят на банковскую карту ВТБ 24. На основании указа президента РФ от 16.09.1999 года, ст.34 п.16 “Положения о порядке прохождения военной службы”с солдатом, отслужившим годичный срок, производят расчет. В него входят финансовое довольствие, вещевое и иное.

Другие выплаты при наличии особых условий:

  1. У солдата есть беременная жена (срок от 180 дней). По ст.12.4 федерального закона № 81-ФЗ от 19.05.1995 г. на имя женщины начисляется единовременное пособие, которое с февраля 2019 года составляет 26 539,76 рубля. Выплаты не будет, если мужчина является курсантом учебного военного заведения.
  2. На ребенка срочника до 3-х лет ежемесячно выдается пособие 11 451,86 рублей.
  3. Срочник служит за пределами РФ в потенциально опасных условиях для жизни, при этом он имеет личный состав в подчинении и замещает должность главы подразделений. Согласно приказу №2700 от 30.12.2011 года их надбавка составляет 800 рублей.

Для получения пособий на детей наличие официального брака не является обязательным условием.

В соответствии с ФЗ от 07.11.2011 № 306-ФЗ при причинении вреда здоровью различной степени тяжести во время несения службы или пребывания на сборах выплачивается компенсация 1 млн. рублей. Пособие ежегодно индексируется и не зависит от других дополнительных выплат.

Подробно о том, какие выплаты и льготы положены военнослужащим при увольнении, рассказано в отдельной статье.

Командование обязано предоставить уволенному военнослужащему комплект одежды по сезону согласно приложению №7 приказа Министра обороны РФ от 14 августа 2017 г. № 500 “О вещевом обеспечении в Вооруженных Силах Российской Федерации на мирное время”. Но он имеет право на передвижение и в гражданской одежде, которую пришлют из дома.

Досрочное увольнение предусмотрено для всех военнослужащих. Для разных категорий установлены свои основания, установленные законодательными актами.

Источник: http://otrude.com/uvolnenie/s-voennoj-sluzhby/iz-armii-srochnikov/

Можно ли принять на работу сотрудника без военного билета

Прием на работу без военного билета — это нарушение закона. Трудовым кодексом предусмотрено обязательное предоставление документов о воинском учете при устройстве на работу. Если вы хотите проверить, примут ли на работу без военного билета, и откажетесь предоставить такой документ, то ваш работодатель будет обязан сообщить об этом в комиссариат. Более того, с февраля 2019 года у работодателей появились новые обязанности — они будут обязаны вручать работникам, не состоящим на воинском учете, направления в военкоматы, а также уведомлять соответствующие органы о лицах, не вставших на учет. Тем ИП и юрлицам, кто откажется работать по новым правилам, уже грозят штрафы.

Кадровики часто сталкиваются с ситуацией, когда прошедший отбор соискатель при оформлении на работу сообщает, что какие-либо документы воинского учета у него отсутствуют. Можно ли принять на работу без военного билета в 2019 году, влияет ли военный билет при устройстве на работу?

Потенциальных кандидатов также волнуют вопросы: берут ли на работу без военного билета, можно ли устроиться на работу без военного билета после 27 лет, а после 50? Сейчас объясним все нюансы.

Что говорит закон: обязателен ли военный билет при приеме на работу

  1. Трудовой кодекс РФ.
  2. ФЗ от 28.03.1998 № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе».
  3. Положение о воинском учете, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 27.11.2006 № 719.
  4. Приказ министра обороны РФ от 02.10.2007 № 400 «О мерах по реализации Постановления Правительства Российской Федерации от 11.11.2006 № 663».
  5. Кодекс об административных правонарушениях РФ (ст. 5.27, 21.4).

Важно! Документами воинского учета являются:

  1. Удостоверение гражданина, подлежащего призыву на службу, так называемое приписное свидетельство, или, кратко, приписной, выдается гражданам РФ, первоначально поставленным на воинский учет, под личную подпись.
  2. Военный билет выдается всем мужчинам, а также другим военнообязанным лицам: пребывающим в запасе, прошедшим альтернативную гражданскую службу, женщинам, имеющим военно-учетные специальности (связь, медицина и т. п.).
Читайте так же:  Недостача по вине материально ответственного лица

В паспортах граждан РФ производятся отметки об их отношении к воинской обязанности по образцам, установленным МО РФ.

