Рейтинг долговых обязательств

Описание страницы: рейтинг долговых обязательств - 2021 год от профессионалов для людей.

Moody’s — Агентство кредитного рейтинга

Moody’s (Moody’s Investors Service) — самое известное и авторитетное рейтинговое агентство, которое работает с 1909 года. Сегодня деятельность охватывает 110 стран и более 35000 эмитентов. В тройку лидеров международных агенств также входят Standard & Poor’s и Fitch Ratings. В этой статье вы поймете, почему это агентство настолько известно, и какую роль играет для инвесторов и трейдеров, и почему.

Цель агентства Moody’s — присвоение кредитного рейтинга компаниям, выпускающим ценные бумаги и публикация данных об их платёжеспособности и уровне обеспечения выпускаемых бумаг.

Moody’s в состоянии присвоить рейтинг бизнесу любой формы собственности и любого направления: банки и их кредитные обязательства, крупные корпорации, страховщики государства и многие другие. Дополнительно Moody’s предоставляет рейтинги структурированного финансирования.

  • В штате работают более 10000 сотрудников в 26 странах, а капитализация компании приравнивается около 3,5 млрд долларов.

В ситуации, когда от уровня кредитного рейтинга зависит финансовая благонадёжность и степень доверия к организации, рейтинги этого агентства имеют очень большой вес среди представителей различных структур.

Высокий рейтинг обеспечивает соответствующий уровень доверия к компании, что определённо влияет на её популярность среди инвесторов и эмитентов, увеличивая ликвидность кредитных обязательств и стимулируя партнёров на увеличение инвестиций.

Большая часть инвесторов с успехом используют выдаваемые рейтинги для определения степени риска, связанного с рынком ценных бумаг. Часто использование ими этих данных происходит в непрерывном режиме, а не только при совершении сделок по покупке или продажи активов. Большое влияние на принятие решений оказывают различные публикации и материалы, представляющие собой анализ текущего состояния рынка и его проблем.

Для анализа агентством применяются 2 абсолютно обособленные друг от друга системы (шкалы), самой популярной из которых является Moody’s Global Scale — международная система оценки, применяющаяся как для финансовых, так и нефинансовых объединений и ценных бумаг. Эта система задаёт соотношение между отдельными группами и рисками возможных потерь с поправкой на различные моменты времени. Оценка предусматривает возможные риски возникновения дефолта и предполагаемые потери при его наступлении.

Согласно идее Moody’s, математическое ожидание потерь, сопоставимое с определёнными показателями рейтинга и временными интервалом, в идеале сопоставимо для обязательств и эмитентов, которым назначен подобающий рейтинг по всемирной шкале Moody’s.

Применяемые при расчёте и выдаче рейтинга методы необходимы для обеспечения согласованности в оценках кредитных рейтингов компаний.

Шкалы или классы рейтинга Moody’s

К каждому классу от Аа до Саа, Moody’s добавляет цифровые значения 1, 2 и 3, где 1 указывает, что данное обязательство находится в верхней части своей общей рейтинговой категории; модификатор 2 указывает на положение в середине диапазона, модификатор 3 указывает, что обязательство находится в нижней части этой общей рейтинговой категории.

Процесс выдачи рейтинга Moody’s

Первые встречи, направленные на получение от руководителя информации для дальнейшего финансового анализа, обычно происходят в центральном офисе компании-клиента. По продолжительности они могут занять у них целый день, если экспертам Moody’s придётся выезжать на объекты для исследования. Сотрудники Moody’s ответят на любые заданные руководителем вопросы, возникающие в процессе работы.


Обычно при исследовании предприятия производства или промышленности, агентство акцентирует своё внимание на следующие моменты:

  1. Сведения об истории компании и общая информация о ней. Данные о выпускаемых долговых обязательствах или планировании их выпуска.
  2. Стратегия развития корпорации и ожидаемый путь. Эту информацию необходимо получить непосредственно от генерального или финансового директора.
  3. Углублённый анализ рисков, связанных с ведением бизнеса. Включает в себя анализ отрасли в целом, оценку конкретности, возможную сезонность или цикличность, проверку и анализ нормативных баз и т. д.
  4. Анализ управления компанией, её отношение к дальнейшему развитию и оценка успешности в реализации выбранной стратегии.

