Участия профсоюзов в разрешении трудовых споров

Описание страницы: участия профсоюзов в разрешении трудовых споров - 2020 год от профессионалов для людей.

Участие профсоюзов в разрешении трудовых споров 2 (стр. 1 из 4)

ЯКУТСКИЙ ЭКОНОМИКО-ПРАВОВОЙ ИНСТИТУТ (ФИЛИАЛ)

АКАДЕМИИ ТРУДА И СОЦИАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ

Кафедра «История, философия, филология»

По дисциплине «Основы профсоюзного движения»

На тему: «Участие профсоюзов в разрешении трудовых споров»

студент группы Ю-08- з/с

Егорова Наталья Васильевна Проверил:

Ст. преподаватель Пшенникова Ж.Н.

Глава 1. Профсоюзный контроль соблюдения законодательства о труде и

защите трудовых прав работников……………………………………. 5

1.1 Управление организациями и нормированием труда

на предприятии, роль и место профсоюзов………………………………..7

1.2 Нормирование труда – основа его организации………………………. 9

Глава 2. Контроль профкома за соблюдением законодательства

при приеме на работу и увольнение работников………………………..11

2.1 Надзор и контроль со стороны профсоюзов за соблюдением

2.2 Важнейшие реализации защитных функций профсоюзов

в обеспечении здоровых и безопасных условий труда………………..15

Список использованных источников……………………………………………. 22

Развитие трудовых отношений в России, на взгляд автора, подтверждается справедливость тезисов. Тезис: «Рабочий! Только профсоюзная борьба решит твои проблемы» и «Мы правы силой нашего профсоюза».[1]

Конституционное установление в нашей стране принципа социального государство и социально – трудового право, с одной стороны, является важнейшим преемственность в развитии национальных социально – гуманитарных идей, сложившихся в российской политико – правовой культуре представлений о социальных обязательствах государства перед обществом и каждой конкретной личностью. Здесь уместно вспомнить, что именно с Россией связывается с начало государственного признание социально — трудового право качеств основных прав человека. С другой стороны, она представляет с собой адекватно историческому моменту и не лишенный прогмотизма способ решения важнейших государственных задач по обеспечению поступательного экономического и социально развития страны.

В современных условиях масштабных преобразований экономических систем и производственных процессах на инавационной основе. Главными ресурсами и важнейшим фактором общественно – экономического развития человека, выполняющие соответствующую производственную функцию. Степень ее свободы в реализации творческого потенциала за счет преобразования в трудовую деятельность приобретенных знаний и опыта, в конечном счете, определения качество и объем производство сил государств, его конкретно способности и экономических суверенитет. Следовательно, производство и воспроизводство высоквалифицированных рабочих, создания благоприятных условий труда деятельности и эффективных систем социальной

Защита людей труда выступает объективной необходимости политики любого

государство, которые претендуют на достойное место в современном мире.

Соблюдение и защите социально – трудовых прав являете обязанностью государство. При чем сегодня Российское государство в области соблюдения и защиты социально – трудовых прав несет повышенную ответственность виду, в — первых, все еще чрезмерно низких показателей уровня и качество жизни

подновляющего большинства населения, колоссального разрыва в доходах между богатыми и бедными, во – вторых, не достаточно высоким темпом экономического роста страны, сдерживаемых невозможностью стабильного развития национальной экономики за счет одной лишь частной инициативе, в третьих, сосредоточения с государством в своем расположении материально – финансовых ресурсов, неоправданно неиспользуемых для стимулирования производственных процессов и соответствующего повышения благосостояния граждан.[2]

Тем неимение каждый из отраслей законодательства имеют свои специальные методы воздействия на регулирования его общественного отношения. Таким образом, перед законодателем стоит задача формирования нового трудового законодательство, оптимизма правового регулирования на базе комплексного подхода с использованием методов других отраслей права.[3]

Глава 1. Профсоюзный контроль соблюдение законодательства о труде и

защите трудовых прав работников.

Трудовой кодекс РФ – свобода привил в сфере социально трудовых отношений. Основные цели трудового законодательство: установление государственных гарантий и трудовых прав, создания благоприятных условий труда, защите прав и интересов работников и работодателей.

Основные задачи трудового законодательство — сознания необходимых правовых условий. Для организации труда и управление трудом, в том числе справедливой оплаты труда, безопасных условий труда; трудоустройствий работников; пофесиональные подготовки и повышении квалификации; социальные партнерства ведение коллективных переговоров, заключение коллективных договоров и соглашений; участие работников и профсоюзов в установлении условий труда разрешений трудовых споров; надзор и контроля исполнения трудового законодательство.

Трудовой кодекс РФ принят в декабре 2001 г. И выступил в действие с февраля 2002 г. В июне 2006 г. В него были внесены изменения и дополнения. Кодекс ореинтеровки на развития рыночных отношений, что является отражением экономических преобразований в Росси. По этому он имеет важное значение для профсоюзов и работников, так как содержит ряд новых принципиальных позиций: минимальный размер оплаты не может быть ниже прописочного минимума трудоспособных человеков; компенсации за каждый день посрочной выдачи заработной платы у работника появились право приостановить работу до полного погашения задолженности: самостоятельных раздел Трудового кодекса «Социального партнерства» гарантирует равноправие сторон в регулировании социально-трудовых отношений и обязывает работодателя заключать коллективные договора или соглашение не позднее трех месяцев со дня начало переговоров; основные прав профсоюзов на существование контроля соблюдение трудящего законодательство и иных

нормативов правовых актов, а также обеспечение гарантий деятельности выборных профсоюзных организаторов.