Если у работника нет военного билета, что делать? Правовой анализ указанных источников права и существующей практики показывает, что в настоящее время существуют противоположные по своей сути позиции о том, нужен ли военный билет для устройства на работу.

Работодателю придется докладывать обо всех гражданах, принятых на работу и подлежащих учету в военкомате, и принимать необходимые меры к постановке их на учет. В случае трудоустройства без военного билета, если сотрудник не хочет самостоятельно становиться на учет, работодатель также обязан сообщить об этом факте в военкомат. Помимо этого, в обязанности работодателя входят ответы на соответствующие запросы военкоматов, которые нужно давать в течение двух недель.

Подробнее о том, как организовать на предприятии систему воинского учета

Кроме того, поправки предусматривают новые обязанности для работодателей. В частности, если кадровик обнаружит отсутствие военного билета при приеме на работу, то он должен:

  • направить в двухнедельный срок в военные комиссариаты сведения о выявлении граждан, не состоящих на воинском учете, но обязанных состоять;
  • вручить гражданам, не состоящим на воинском учете, но обязанным состоять, направление в военный комиссариат для постановки на воинский учет в соответствии с абз. 1 и 3 п. 2 ст. 8 Федерального закона от 28.03.1998 № 53-ФЗ.

Представители Минобороны РФ в Письме от 01.03.2019 № 315/4/1023 уточнили, что форму направления граждан в военный комиссариат для постановки на воинский учет можно взять из совместного Приказа министра обороны РФ, МВД РФ и ФМС России от 10.09.2007 № 366/789/197 (Приложение № 3). Выглядит эта форма следующим образом:

Оборотная сторона

Напомним, что ответственное лицо работодателя, не предоставившего в военкомат сведения о приеме на работу военнообязанных граждан, может быть привлечено к административной ответственности по ч. 3 ст. 21.4 КоАП РФ. Штраф по ней составляет от 300 до 1000 рублей.

Читайте так же:  Как досрочно погасить автокредит

Отказ в заключении контракта

Поскольку военный билет обязателен при приеме на работу, то если соискатель не хочет предоставлять этот документ, наниматель имеет право отказаться от заключения трудового договора. Судебная практика подтверждает право такой позиции на существование. Оснований для привлечения юридического лица к ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ, при этом не имеется.

Видео (кликните для воспроизведения).

В соответствии с ч. 1 ст. 65 ТК РФ, военнообязанные и лица, подлежащие призыву, при трудоустройстве обязаны предъявить документы воинского учета. А в соответствии с ч. 2 ст. 22 ТК РФ, наниматель должен соблюдать трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права.

Отсутствие у работодателя соответствующих документов о сотрудниках потенциально может быть классифицировано как нарушение им требований трудового законодательства. Юридическое лицо может быть привлечено к административной ответственности в соответствии с ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ. Поэтому если у сотрудника нет военного билета, что делать — руководитель организации должен решить самостоятельно: отказаться от специалиста или принять его.

Оформление на работу без военного билета

  1. Объяснить, нужен ли военный билет для работы конкретному работнику, и почему.
  2. Получить в день приема письменное объяснение от соискателя, по каким причинам он не предоставил документы воинского учета. Возможно, он просто не знал, требуется ли военный билет при устройстве на работу или еще не оформил его, если, например, получил гражданство РФ недавно. Также не исключено, что у человека имеется временный военный билет для устройства на работу, который выдают взамен обычного документа, если последний утрачен, испорчен, нуждается в замене по иным причинам.
  3. Сообщить кандидату о том, что сведения о трудоустройстве без соответствующих документов будут переданы в военкомат.
  4. Проинформировать военкомат о заключении трудового договора с гражданином, не имеющим соответствующих документов.
Читайте так же:  Трудовой отпуск перед увольнением

Исходя из действующего законодательства и судебной практики, однозначного ответа на вопрос, можно ли принимать на работу без военного билета (2019), не существует. Во многом это зависит от состояния воинского учета в организации и позиции конкретного работодателя по вопросу: обязательно ли нужен военный билет для устройства на работу.