Наряду с этим проводится подробный анализ возможных рисков предприятия:

  • стабильность и предсказуемость финансирования, способность обслужить взятые финансовые обязательства;
  • прогнозирование прибыли и динамика её роста;
  • анализ себестоимости и возможность увеличения эффективности;
  • анализирование баланса компании со стороны сроков и сумм взятых финансовых обязательств, которые необходимо погасить в дальнейшем.

Рассчитываемый агентством анализ в перспективе предполагает дальнейшее развитие организации и прогнозирует финансовое состояние на 3 года вперёд.

Решение о назначении рейтинга организации

После обсуждения вопросов с руководством компании, сотрудники Moody’s продолжают исследования, посещая коммерческие отделы организации. По итогам исследования агенты передают свои рекомендации в кредитный комитет, организованный персонально для каждой компании. Он состоит из людей, специализирующихся именно в этой отрасли — управляющего директора в регионе присутствия исследуемой компании и множества кредитных экспертов.

Срок рассмотрения рейтинга

В среднем, процедура присвоения организации рейтинга занимает порядка 90 дней. Агентство учитывает все пожелания своих клиентов, относящиеся к сроку формирования рейтинга, и при возможности старается подкорректировать сроки вынесения решения, если от этого зависит график выпуска долговых обязательств.

Раскрытие данных

После принятия кредитным комитетом решения о назначении рейтинга, эмитента обязательно уведомят о его присвоении и уровне. При принятии руководителем решения о публикации рейтинга, агентство Moody’s рассылает пресс-релиз по ключевым инструментам распространения информации с мировым охватом.

Опираясь на практику работы Moody’s, можно заявить, что обычно они рассылают эту информацию до выпуска клиентом ценных бумаг для информирования потенциальных инвесторов.

Естественно, что вся информация о компании, её рейтинге, объёмах выпущенных бумаг и прочие данные размещаются на веб-сайте агентства Moody’s и на различных ресурсах.

Во время формирования рейтинга, Moody’s подходит к рассмотрению вопроса максимально многогранно, следуя определённым принципам:

  1. Акцентирование планов дальнейшего развития. При анализе состоянии компании уделяется повышенное внимание ключевым факторам, которые непосредственно влияют на способность эмитента выполнять свои кредитные обязательства в течение долгого периода. При этом учитываются экономические факторы, изменения нормативной базы и смены стратегии развития руководством. Moody’s не отображает краткосрочные прогнозы, а делает упор на долгосрочные перспективы развития компании.
  2. Упор на постоянство финансирования. Первым делом агенты Moody’s приступают к выявлению факторов, от которых зависит движение финансовых потоков, и пытаются оценить их постоянство и предсказуемость. Подробно изучив все факторы, они тщательно прогнозируют ситуацию. Иногда эксперты моделируют возможность финансового спада для получения более точных данных о финансовой стабильности организации.

Более конкретные факторы, учитываемые Moody’s, во многом зависят от сферы деятельности компании.

Что вам может дать рейтинг Moody’s

Большинство инвесторов пристально знакомятся с рейтингом компании, перед тем как приступить к сделке. Для них его значение определяет саму цену предлагаемых компанией бумаг, и является одним из важнейших факторов, влияющих на принятие решения. Присвоенный агентством рейтинг признаётся по всему миру.

Благодаря широкому распространению кредитных заключений от Moody’s, при получении рейтинга эмитенту открываются широкие возможности на рынке ценных бумаг, что многократно увеличивает возможность привлечения инвестиций в компанию.

Являясь своеобразным «кредитным паспортом», рейтинг агентства представляет компанию в тех районах, в которых она ещё неизвестна, ввиду географического положения и особенностей ведения бизнеса.

Читайте так же:  Сокращение мвд зарплата 50 процентн скфо

Стабильность и уверенность

Доступ к рынку, получаемый после присвоения рейтинга, открывает новые финансовые возможности для компании, особенно это касается эмитентов, получивших высокие оценки от Moody’s. Популярность системы оценки и огромное доверие к ней со стороны инвесторов позволит собственникам бизнеса привлекать инвестиции на более выгодных условиях и на длительные сроки.