Работа над совершенствованием Трудового кодекса осуществляемых на четырехсторонней основе в рамках постоянно действующей работе группе: представители сторон социального партнерства и депутатских норм.[4]

1.1 Управление организациями и нормативом труда на предприятия, роль и

Работа по организации и нормирование труда на предприятии призвана охватывать все стороны его деятельности направленной на снижении трудовых затрат, рост доходов и решения социалистических задач. В связи с этим в них должны принимать участие все службы и подразделение предприятие. При этом основную роль должна играть служба организации и нормирование труда. Взависемости от масштаба предприятия и его организации структуры управление и его организацией управление она может иметь уровень управления, отдела, бюро или одного специалиста которые подчиняются руководствующие предприятие или его заместителя по экономистическим вопросом.

Основные задачи службы является постоянное совершенствование организации, нормирование, форм и систем заработной платы, материального и морального стимулирование в целях обьеспичение роста производственности труда, повышение эффективности производства, социальной защитности труда. Работа по организации и нормирование труда на предприятии, примирительно к новым условиям хозяйственная предъявительная повышенная требования специалистом в этой области. Они в частности должны современными моделями анализа и проектирования трудовых процессов, установление норм труда с помощью вычислительной техники, способами выявлении резервов снижение трудовых затрат на различных видов работ, разработки организационных проектах для подразделний предприятий с увязкой вопросов совершенствования организационного труда, с вопросами организационного труда производства и управления.

Читайте так же:  Заявление в налоговую о черной зарплате

Управление организационной и нормирование труда состоит из: систематического анализа состояния организации труда, поиска возможности ее дальнейшей рационализации, разработки, техники обоснованных норм

труда, их внедрение и пересмотра, изучения и использовании отечественного и зарубежного опыта организации и норм труда, планировка разработки реализации мероприятий по совершенствованию труда, оценки экологической эффективности мероприятий по организации труда, а также практической деятельности по выполнению намеченных планов. В основном вся работа служба организационного и нормативом труда осуществляющего во взаимодействии с профсоюзным комитетом. Разрабатывание на предприятиях коллективные договора, как правило, содержат обязательства работодателя и наемных работников по повышении эффективности производство и труда в части снижении трудовых затрат и увеличение объема выпускаемой продукции; определяет виды работ, на которые предусматриваются улучшение условий производства и труда, введение новых и замена действующих норм, категории рабтодательств, для которых вводят понижения норм, выработки и размерах их снижения; устанавливал в перечне норм и нормативов, используемых при установлении норм; указываются основные положения по оплате труда; определяет режим труда и отдыха.

Эффективность работ по организации и норм труда на предприятии во многом зависит от уровня профессиональной подготовки работающих, занятых в этой области, и знаний основ организации и норм труда профсоюзных активов.[5]

Источник: http://mirznanii.com/a/43442/uchastie-profsoyuzov-v-razreshenii-trudovykh-sporov-2/

Участие профсоюзов в разрешении трудовых споров

Под представителями работников понимаются либо органы профсоюзов и их объединений, либо органы общественной самодеятельности работников, которые определяются по правилам гл. 4 ТК РФ. Полномочия профсоюзов по представительству работников в разрешении коллективных трудовых споров не требуют особого подтверждения, если они закреплены в уставных документах профсоюзной организации (в уставе или положении). В то же время полномочия органа общественной самодеятельности работников должны быть подтверждены решением общего собрания (конференции) коллектива работников организации. Закон предусматривает возможность выдвижения требований к работодателю как непосредственно работниками, так и их представителями, а также профессиональными союзами. Начиная с уровня выше организации при разрешении коллективного трудового спора законными представителями работников могут выступать только профсоюзы. Это вызвано тем, что органы общественной самодеятельности работников создаются в рамках организации и не имеют никаких вышестоящих органов.

Закон предусматривая право профсоюзов выдвигать требования к работодателям, не определяет порядок осуществления этого права. Часть 6 с. 399 ТК РФ лишь устанавливает, что «требования профессиональных союзов и их объединений выдвигаются и направляются соответствующим сторонам социального партнерства».

Трудовой кодекс РФ предусматривает, что требования работников к работодателю, выдвинутые как представительным органом работников, так и непосредственно работниками, утверждаются на соответствующем собрании (конференции) работников (ч. 2 ст. 399).

Закон о профсоюзах предусматривает определенный порядок разрешения коллективного трудового спора (схема № 1). Этот порядок включает ряд этапов:

l выдвижение требований работниками;

l рассмотрение администрацией требований работников;

l рассмотрение спора в примирительной комиссии;

l рассмотрение спора посредником;

l рассмотрение спора в трудовом арбитраже.

Правом выдвижения требований от имени работников обладают работники и их представители, определяемые в соответствии с гл. 4 ТК РФ. Как правило, выборные профсоюзные органы в организации стремятся возглавить движение работников по разрешению коллективного трудового спора. Хотя не редки ситуации, когда в организации создаются специализированные общественные органы (например, стачечные комитеты). Решение о начале коллективного трудового спора, принятое полномочными представителями работников, должно быть утверждено общим собрание (конференцией) работников.