Кого запрещено брать на работу без военного билета

К таким категориям граждан относятся:

  • лица, входящие в группу военнообязанных. Призывной возраст — 18-27 лет. Возникает вопрос: нужен ли военный билет при устройстве на работу после 27 лет;
  • соискатели мужского пола от 27 лет. Призывной возраст прошел, но гражданин может быть призван в случае необходимости. Нужен ли военный билет при приеме на работу после 27 лет? Да;
  • резерв. Это граждане в возрасте от 50-65 лет, имеющие звание, предполагающее нахождение в резерве. Нужен ли военный билет при устройстве на работу после 50 лет? Да, для военного контингента.

Если организация не сообщит в военный комиссариат о приеме на работу сотрудника призывного возраста, не предъявившего военный билет, то она нарушит законодательство (статья 1 ТК РФ). В этом случае может быть наложен штраф в размере от 30 000 до 50 000 рублей или приостановлена деятельность организации на срок до 90 суток.

Какие страницы военного билета надо посмотреть

  • запись комиссии призыва;
  • отметки о службе и демобилизации;
  • сведения о присвоенном звании, наградах и т. д.;
  • отметка о запасе и военных сборах;
  • антропометрические данные;
  • отметки о постановке на учет и снятии с него;
  • серия и номер военного билета, № в/части, где проходила служба.

Отметим, что если организация ведет личные дела на своих работников, то информация или копии документов, которые там находятся, не должны быть избыточными. Иными словами, если копия военного билета нужна именно для работы отдела кадров по какой-либо причине, то хранить копию надо. Если эти сведения нужны исключительно при приеме на работу, то информации в личной карточке Т-2 будет достаточно.

Источник: http://www.klerk.ru/buh/articles/484384/

Военный билет: ошибки, которые могут довести до суда

nikitabuida / Depositphotos.com

С 1 апреля по 15 июля 2018 года Президент РФ предписал призвать на военную службу 128 тыс. граждан в возрасте от 18 до 27 лет, не пребывающих в запасе и подлежащих призыву (Указ Президента РФ от 30 марта 2018 г. № 129 «О призыве в апреле – июле 2018 г. граждан Российской Федерации на военную службу и об увольнении с военной службы граждан, проходящих военную службу по призыву»). Одним из ключевых документов, на основании которых ведется воинский учет, является военный билет (п. 28 Положения о воинском учете, утв. Постановлением Правительства РФ от 27 ноября 2006 г. № 719). И на практике возникает немало вопросов, связанных с выдачей и оформлением военных билетов, некоторые из которых доходят до суда. Недавно Верховный Суд Российской Федерации рассмотрел два таких спора. В первом истец поставил вопрос, законно ли указывать в военном билете диагноз, который стал причиной его увольнения с военной службы. А во втором речь шла о праве отказать в выдаче военного билета гражданину, не проходившему службу в армии, при отсутствии соответствующих повесток. Рассмотрим оба этих спора подробнее.

Место ли диагнозу в военном билете?

23 октября 2015 года Ж. был призван на военную службу. Однако на основании свидетельства о болезни и заключения военно-врачебной комиссии военного госпиталя 14 декабря 2015 года он был признан ограниченно годным к военной службе в связи с заболеванием, полученным им в период службы. С учетом этого приказом командира войсковой части от 25 декабря 2015 года Ж. был уволен со военной службы. Соответствующая запись с указанием статьи Расписания болезней была указана в п. 8 его военного билета.

Как действовать работодателю, если работник не имеет военного билета, хотя является военнообязанным? Ответ на этот и другие практические вопросы – в «Базе знаний службы Правового консалтинга» интернет-версии системы ГАРАНТ. Получите бесплатный доступ на 3 дня!