Отчёты и рейтинги, предоставляемые Moody’s после аналитики организации, значительно способствуют повышению доверия к компании со стороны инвесторов, что очень важно в текущий период общей нестабильности рынка. Часто происходят ситуации, когда появившаяся отрицательная новость, касающаяся сферы деятельности компании, может необоснованно подорвать доверие к конкретному предприятию. В случае с рейтингом от Moody’s, такая ситуация маловероятна — инвесторы отлично знают, что он опирается только на реальные факты и всегда предоставляет объективную оценку.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Источник: http://equity.today/moodys-agentstvo-kreditnogo-rejtinga.html

Рейтинг регионов по уровню долговой нагрузки

Участница XIX Всемирного фестиваля молодежи и студентов в Сочи

МОСКВА, 23 окт — ПРАЙМ. По итогам девяти месяцев 2018 года суммарный государственный долг субъектов РФ снизился на 7,5% и составил 2,14 триллиона рублей. При этом в 53 регионах объем госдолга сократился и в 10 – не изменился по сравнению с началом 2018 года. В трех регионах РФ объем государственного долга превышает налоговые и неналоговые доходы бюджета.

По данным Минфина РФ, суммарный объем государственного долга всех регионов РФ на 1 октября 2018 года составил 2,14 триллиона рублей, что на 7,5% ниже, чем в начале 2018 года. В абсолютном выражении госдолг сократился на 174,7 миллиарда рублей. По оценке экспертов рейтингового агентства РИА Рейтинг медиахолдинга МИА «Россия сегодня», наибольший вклад в снижение госдолга внесли Краснодарский край, Кемеровская и Свердловская области, чья задолженность суммарно снизилась на 62,2 миллиарда рублей, обеспечив почти треть от общего сокращения регионального госдолга. Еще в шести регионах госдолг снизился на 7-10 миллиардов рублей.

Объем муниципального долга составил 350,3 миллиарда рублей, что на 4,8% ниже, чем на 1 января 2018 года. Суммарный объем госдолга всех субъектов РФ и долга муниципальных образований, входящих в состав субъектов РФ, на 1 октября составил 2,491 триллиона рублей, что на 7,2% ниже, чем на 1 января 2018 года.

В суммарном госдолге регионов более половины составляют бюджетные кредиты

В структуре регионального государственного долга продолжает увеличиваться доля бюджетных кредитов. Если в начале 2018 года на них приходилось чуть более 44% региональных обязательств, то к 1 октября 2018 года их доля выросла до 51%. При этом доля коммерческих кредитов за девять месяцев текущего года сократилась с 29% до 19%. В конце 2017 года Минфин РФ объявил о том, что программа предоставления регионам бюджетных кредитов с льготной ставкой с 2018 года закрывается, и ей на смену придет программа реструктуризации региональных долгов. В федеральном бюджете на текущий год было заложено 50 миллиардов рублей, которые могли быть предоставлены регионам в качестве экстренных краткосрочных займов на покрытие кассовых разрывов. Тем не менее суммарный объем кредитов всех регионов за девять месяцев 2018 года вырос на 89 миллиардов.

Доля коммерческих кредитов сократилась во многом благодаря тому, что регионы погашают обязательства перед коммерческими банками, что в итоге и обеспечило сокращение суммарного регионального долга. За прошедшие три квартала 2018 года объем задолженности по коммерческим кредитам снизился на 261 миллиард рублей. Доля государственных ценных бумаг выросла до 26%, что всего на 2 процентных пункта выше, чем в начале текущего года. Доля государственных гарантий выросла с 3,5% до 4%.

Консервативная долговая политика дает результаты

По оценкам экспертов РИА Рейтинг, российские регионы активно сокращают свои долговые обязательства. За прошедшие девять месяцев 2018 года объем госдолга снизился в 53 регионах РФ. Из них в двенадцати регионах объем госдолга снизился более чем на 25%. Лидером по динамике стал Пермский край, чей госдолг сократился более чем на половину (-50,4%). Кроме того, на 45,1% сократился госдолг в Чувашской Республике, на 39,8% — в Ненецком автономном округе, на 39,6% — в Республике Тыва и на 39% — в Тверской области.