1. Работники или их представители на своих собраниях (конференциях) выдвигают в письменном виде требования к работодателю. На собрании обязательно ведется протокол, необходимо соблюдать требования по кворуму, письменной фиксировать итоги голосования по выдвигаемым к работодателю требованиям.

2. Работодатель обязан создавать условия для проведения соответствующих мероприятий по обсуждению и принятию коллективных требований. В течение трех рабочих дней после получения письменных требований работодатель обязан дать письменный ответ.

3. Следующий обязательный этап разрешения коллективных трудовых споров — это проведение примирительных процедур. Они могут проводиться примирительной комиссией, посредником, трудовым арбитражем.

Примирительная комиссия создается в течение трех рабочих дней с момента начала коллективного трудового спора и оформляется приказом по учреждению и соответствующим решением представителя работников. Коллективный трудовой спор должен быть рассмотрен комиссией в течение пяти рабочих дней со дня издания приказа о создании примирительной комиссии.

Решение комиссии оформляется в виде протокола и имеет обязательную силу для сторон, если стороны об этом договорились. Работодатель не вправе уклоняться от проведения примирительных процедур. В ходе разрешения коллективного трудового спора работники вправе на любом этапе его разрешения проводить собрания, митинги, шествия, пикетирования в соответствии с законодательством.

4. По соглашению сторон с целью разрешения спора может быть приглашен посредник. Кандидатура посредника может быть рекомендован специальной Службой по урегулированию коллективных трудовых споров, созданной в 1993 году и действующей на основе Положения об этой службе, утвержденного постановлением Правительства РФ от 15 апреля 1996 г.

Порядок рассмотрения коллективного трудового спора с участием посредника определяется самим посредником по соглашению со сторонами спора. Посредник осуществляет урегулирование спора в течение до семи рабочих дней и завершает его письменным оформлением результатов посредничества: либо достигнутым соглашением, либо протоколом разногласий.

Приглашение посредника с целью разрешения коллективного трудового спора является необязательным этапом урегулирования и осуществляется только при взаимном согласии сторон спора на участие посредника, в то время как рассмотрение спора в трудовом арбитраже является обязательным этапом.

5. Трудовой арбитраж представляет собой временно действующий орган по рассмотрению коллективного трудового спора, создаваемый сторонами спора и Службой в срок не позднее трех рабочих дней с момента окончания рассмотрения спора примирительной комиссией или посредником. Трудовой арбитраж создается только в том случае, если стороны достигли предварительного согласия об обязательности его решений, в противном случае он не создается.

Трудовой арбитраж формируется по соглашению сторон в количестве трех человек из числа арбитров, предложенных Службой или сторонами спора, исключая представителей сторон спора. В течение пяти дней с момента создания трудовой арбитраж выносит решение по существу коллективного трудового спора.

Одним из основополагающих прав профсоюзов является право на забастовку в качестве законного возможного способа разрешения коллективного трудового спора. (ст. 37).

Согласно легальному определению, которое дает Закон о коллективных трудовых спорах, забастовка — это временный добровольный отказ работников от выполнения трудовых обязанностей (полностью или частично) в целях разрешения коллективных трудовых споров (ст. 2).

Читайте так же:  Документы при недостаче товара

Право на забастовку не является абсолютным правом, оно ограничивается законом в соответствующих случаях.

Участие в забастовке не является добровольным, никто не может быть принужден к участию или неучастию в ней. Лица, осуществляющие подобное принуждение, несут установленную законном ответственность (дисциплинарную, административную, уголовную).

Решение о забастовке принимается общим собранием (конференцией) работников организации или профсоюзной организацией, объединением профсоюзов при участии в них не менее двух третей от общего числа работников (членов профсоюза) и при количестве поданных голосов за забастовку более половины участников, присутствующих на собрании (конференции). В решении о проведении забастовки указывается:

l перечень разногласий сторон, являющихся основанием для объявления и проведения забастовки;

l дата и время начала забастовки, ее продолжительность и предлагаемое количество участников;

l наименование органа, возглавляющего забастовку, состав представителей работников, уполномоченных на участие в примирительных процедурах;

l предложения по минимуму необходимых работ (услуг), выполняемых в организации, филиале, представительстве в период проведения забастовки.

Перечень минимума необходимых работ (услуг) в организациях, филиалах, представительствах, деятельность которых связана с безопасностью людей, обеспечением их здоровья и жизненно важных интересов общества, в каждой отрасли (под отрасли) экономики разрабатываются и утверждаются федеральным органом исполнительной власти, на который возложены координация и регулирование деятельности в соответствующей отрасли (под отрасли) экономики, по согласованию с соответствующим общероссийским профессиональным союзом. В случае если в отрасли (под отрасли) экономики действует несколько общероссийских профессиональных союзов, перечень минимума необходимых работ (услуг)утверждается по согласованию со всеми действующими в отрасли (под отрасли) экономики общероссийскими профессиональными союзами. Порядок разработки и утверждения перечня минимума необходимых работ (услуг) определяется Правительством РФ.