Ж. с выводом врачебной комиссии не согласился и счел, что указание диагноза в военном билете является разглашением врачебной тайны. В связи с этим он обратился в суд с иском к военному госпиталю о признании незаконным свидетельства о болезни, а его самого – годным к военной службе. В своем иске он также просил обязать комиссариат произвести обмен военного билета, исключив из него информацию, составляющую врачебную тайну, и информацию об ограниченной годности к военной службе. По словам Ж., из-за этого у него возникли проблемы с трудоустройством на работу и получением документов на управление транспортным средством.

Поскольку Ж. был освидетельствован военно-врачебной комиссией в предусмотренном законом порядке, выводы, изложенные в свидетельстве о болезни, не опровергнуты независимой военно-врачебной экспертизой, то оснований для признания этого свидетельства незаконным нет, сделал вывод суд. Требование Ж. исключить запись о заболевании из военного билета суд счел производным от требования о признании незаконным свидетельства о болезни. В результате в иске было отказано (решение Центрального районного суда г. Читы от 20 февраля 2017 г. по делу № 2-23/2017).

Ж. обжаловал это решение, но апелляция согласилась с позицией районного суда (апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Забайкальского краевого суда от 20 июня 2017 г. по делу № 33-2851/2017). Наличие в военном билете записи о статье Расписания болезней в качестве основания увольнения с военной службы не свидетельствует о распространении сведений, составляющих врачебную тайну, так как не раскрывает диагноза истца, установленного ему военно-врачебной комиссией, добавил суд.

Не добившись своего в нижестоящих судах, истец обратился в ВС РФ с кассационной жалобой, в которой просил отменить вынесенные судебные акты как незаконные. И Суд нашел основания для этого (определение Судебной коллегии по гражданским делам ВС РФ от 12 марта 2018 г. № 72-КГ17-13).

ВС РФ напомнил, что каждый имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени (ч. 1 ст. 23 Конституции РФ). Сведения о факте обращения гражданина за оказанием медицинской помощи, состоянии его здоровья и диагнозе, иные сведения, полученные при его медицинском обследовании и лечении, составляют врачебную тайну (ч. 1 ст. 13 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»). Разглашение сведений, составляющих врачебную тайну, по общему правилу, не допускается.

Читайте так же:  Проверить задолженность по кредитам бесплатно

В связи с этим судебные акты нижестоящих инстанций в части отказа в удовлетворении требований Ж. об обмене военного билета и исключении из него информации об имеющемся у него заболевании Суд признал незаконными, отменил их и направил на новое рассмотрение.

Может ли отсутствие повесток повлиять на отказ в выдаче военного билета?

12 апреля 2005 года К. встал на воинский учет в военном комиссариате и получил удостоверение гражданина, подлежащего призыву на военную службу. Решением призывной комиссии от 21 апреля 2005 года ему была предоставлена отсрочка как обучающемуся в вузе до 1 февраля 2010 года. 16 августа 2010 года он был зачислен в очную аспирантуру на три года, и отчислен 25 июля 2013 года. 2 сентября 2013 года К. приняли на работу в научный центр на должность инженера, и 16 сентября 2013 года работодатель направил начальнику отдела военного комиссариата информацию о принятых, уволенных и снятых с учета по возрасту работников за период с 1 по 15 сентября 2013 года, в том числе данные К.

По достижении 27-летнего возраста К. обратился в отдел военного комиссариата с заявлением от 12 ноября 2015 года о выдаче ему военного билета и прошел медицинское освидетельствование. Призывная комиссия признала К. ограниченно годным для прохождения военной службы и зачислила его в запас как не прошедшего военную службу по призыву, не имея на то законных оснований. При этом вместо военного билета гражданину выдали справку.

К. счел, что тем самым были нарушены его права, поскольку ему как ученому в области физики и математики для научной деятельности требуется допуск к информации, содержащей государственную тайну, а при отсутствии военного билета в этом допуске может быть отказано. С учетом этого он обратился в суд с иском о признании решения призывной комиссии незаконным и о возложении обязанности выдать ему военный билет. При этом истец настаивал на том, что от службы в армии он не уклонялся.