В 10 российских регионах объем госдолга за девять месяцев не изменился, в 22 – вырос. Лидерами по темпам наращивания объемов госдолга стали Республика Калмыкия (+27,8%), Приморский край (+22,8%) и Хабаровский край (+20,7%). Еще в пяти регионах РФ объем государственного долга вырос более чем на 10%. В Севастополе и Сахалинской области государственный долг по-прежнему отсутствует.

Самый большой государственный долг остается у Краснодарского края (127,8 миллиарда рублей), но за девять месяцев текущего года его объем снизился на 14,3% в основном за счет погашения коммерческой задолженности. Планку в 100 миллиардов преодолел Красноярский край, чей госдолг вырос на 9,5% и на 1 октября 2018 года составил 109,1 миллиарда рублей. Следом за ними расположились Республика Татарстан (94,4 млрд. руб.) и Московская область (93,8 млрд. руб.). Стоит отметить, что в Московской области госдолг снизился за текущий год на 3,6%, а в Татарстане вырос на 1,2%.

Самое заметное снижение объема госдолга в абсолютном выражении, как было отмечено выше, показали Краснодарский край (-21,3 млрд. руб.), Кемеровская область (-20,97 млрд. руб.) и Свердловская область (-19,9 млрд. руб.). Еще в шести регионах госдолг сократился на 7-10 миллиардов рублей.

Из 22 регионов, нарастивших государственный долг, самое заметное увеличение отмечается в Красноярском крае (+9,4 млрд. руб.), Хабаровском крае (+8,5 млрд. руб.) и Республике Мордовия (+5,7 млрд. руб.), которая является традиционном лидером по максимальной долговой нагрузке.

Всего в трех регионах РФ долговая нагрузка на бюджет превышает 100%

Для определения уровня долговой нагрузки регионов эксперты рейтингового агентства РИА Рейтинг по заказу АЭИ «Прайм» провели исследование и составили очередной рейтинг субъектов РФ по уровню долговой нагрузки, который отражает картину распределения региональных долгов и их динамику в 2018 году. В рейтинге использовались данные Федерального казначейства и министерства финансов РФ о долговых обязательствах. В качестве меры долговой нагрузки в рейтинге использовалось отношение государственного долга субъекта РФ на 1 октября 2018 года к налоговым и неналоговым доходам регионального бюджета за последние двенадцать месяцев (с 01.09.2017 по 01.09.2018).

Общий уровень долговой нагрузки регионов продолжил сокращаться. На 1 октября 2018 года отношение суммарного госдолга всех регионов к суммарного объему налоговых и неналоговых доходов за последние 12 месяцев составило 25,9%, что на 4,6 процентного пункта ниже, чем в начале 2018 года. Но диапазон значений в региональном разрезе только расширяется: от 0% в Севастополе и Сахалинской области до 246,8% в Республике Мордовия.

Низкий уровень долговой нагрузки (до 10%) наблюдается в двенадцати российских регионах. Лидирующая группа пополнилась Пермским краем, Ханты-Мансийским автономным округом-Югрой, Владимирской и Иркутской областями, но Республика Крым на текущий момент покинула эту группу. Стоит отметить, что все регионы-лидеры по уровню долговой нагрузки продолжили ее снижать, за исключением Приморского края.

Читайте так же:  Образец списание недостачи

В число замыкающих рейтинг по долговой нагрузке, кроме упомянутой выше Республики Мордовии (246,8%), входят всего два региона: Костромская область (119,1%) и Карачаево-Черкесская Республика (100,3%). Стоит отметить, что Костромская область за три квартала 2018 года снизила свою долговую нагрузку на 16 процентных пунктов как за счет сокращения объема государственного долга (-5,7%), так и за счет роста налоговых и неналоговых доходов (+10,3%).

В 40 российских регионах государственный долг на 1 октября 2018 года находится в диапазоне от 50% до 100% объема налоговых и неналоговых доходов бюджета, из них в 27 субъектах РФ госдолг превышает 70% собственных доходов.