Орган исполнительной власти субъекта РФ на основе перечней минимума необходимых работ (услуг), разработанных и утвержденных соответствующими федеральными органами исполнительной власти, разрабатывает и утверждает по согласованию с соответствующими территориальными объединениями организаций профессиональных союзов (объединениями профессиональных союзов) региональные перечни минимума необходимых работ, конкретизирующие содержание и определяющие порядок применения федеральных отраслевых перечней минимума необходимых работ на территории соответствующего субъекта РФ.

Минимум необходимых работ в организации, филиале, представительстве определяется соглашение сторон коллективного трудового спора совместно с органом местного самоуправления на основе перечней минимума необходимых работ (услуг) в пятидневный срок с момента принятия решения об объявлении забастовки. Включение вида работ (услуг) в минимум необходимых работ (услуг) должно быть мотивировано вероятностью причинения вреда здоровью или угрозой жизни граждан. В минимум необходимых работ (услуг) в организации, филиале, представительстве не могут быть включены работы (услуги), не предусмотренные соответствующими перечнями минимума необходимых работ (услуг).

В случае не достижения соглашения минимума необходимых работ (услуг) в организации (филиале, представительстве) устанавливается органом исполнительной власти субъекта РФ. Решение указанного органа, устанавливающее минимум необходимых работ (услуг) в организации, филиале, представительстве, может быть обжаловано сторонами коллективного трудового спора в суде. При не обеспечении минимума необходимых работ (услуг) забастовка может быть признана незаконной.

Так как забастовки затрагивают права и интересы не только непосредственных участников конфликта, но и многих тысяч граждан, законодательство РФ придает большое значение проведению примирительных процедур при организации забастовок. Статья 17 Закона о порядке разрешения коллективных трудовых споров, в частности, устанавливает, что забастовки, проводящиеся без должного соблюдения сроков и этапов, предусмотренных данным Законом (включая и проведение примирительных процедур), является незаконными.

При регламентации права на забастовку должно осуществляться необходимое согласование между защитой профессиональных интересов, средством которой является забастовка, и соблюдением общественных интересов, которым она способна причинить ущерб и обеспечение которых — обязанность законодателя. Возможность ограничения права на забастовку отдельных категорий работников, в том числе занятых гражданской авиации, с учетом характера их деятельности и возможных последствий прекращения ими работы прямо вытекает из положений ч. 3 ст. 17 Конституции РФ, предусматривающей, что осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.

Порядок рассмотрения трудовых споров в Российской Федерации носит достаточно прогрессивный характер. Свидетельством этого является участие профсоюза в интересах работника в урегулировании индивидуального трудового спора, рассмотрение спора КТС, избираемой общим собранием работников организации, гарантированная работнику возможность обращения в суд за защитой своего права и др.

В условиях реального профсоюзного плюрализма и возможности деятельности в организации двух и более профсоюзов предотвращение коллективных трудовых споров может быть обеспечено лишь тогда, когда при принятии правовых решений достигается согласование интересов и потребностей всех участников трудовых отношений — всех действующих на предприятии профсоюзных организаций независимо от их численности.

Среди факторов способствующих в целом разрешению коллективных трудовых споров и снижению вероятности забастовок следует выделить: общее усиление регулятивной функции коллективных договоров, а также усиление жесткости в позиции судов при рассмотрении дел о привлечении к ответственности за уклонение от участия в примирительных процедурах и за невыполнение соглашений.

Источник: http://studbooks.net/977095/pravo/uchastie_profsoyuzov_razreshenii_trudovyh_sporov

Заключение

На предприятиях нередко возникают разногласия между отдельными работниками и администрацией по отдельным вопросам, связанным с их трудовой деятельностью. Когда эти разногласия не удается урегулировать при непосредственных переговорах рабочего или служащего с администрацией и они становятся предметом разбирательства в органах, которым это право предложено по закону, их называют трудовыми спорами.

Таким образом, под трудовыми спорами принято понимать не урегулированные разногласия, возникающие между работником и работодателем по вопросам применения законов, иных нормативных правовых актов о труде и условий трудового договора или установления и изменения условий труда, заключения, изменения и выполнения коллективных договоров, соглашений.

Вступая в трудовые отношения, принимая и увольняя работников, работодатель должен быть знаком с принципами трудового законодательства. При возникновении споров закон чаще всего становится на сторону работника; и не соблюдая его, поступая “как все”, работодатель совершенно неожиданно для себя может оказаться в роли ответчика в гражданском и даже подсудимого в уголовном деле. Несмотря на то, что практика трудовых отношений, особенно на небольших частных предприятиях, часто далека от установления законодательства, при обращении в суд с этими установлениями строго считаются; и нарушенные права (как правило, работника) восстанавливаются.

В заключение необходимо отметить, что проблема систематического и масштабного нарушения прав работников в сфере труда в Российской Федерации начала осознаваться органами государственной власти еще в начале 90- х гг. Так, Указом Президента РФ от 10 марта 1994 г. № 458 «Об ответственности за нарушение трудовых прав граждан» предписывалось Прокуратуре РФ, судам, Правительству РФ обратить особое внимание на нарушения законодательства о труде, коллективных договорах и соглашениях, а также на нарушение законных прав профсоюзов.