Тем не менее, суд в иске отказал (решение Обнинского городского суда Калужской области от 13 февраля 2017 г. по делу № 2а-221/2017). Это решение было мотивировано тем, что сведения об окончании обучения в институте, поступлении в очную аспирантуру и об устройстве на работу К. в военный комиссариат не предоставил, следовательно, оспариваемое решение военкомата является законным. К. с таким выводом не согласился и обжаловал его в областном суде, указав, что не получал повесток из военкомата, однако апелляция оставила акт без изменения (определение судебной коллегии по административным делам Калужского областного суда от 3 мая 2017 г. по делу № 33а-1352/2017). Решение призывной комиссии о признании гражданина не прошедшим военную службу без законных оснований, отметил суд, не поставлено законодателем в зависимость от наличия сведений о вызове такого лица повесткой в военный комиссариат.

Такой исход дела К. не устроил, поэтому он обратился с кассационной жалобой в ВС РФ, и тот счел позицию гражданина обоснованной (определение Судебной коллегии по административным делам ВС РФ от 2 марта 2018 г. № 85-КГ17-39).

При зачислении в запас граждан, не прошедших до достижения ими возраста 27 лет военную службу по призыву, призывная комиссия на основании документов воинского учета выносит заключение о том, что гражданин не прошел военную службу по призыву, не имея на то законных оснований (п. 34 Положения о призыве на военную службу; далее – Положение). Исключение составляют случаи, при которых:

  • гражданин имел право на освобождение от военной службы (п. 1-2 ст. 23 закона о воинской обязанности);
  • в отношении гражданина велось дознание либо предварительное следствие или уголовное дело в отношении него передано в суд (подп. «в» п. 3 ст. 23 закона о воинской обязанности);
  • гражданин был признан негодным к службе по состоянию здоровья (п. 4 ст. 23 закона о воинской обязанности);
  • гражданину была предоставлена отсрочка от призыва (ст. 24 закона о воинской обязанности).

Контроль за наличием у призывника оснований для освобождения или отсрочки от призыва возложены на комиссариат (п. 18 Положения). За проведение мероприятий, связанных с призывом на военную службу, также отвечает военный комиссариат (п. 1 ст. 5, ст. 26 закона о воинской обязанности). На мероприятия, связанные с призывом на военную службу, граждане вызываются повестками военного комиссариата (п. 3 ст. 26 закона о воинской обязанности). Если вручить гражданину повестку невозможно, обеспечение их прибытия на мероприятия, связанные с призывом, возлагается на соответствующие органы внутренних дел на основании соответствующего письменного обращения военного комиссариата (п. 2 ст. 31 закона о воинской обязанности). Призывник, не явившийся по повестке без уважительных причин, считается уклоняющимся от военной службы (п. 4 ст. 31 закона о воинской обязанности). После создания призывной комиссии ее председатель совместно с военным комиссаром разрабатывает график работы этой комиссии, в соответствии с которым в военном комиссариате составляются именные списки призывников по дням их явки на заседание призывной комиссии (п. 34 Инструкции по подготовке и проведению мероприятий, связанных с призывом на военную службу граждан РФ, не пребывающих в запасе). Вызову подлежат все призывники, кроме пользующихся отсрочкой от призыва на военную службу и не подлежащих призыву на военную службу.

То есть именно на военный комиссариат, сделал вывод ВС РФ, и возложена обязанность по надлежащему осуществлению мероприятий, направленных на организацию призыва на военную службу, в том числе по своевременному личному вручению под расписку повесток гражданам. При этом Суд напомнил, что неисполнение гражданином конституционной обязанности по защите Отечества путем прохождения военной службы по призыву при отсутствии предусмотренных законом оснований для его освобождения или отсрочки от призыва предполагает совершение им действий или бездействия, которые сопряжены с неисполнением обязанностей по воинскому учету или свидетельствуют об уклонении от призыва на военную службу (постановление КС РФ от 30 октября 2014 г. № 26-П «По делу о проверке конституционности пункта 1 статьи 3 Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части реализации мер по повышению престижа и привлекательности военной службы по призыву» в связи с запросом Парламента Чеченской Республик»).