В целом среди российских регионов сохраняется тенденция снижения долговой нагрузки. На 1 октября 2018 года в 68 российских регионах она снизилась. Лидером по динамике стала Республика Карелия, где отношение госудолга к налоговым и неналоговым доходам снизилось на 48,9 процентных пункта. В лидирующей тройке также Республика Хакасия (-41,4 п.п.) и Кабардино-Балкарская Республика (-33,9 п.п.). Наиболее существенно долговая нагрузка выросла в Республике Мордовия (+21,1 п.п.), Республике Калмыкия (+18,2 п.п.) и в Республике Марий Эл (+14,3 п.п.).

По мнению экспертов РИА Рейтинг, тенденцию по сокращению государственного долга и долговой нагрузки получится сохранить до конца года, но темпы их снижения будут ниже, чем текущие. Очевидно, что региональные власти более консервативно подходят к вопросу наращивания заимствований, и даже в ноябре-декабре для пополнения региональной казны с целью исполнения различных социальных обязательств будут взвешенно использовать данный ресурс. Поэтому эксперты РИА Рейтинг по итогам 2018 года ожидают снижения объема государственного долга в пределах 2-3%, и роста налоговых и неналоговых доходов региональных бюджетов в пределах 10%. В таком случае долговая нагрузка составит 27-28%, и по сравнению с результатом прошлого года существенно не изменится.

Источник: http://1prime.ru/state_regulation/20181023/829358681.html

Рейтинг долговых обязательств

Российский фондовый рынок становится одним из значимых источников ресурсов для банков. В этой связи для банка важно успешно разместить выпуски облигаций, т. е. привлечь желаемый объем ресурсов по минимальной стоимости. С другой стороны, инвесторы или покупатели облигаций хотят быть уверенными в том, что бумаги ликвидны (т. е. их можно быстро реализовать без потери в цене) и эмитент полностью и в срок расплатится по своим обязательствам в отношении данной облигации (выплатит купоны и по гасит номинальную стоимость облигации в конце срока обращения). В данном случае инвестору необходимо оценить риски облигации и принять решение, по какой цене он готов покупать облигацию и ка кой уровень доходности она должна при носить.

Оценка риска облигации

Анализируя рыночную стоимость и кредитный спрэд торгуемой облигации, инвестор может получить определенное представление об оценке уровня риска данной облигации участниками торгов. Для принятия более взвешенного решения зачастую необходимо мнение третьей стороны. Источником такой информации может служить рейтинг облигации, присвоенный независимым рейтинговым агентством и основанный на фундаментальном анализе рисков эмитента ценной бумаги с учетом всех параметров и условий выпуска облигации.

Оценка риска облигации, основанная на кредитном спрэде торгуемой ценной бумаги, предполагает адекватность рынка. Это предположение в большей степе ни применимо для крупных рынков, на которых работает большинство крупных институциональных и частных инвесторов.

На российском долговом рынке число выпусков облигаций пока невелико, ретроспективная история мало информативна из-за сегментарности и непрозрачности предоставляемой информации. Более того, асимметрия информации (некоторые участники располагают большей ин формацией) и ограниченная ликвидность рынка — отличительные факторы российского рынка — могут значительно влиять на результаты торгов той или иной облигации и в некоторой степени искажать их результаты. Фундаментальный анализ рисков облигации и ее эмитента, наоборот, позволяет объективно оценить полную картину институционального риска.

Инвестор может проводить сравни тельный анализ стоимости аналогичных

заимствовании других эмитентов, выделяя их особенности и отличия. Рейтинг облигации, присвоенный независимым авторитетным агентством, служит ориентиром для инвесторов при определении справедливой стоимости облигации.

Российский фондовый рынок стремительно растет. Все больше внимания обращают на него не только российские, но и зарубежные инвесторы, особенно в части укрепления и относительной стабилизации национальной валюты. Тем не менее достоверно и объективно отразить влияние уровня рейтинга облигации на формирование ее рыночной стоимости (и дальнейшую динамику уровня рейтинг на изменение этой стоимости), особенно в условиях недолгой кредитной истории, весьма затруднительно.