Читайте так же:  Размер алиментов если есть второй ребенок

Указом Президента РФ от 19 февраля 1996 г. № 209 « О проверках соблюдения законодательства об оплате труда» Федеральной инспекции труда, Генеральному прокурору РФ, Верховному Суду РФ, руководителям федеральных органов исполнительной государственной власти, органам государственной власти субъектов РФ предписывалось повысить эффективность и результативность проверок за соблюдением законодательства о труде. Пункт 2 Указа гласит: «Привлекать к проведению проверок внештатных инспекторов труда и инспекции труда профсоюзов».

Данные указы заложили правовую основу для участия профсоюзов в урегулировании трудовых отношений в организациях различных форм собственности, выявлении и содействии устранению на ранней стадии нарушений трудового законодательства, которые могут приводить к коллективным трудовым спорам.

Источник: http://studbooks.net/977096/pravo/zaklyuchenie

Тема 12. Участие профсоюзов в разрешении трудовых споров

Основные причины трудовых споров

· Увольнения работников, в том числе массовые.

· Вынужденные неоплаченные отпуска трудящихся.

· Изменение администрацией существенных условий труда без согласия работника.

· Длительные задержки зарплаты.

· Введение принудительной натуральной оплаты.

· Нарушение принципа оплаты труда в зависимости от его количества и качества (положения об оплате труда).

· Остановка производства, закрытие цехов и участков.

· Авторитаризм директорского корпуса.

· Бюрократический произвол менеджмента.

· Высокомерное, оскорбительное и пренебрежительное отношение администрации к работникам.

Видео (кликните для воспроизведения).

· Недоверие работников к руководителям.

· Открытые угрозы, преследование профсоюзных лидеров.

· Не решение социальных вопросов.

Виды трудовых споров

Органы по рассмотрению индивидуальных трудовых споров

1. Для индивидуальных трудовых споров:

· комиссия по трудовым спорам (КТС),

2. Для коллективных трудовых споров:

Понятие индивидуального трудового спора

Под индивидуальным трудовым спором понимается «неурегулированные разногласия между работодателем и работником по вопросам применения трудового законодательства, иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, коллективного договора, соглашения, локального нормативного акта, трудового договора (в том числе об установлении или изменении индивидуальных условий труда), о которых заявлено в орган по рассмотрению индивидуальных трудовых споров.

Индивидуальным трудовым спором признаётся также спор между работодателем и лицом, ранее состоявшим в трудовых отношениях с этим работодателем (бывшим работником), а также лицом, изъявившим заключить трудовой договор с работодателем, в случае отказа работодателя от заключения такого договора (потенциальным работником)».[54]

Комиссии по трудовым спорам (КТС),

порядок их формирования:

— образуется по инициативе работников, работодателя, профсоюза;

— состоит из равного числа представителей сторон;

— представители работников избираются общим собранием,

— представители работодателя назначаются руководителем организации.

Индивидуальные трудовые споры регулируются в порядке, установленном нормами главы 60 Трудового кодекса Российской Федерации.

Порядок разрешения индивидуальных трудовых споров

(Ст. 387, 388, 389, 390 ТК РФ)

РАБОТНИК Заявление КОМИССИЯ ПО ТРУДОВЫМ СПОРАМ (КТС) Требование о предоставлении необходимых документов РАБОТОДАТЕЛЬ
Обжалование решения (в течение 10 дней) Регистрация заявления работника Обжалование решения (в течение 10 дней)
В течение 10 календарных дней
СУД Заверенная копия решения (в течение 3-х дней) Рассмотрение заявления работника (в присутствии работника или его представителя) Заверенная копия решения (в течение 3-х дней) СУД
Принятие решения В 3-х месячный срок принудительное исполнение решения КТС
В случае неисполнения решения СУДЕБНЫЙ ПРИСТАВ
Удостоверение (исполнительный документ)
Работник имеет право обратиться в КТС в трех-месячный срок со дня, когда он узнал о нарушении своего права.

Роль профсоюзной организации в создании и формировании КТС:

● разъяснение целесообразности создания КТС в организации,

● подготовка и проведение общего собрания (конференции)работников,

● подбор кандидатур в состав КТС для избрании на собрании (конференции).

Понятие коллективного трудового спора

Коллективный трудовой спор – «неурегулированные разногласия между работниками (их представителями) и работодателями (их представителями) по поводу установления и изменения условий труда (включая заработанную плату), заключения, изменения и выполнения коллективных договоров, соглашений, а также в связи с отказом работодателя учесть мнение выборного представительного органа работников при принятии локальных нормативных актов».[55]

Порядок рассмотрения и разрешения коллективных трудовых споров (61 глава ТК РФ)

Собрание (конференция) работников по выдвижению требований работодателю или составление протокола разногласий между представителями работников (профкомом) и представителями работодателя
3 рабочих дня
Рассмотрение требований работодателем и его ответ работникам или их представителям Соглашение об урегулировании разногласий
З рабочих дня
Работа Примирительной комиссии ( 5 рабочих дней) Соглашение об урегулировании разногласий
Через 5 календарных дней
Предупредительная забастовка (1 час) или Акция протеста Соглашение об урегулировании разногласий
3 рабочих дня
Рассмотрение спора с участием Посредника (7 рабочих дней) или Трудового арбитража (5 рабочих дней) Соглашение об урегулировании разногласий
Общее собрание (конференция) работников для объявления забастовки рабочих дней Определение минимума работ совместно с органами исполнительной власти
Через 10 календарных дней
ЗАБАСТОВКА Соглашение об урегулировании разногласий
Приостановка забастовки
Возобновление или прекращение забастовки

Виды забастовок

— предупредительная (приостановка работы на 1 час),

— законная (срочная и бессрочная по одним и тем же требованиям),

— незаконная[56] – в период военного или чрезвычайного положения, в правоохранительных органах, на особо важных видах производства, на станциях скорой помощи, в организациях энергообеспечения, теплоснабжения, транспорта и связи.