Вместе с тем в отношении К. каких-либо действий, направленных на его призыв на военную службу военный комиссариат не предпринял, повестки не направлял. Эти обстоятельства, по мнению Суда, свидетельствуют о том, что К. не прошел военную службу по призыву по независящим от него причинам. Выводы нижестоящих судов ВС РФ счел ошибочными, в связи с чем отменил решение суда первой инстанции и апелляционное определение, приняв новый судебный акт: Суд удовлетворил иск К., признал незаконным отказ в выдаче истцу военного билета и обязал военный комиссариат выдать его гражданину.

Читайте так же:  Находится в розыске за неуплату алиментов

Источник: http://www.garant.ru/article/1197106/

Глава VIII. Увольнение с военной службы, в том числе досрочное (п.п. 35 — 44)

Глава VIII. Увольнение с военной службы, в том числе досрочное

35. Военнослужащие-контрактники увольняются с военной службы по истечении срока военной службы, установленного условиями заключенного контракта.

36. Увольнение военнослужащего-контрактника с военной службы с зачислением в запас производится по одному из следующих оснований:

— по истечении срока военной службы (часть 1 статьи 48 Закона) — не достигшего предельного возраста пребывания на военной службе и не заключившего по истечении срока контракта нового контракта о прохождении военной службы;

— по достижении предельного возраста пребывания на военной службе (статья 48 Закона) — достигшего предельного возраста пребывания на военной службе, в том числе и того, с которым был заключен годичный контракт о прохождении военной службы после достижения предельного возраста;

— в связи с организационно-штатными мероприятиями (пункт «а» части 2 статьи 49 Закона) — в случаях:

а) сокращения должности, занимаемой военнослужащим-контрактником, и невозможности размещения по родственной военно-учетной специальности (при отсутствии других оснований для увольнения);

б) при признании военнослужащего-контрактника военно-врачебной комиссией годным к военной службе или годным к военной службе с незначительными ограничениями, но негодным к службе по имеющейся военно-учетной специальности и невозможности размещения по родственной военно-учетной специальности (при отсутствии других оснований для увольнения);

— за невыполнение военнослужащим условий контракта (пункт «б» части 2 статьи 49 Закона) — не выполняющего условий заключенного им контракта;

— за совершение проступка, порочащего честь военнослужащего (пункт «в» части 2 статьи 49 Закона) — совершившего указанный проступок;

— в связи с несоответствием требованиям, установленным Законом для военнослужащих (пункт «г» части 2 статьи 49 Закона) — переставшего по заключению аттестационной комиссии воинской части отвечать требованиям, установленным к военнослужащим статьей 32 Закона;

— по состоянию здоровья, в связи с признанием военнослужащего военно-врачебной комиссией ограниченно годным к военной службе (абзац 2 части 4 статьи 49 Закона) — признанного военно-врачебной комиссией ограниченно годным к военной службе;

— по семейным обстоятельствам (абзац 3 и 4 части 4 статьи 49 Закона) — подавшего рапорт об увольнении с военной службы:

а) в связи с невозможностью членов семьи военнослужащего проживать в местности, где военнослужащий проходит военную службу, и отказавшегося от перевода к новому месту службы, где его члены семьи могли бы проживать с учетом своего состояния здоровья, либо при невозможности такого перевода;

б) в связи с необходимостью ухода за членом семьи, нуждающимся в посторонней помощи и не находящимся на полном государственном содержании (при отсутствии других лиц, обязанных по закону доставлять такому члену семьи военнослужащего содержание и заботиться о нем);

в) в связи с необходимостью ухода за ребенком, воспитываемым без матери;

г) в связи с тем, что мать военнослужащего кроме него имеет двух и более детей в возрасте до 8 лет и воспитывает их без мужа;

— в связи с назначением уголовного наказания в виде лишения свободы (пункт «в» части 1 статьи 49 Закона) — которому назначено уголовное наказание в виде лишения свободы;

— в связи с лишением воинского звания (пункт «г» части 1 статьи 49 Закона) — лишение воинского звания за умышленно совершенное преступление.

37. Увольнение военнослужащего-контрактника с военной службы в отставку производится по одному из следующих оснований:

— по достижении предельного возраста пребывания на военной службе (абзац 2 части 5 статьи 48 Закона) — достигшего предельного возраста пребывания в запасе, установленного статьей 51 Закона;

— по состоянию здоровья (пункт «а» части 1 статьи 49 Закона) — признанного военно-врачебной комиссией негодным к военной службе, а также ранее признанного военно-врачебной комиссией негодным к военной службе с исключением с воинского учета.

38. Увольнение военнослужащего-контрактника производится приказом командира части.

39. С военнослужащим-контрактником о предстоящем его увольнении с военной службы непосредственным или другим прямым начальником проводится личная беседа. В ходе беседы разъясняются основания и сроки представления к увольнению, льготы и преимущества, определяется военный комиссариат для направления на воинский учет и место жительства после увольнения, выясняются его просьбы.

Краткое содержание проведенной беседы с увольняемым военнослужащим отражается в листе беседы, который подписывается лицом, ее проводившим, и увольняемым.

Лист беседы подшивается в личное дело. Вместе с листом беседы в личное дело подшиваются:

выписка из протокола заседания аттестационной комиссии воинской части с заключением о том, что военнослужащий перестал отвечать установленным к нему требованиям;

рапорт военнослужащего об увольнении с военной службы, если для увольнения требуется желание военнослужащего.

40. Беседа с военнослужащим-контрактником о предстоящем его увольнении с военной службы проводится, как правило, в следующие сроки:

с подлежащим увольнению по истечении срока военной службы и по достижении предельного возраста пребывания на военной службе — при подготовке соответствующих документов в процессе представления военнослужащего к увольнению;

с подлежащим увольнению в связи с организационно-штатными мероприятиями — не позднее чем за месяц до представления к увольнению;

с подлежащим увольнению в отставку по состоянию здоровья в случае признания военно-врачебной комиссией негодным к военной службе — не позднее трех дней после получения воинской частью заключения военно-врачебной комиссии;

с подлежащим увольнению за невыполнение военнослужащим-контрактником условий контракта, в связи с несоответствием требованиям, установленным законодательством для военнослужащих, а также за совершение проступка, порочащего честь военнослужащего, — при объявлении принятого решения о досрочном увольнении военнослужащего;

с подлежащим увольнению по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 49 Закона, — при представлении рапорта военнослужащего об увольнении с военной службы.

41. Военнослужащий-контрактник, представляемый к увольнению с военной службы по пунктам «в» и «г» части 1 и пунктам «б» и «в» части 2 статьи 49 Закона, на освидетельствование в военно-врачебную комиссию не направляется.

Кроме того, может не направляться на освидетельствование в военно-врачебные комиссии военнослужащий-контрактник, подлежащий увольнению с военной службы по истечении срока военной службы или по семейным обстоятельствам.

42. При увольнении с военной службы личные дела военнослужащих пересылаются в военный комиссариат района (города без районного деления) по избранному месту жительства.

43. Военнослужащие, уволенные с военной службы, при прибытии к месту жительства обязаны в двухнедельный срок явиться в военный комиссариат района (города без районного отделения) для зачисления на воинский учет или исключения с воинского учета.

44. С военнослужащим, достигшим предельного возраста пребывания на военной службе и владеющим одной из военно-учетных специальностей, определяющих боеспособность воинских частей (Постановление Совета Министров — Правительства Российской Федерации от 26 июня 1993 года N 600-33), может быть заключено до 5 годичных контрактов о прохождении военной службы.

Видео (кликните для воспроизведения).

Источник: http://base.garant.ru/165328/8e1131d10a4b42bb0e1e727bdc857a69/

Военный билет увольнение
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here