Ответственность сторон

за нарушение норм законодательства о труде

· дисциплинарное взыскание за нарушение трудовой дисциплины,

· увольнение с работы.

3. Представительного органа работников:

· Материальная (возмещение убытков работодателю в судебном порядке).

ВЫВОДЫ:

1. Трудовой спор – неурегулированные разногласия между работниками и работодателями по поводу установления и изменения условий труда.

2. Трудовые споры бывают индивидуальные и коллективные.

3. Индивидуальные трудовые споры решаются через комиссии по трудовым спорам с участием профсоюзов на стороне работника – члена профсоюза.

4. В коллективном трудовом споре профсоюзная организация выступает представительным органом работников, участвует в обязательных примирительных процедурах.

5. При недостижении разрешения трудового спора эффективной законной мерой воздействия на работодателя является забастовка.

6. Стороны коллективного трудового спора несут дисциплинарную и материальную ответственность.

Вопросы для повторения и самостоятельной работы смотри в Учебно-методическом комплексе (УМК) по курсу «Основы профсоюзного движения» (стр.19)
ДНЕВНИК СТУДЕНТА Я считаю, что повышение роли профсоюзов в разрешении трудовых споров заключается: 1. _______________________________________________________ 2. _______________________________________________________ 3. _______________________________________________________ 4. _______________________________________________________ 5. _______________________________________________________ 6. _______________________________________________________ 7. _______________________________________________________
Читайте так же:  Порядок списания кредиторской задолженности в бюджетном учреждении

Дата добавления: 2014-12-07 ; Просмотров: 883 ; Нарушение авторских прав? ;

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Источник: http://studopedia.su/13_79708_tema—uchastie-profsoyuzov-v-razreshenii-trudovih-sporov.html

Статья 10. Право профсоюзов на участие в рассмотрении коллективных трудовых споров

Статья 10 . Право профсоюзов на участие в рассмотрении коллективных трудовых споров

Профсоюзы, их объединения, органы общественной самодеятельности, уполномоченные на собрании (конференции) работников, являются их представителями при разрешении коллективных трудовых споров, участвуют в рассмотрении коллективных трудовых споров.

>
Право профсоюзов на организацию и проведение забастовок, иных коллективных действий
Содержание
Закон Челябинской области от 29 апреля 1999 г. N 75-ЗО «О правах профессиональных союзов в сфере социально-трудовых отношений.

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2020. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Источник: http://base.garant.ru/8864160/3d3a9e2eb4f30c73ea6671464e2a54b5/

Коллективные трудовые споры и порядок их разрешения

Коллективный трудовой спор — это неурегулированные раз­ногласия между работниками (их представителями) и работода­телями (их представителями) по поводу установления и изме­нения условий труда (включая заработную плату), заключения, изменения и выполнения коллективных договоров, соглаше­ний, а также в связи с отказом работодателя учесть мнение вы­борного представительного органа работников при принятии локальных нормативных актов (ст. 398 ТК РФ).

Специфическими признаками коллективного трудового спора являются особый субъектный состав (его коллективный харак­тер) и особый предмет разногласий.

Коллективный характер проявляется в том, что одной из сторон спора выступают работники, связанные определённым организационным единством (члены профсоюза, работники организации, её обособленного структурного подразделения) и объединённые общими профессиональными (социально-трудо­выми) интересами. Другим субъектом спора является или рабо­тодатель или объединение работодателей, т.е. данная сторона спора также может быть представлена своеобразным коллекти­вом — работодателями данной отрасли, территории и т. п.

Предметом коллективного трудового спора являются закон­ные интересы и права объединённых в трудовые коллективы работников.

Такой спор может возникнуть по поводу:

— установления и изменения условий труда;

— заключения, изменения и выполнения коллективных дого­воров, соглашений;

— отказа работодателя учесть мнение выборного представи­тельного органа работников при принятии актов, содержащих нормы трудового права, в организации.

Таким образом, для того, чтобы неурегулированные разно­гласия между работниками и работодателями были квалифици­рованы как коллективный трудовой спор, необходимо наличие обоих указанных признаков. Если спор характеризуется лишь одним из них, его нельзя признать коллективным.

Коллективные трудовые споры традиционно рассматрива­ются в качестве споров об интересах , к которым можно отнести, в частности, споры, возникшие на стадии коллективных пере­говоров. Но наиболее распространёнными в настоящее время являются споры о праве о выполнении условий заключённого коллективного договора или соглашения.

Таким образом, коллективные трудовые споры по их харак­теру можно разделить на два вида:

— по поводу установления или изменения социально-эконо­мических условий труда и быта работников, заключения или изменения коллективных договоров и других социально-парт­нёрских соглашений;

— по поводу выполнения коллективных договоров и соглаше­ний, отдельных норм трудового законодательства.

В коллективном трудовом споре от имени спорящих сторон выступают их представители. Представителями работников яв­ляются органы профсоюзов и их объединений, уполномочен­ные на представительство в соответствии с их уставами, иные представительные органы, образованные на собраниях (конфе­ренциях) работников и уполномоченные ими. Представители работодателей — это руководители организаций или другие полномочные в соответствии с уставом организации, иными правовыми актами лица, индивидуальные предприниматели (лично), полномочные органы объединений работодателей, иные уполномоченные работодателями органы.

В разрешении коллективных трудовых споров принимают участие государственные органы по урегулированию коллек­тивных трудовых споров . В качестве таких органов выступают федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по оказанию государственных услуг в сфере урегули­рования коллективных трудовых споров (в настоящее время — Федеральная служба по труду и занятости ), и органы исполни­тельной власти субъектов РФ, участвующие в урегулировании коллективных трудовых споров. Их задачи и полномочия опре­делены ст. 407 ТК РФ .

Днём начала коллективного трудового спора является день со­общения решения работодателя (его представителя) об откло­нении всех или части требований работников (их представите­лей), либо несообщение работодателем (его представителем) в установленный срок своего решения. С этого момента стороны могут начать примирительные процедуры рассмотрения кол­лективного трудового спора.

Все действия сторон коллективного трудового спора, согла­шения и решения, принимаемые в связи с разрешением этого спора, должны оформляться протоколами представителями сторон коллективного трудового спора, примирительными органами, а также органом, возглавляющим забастовку, если она будет иметь место ( ст. 418 ТК РФ ).

Порядок урегулирования разногласий самими спорящими сто­ронами начинается с формулирования и утверждения общим собранием (конференцией) работников требований, которые излагаются в письменной форме и направляются работодателю. Копия требований может быть направлена в соответствующий государственный орган по урегулированию коллективных тру­довых споров. Правом выдвижения требований обладают работ­ники и их представители, определённые в соответствии со ст. 29-31 и ч. 5 ст. 40 ТК РФ .

Эти требования утверждаются большинством голосов при­сутствующих на собрании (конференции) ( ст. 399 ТК РФ ). При этом собрание работников считается правомочным, если на нём присутствует более половины работающих, а конферен­ция — если на ней присутствует не менее двух третей избран­ных делегатов. Работодатель обязан предоставить работникам или представителям работников необходимое помещение для проведения собрания (конференции) по выдвижению требова­ний и не вправе препятствовать его (её) проведению.

Вместе с выдвижением требований работники избирают своих полномочных представителей для участия в разрешении коллективного трудового спора.

Работодатель обязан принять к рассмотрению направленные ему требования работников и в течение трёх рабочих дней со дня их получения сообщить в письменной форме о своем ре­шении представительному органу работников организации, (филиала, представительства или иного обособленного структурного подразделения), индивидуального предпринимателя. Представителям работодателей (объединений работодателей) на федеральном, межрегиональном, региональном, территориаль­ном, отраслевом уровнях на ответ профсоюзам (их объединени­ям) отведен один месяц (ст. 400 ТК РФ).

Если все требования удовлетворяются, то разногласия сто­рон погашаются и спора не возникает. Если работодатель пол­ностью или частично отклоняет эти требования или не даёт на них ответа, возникает коллективный трудовой спор.

В соответствии с ч. 1 ст. 401 ТК РФ порядок разрешения кол­лективного трудового спора состоит из следующих этапов: рас­смотрение коллективного трудового спора примирительной ко­миссией; рассмотрение коллективного трудового спора с уча­стием посредника и (или) в трудовом арбитраже. При этом рассмотрение спора примирительной комиссией является обя­зательным этапом, а в случае недостижения согласия в прими­рительной комиссии стороны спора приступают к переговорам о приглашении посредника и (или) создании трудового арбит­ража. Спор также передается на рассмотрение в трудовой ар­битраж в случае уклонения одной из сторон от участия в созда­нии или работе примирительной комиссии (ч. 1 ст. 406 ТКРФ).

Читайте так же:  Прошу разрешить совмещение по должности

Таким образом, существуют три возможные схемы исполь­зования примирительных процедур:

— примирительная комиссия — посредничество;

— примирительная комиссия — трудовой арбитраж;

— примирительная комиссия — посредничество — трудовой арбитраж.

Ни одна из сторон коллективного трудового спора не имеет права уклоняться от участия в примирительных процедурах. Кроме того, каждая из сторон спора в любой момент после его начала вправе обратиться в соответствующий государственный орган для уведомительной регистрации спора.

Каждая примирительная процедура проводится в предусмот­ренные ТК РФ сроки, которые в случае необходимости могут быть продлены по согласованию сторон коллективного трудо­вого спора.

В период рассмотрения и разрешения коллективного трудово­го спора на всех этапах примирительных процедур работники имеют право проводить собрания, митинги, демонстрации, шест­вия и пикетирования в поддержку своих требований в порядке, установленном Федеральным законом от 19 июня 2004 г. № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пике­тированиях».

Примирительная комиссия — это паритетный орган спорящих сторон. Она создается в срок до трёх рабочих дней с момента начала коллективного трудового спора. Решение о создании ко­миссии на локальном уровне социального партнерства оформ­ляется соответствующим приказом (распоряжением) работода­теля и решением представителя работников. Решения о созда­нии примирительных комиссий при разрешении коллективных трудовых споров на иных уровнях социального партнерства оформляются соответствующими актами (приказом, распоря­жением, постановлением) представителей работодателей и представителей работников. Примирительная комиссия форми­руется из представителей сторон коллективного трудового спора на равноправной основе. При этом стороны не вправе укло­няться от создания комиссии и участия в её работе, а работода­тель обязан создать необходимые условия для работы комиссии.

Коллективный трудовой спор должен быть рассмотрен при­мирительной комиссией в срок до пяти рабочих дней с момен­та издания приказа (распоряжения) о её создании. Указанный срок может быть продлен при взаимном согласии сторон , что оформляется протоколом. Решение комиссии принимается по соглашению сторон коллективного трудового спора, оформля­ется протоколом, имеет для сторон этого спора обязательную силу и исполняется в порядке и сроки, которые установлены данным решением.

Рекомендуемый порядок организации работы примиритель­ной комиссии по рассмотрению коллективного трудового спора определен постановлением Минтруда России от 14 августа 2002 г. № 57.

После пяти календарных дней работы примирительной ко­миссии может быть однократно объявлена часовая предупреди­тельная забастовка , о которой работодатель должен быть преду­преждён в письменной форме не позднее, чем за три рабочих дня.

Вторым этапом примирительных процедур является рассмот­рение коллективного трудового спора с участием посредника. Согласно ч. 1 ст. 403 ТК РФ стороны могут пригласить его в те­чение трёх рабочих дней после составления примирительной ко­миссией протокола разногласий. При необходимости стороны коллективного трудового спора могут обратиться в соответст­вующий государственный орган по урегулированию коллектив­ных трудовых споров за рекомендацией кандидатуры посредни­ка. Если в течение трёх рабочих дней стороны коллективного трудового спора не достигли соглашения относительно кандида­туры посредника, то они приступают к переговорам о создании трудового арбитража.

Порядок рассмотрения коллективного трудового спора с участием посредника определяется соглашением сторон с уча­стием посредника. Рекомендации об организации работы по рассмотрению коллективного трудового спора с участием по­средника утверждены постановлением Минтруда России от 14 августа 2002 г. № 58.

Рассмотрение коллективного трудового спора с участием по­средника осуществляется в срок до семи рабочих дней со дня его приглашения (назначения) и завершается принятием сторо­нами коллективного трудового спора согласованного решения в письменной форме или составлением протокола разногласий.

Если соглашение сторон по спору не достигнуто и составлен протокол разногласий , то с этого момента стороны обращаются к третьему этапу примирительных процедур — трудовому арбит­ражу. Трудовой арбитраж представляет собой временно дейст­вующий орган по рассмотрению коллективного трудового спо­ра, который создаётся в случае, если стороны этого спора за­ключили соглашение в письменной форме об обязательном выполнении его решений ( ст. 404 ТК РФ ).

Трудовой арбитраж создаётся сторонами коллективного тру­дового спора и соответствующим государственным органом по урегулированию коллективных трудовых споров в срок не позд­нее трёх рабочих дней со дня окончания рассмотрения спора примирительной комиссией или посредником.

В случаях уклонения работодателей (их представителей) от создания трудового арбитража или отказа от выполнения его решений работники могут приступить к организации забастов­ки, за исключением случаев, когда в соответствии с Трудовым кодексом (ч. 1 и 2 ст. 413) в целях разрешения коллективного трудового спора забастовка не может быть проведена. В этих случаях создание трудового арбитража является обязательным и его решение имеет для сторон обязательную силу.

Создание трудового арбитража, его состав, регламент, пол­номочия оформляются соответствующим решением работодателя, представителя работников и государственного органа по урегулированию коллективных трудовых споров. При этом сто­роны могут принимать во внимание Рекомендации об органи­зации работы по рассмотрению коллективного трудового спора в трудовом арбитраже , утверждённые постановлением Минтру­да России от 14 августа 2002 г. № 591. Если стороны не прихо­дят к соглашению о создании трудового арбитража, его составе, регламенте и полномочиях, когда создание арбитража является обязательным, то решение по этим вопросам принимает соот­ветствующий государственный орган по урегулированию кол­лективных трудовых споров.

Коллективный трудовой спор рассматривается в арбитраже с участием представителей сторон этого спора в срок до пяти ра­бочих дней со дня его создания. Рекомендации трудового ар­битража по урегулированию коллективного трудового спора пе­редаются сторонам этого спора в письменной форме.

Соглашение , достигнутое сторонами в ходе разрешения кол­лективного трудового спора, оформляется в письменной форме и имеет для сторон обязательную силу. Контроль за его выпол­нением осуществляется сторонами коллективного трудового спора ( ст. 408 ТК РФ ).

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Видео (кликните для воспроизведения).

Источник: http://studopedia.ru/2_58352_kollektivnie-trudovie-spori-i-poryadok-ih-razresheniya.html

Участия профсоюзов в разрешении трудовых споров
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here