Для зарубежного рынка, на котором эмитенты из разных стран размещают еврооблигации, весьма показательным примером такого влияния являются рейтинги долговых обязательств, присвоенные международными рейтинговыми агентствами. Более того, нередко для эмитента обязательно получение рейтинга выпускаемой ценной бумаги, для того чтобы участники рынка могли получить как можно больше разных независимых оценок той или иной бумаги при принятии более взвешенного решения.

На российском рынке присвоено крайне ограниченное число рейтингов облигациям, эмитированным банками, что не позволяет провести четкую статистическую корреляцию между изменением стоимости облигации и динамикой рейтинга долгового обязательства. При этом нельзя не учитывать тот факт, что важной составляющей рейтинга облигации является уровень кредитного рейтинга эмитента этой ценной бумаги. Более того, из-за ограниченности объективной информации об эмитенте кредитные рейтинги часто используются инвесторами как некий ориентир для оценки эмитент и его способности расплачиваться по своим обязательствам. Безусловно, при присвоении рейтинга (равно как и при оценке уровня риска облигации и определении ее справедливой стоимости инвестором) учитываются дополнительные факторы, связанные как с эмитентом, то и с параметрами и характеристиками oоблигационного займа. Для целей настоящего исследования был проведен анализ корреляции кредитного спрэда облигации и уровня кредитного рейтинга RusRatini эмитента этой облигации, а также изучена корреляция изменения уровня кредитного рейтинга и динамики кредитного спрэда облигации.

Источник: http://studbooks.net/1216681/bankovskoe_delo/reyting_dolgovyh_obyazatelstv

Рейтинг регионов по долговой нагрузке на 1 января

Информационные волонтеры составили рейтинг популярности регионов ЧМ-2018

МОСКВА, 21 — ПРАЙМ. По данным министерства финансов РФ, суммарный объем государственного долга всех субъектов РФ по итогам 2018 года снизился на 4,7%, и на 1 января 2019 года составил 2,206 триллиона рублей. В абсолютном выражении суммарный объем госдолга регионов сократился на 109 миллиардов рублей, и наибольший вклад в его снижение внесли Кемеровская область (-22,61 миллиарда рублей) и Республика Коми (-10,15 миллиарда рублей). Кроме того, еще в восьми регионах объем госдолга сократился на 5-9 миллиардов рублей. И если бы не рост госдолга Московской области (+31,5 млрд руб), то снижение суммарного регионального государственного долга было бы более впечатляющим.

Объем муниципального государственного долга по итогам 2018 года вырос на 1,1% и составил 371,86 миллиардов рублей. Суммарный объем государственного долга всех субъектов РФ и долга муниципальных образований, входящих в состав субъектов РФ, на 1 января 2019 года составил 2,58 триллиона рублей, что на 3,9% ниже, чем годом ранее.

Читайте так же:  Достали коллекторы по телефону

Снижение государственного долга проходило на фоне роста доходов бюджетов субъектов РФ. По итогам 2018 года суммарный объем налоговых и неналоговых доходов всех субъектов РФ вырос на 14,5%, при этом сокращение было зафиксировано всего в двух регионах. Объем суммарных расходов бюджетов всех субъектов РФ вырос на 10,8%.

В СТРУКТУРЕ ГОСДОЛГА БЕЗ ПЕРЕМЕН

В структуре регионального государственного долга существенных изменений не произошло и, как и годом ранее, большая часть задолженности приходится на бюджетные кредиты, но вот их удельный вес немного снизился. По итогам 2018 года доля бюджетных кредитов составила 43% против 44% в 2017 году. Доля коммерческих кредитов на 1 января 2019 года составила 28,8% и за год она не изменилась. Хотя количество регионов, в долговой структуре которых полностью отсутствует коммерческая задолженность, выросло до 26 с 20 годом ранее. В условиях сократившихся возможностей льготного кредитования за счет бюджета продолжила расти доля ценных бумаг, и по итогам 2018 года она составила 25%. При этом продолжили сокращаться государственные гарантии. В общей структуре регионального госдолга их всего 3,2%. Информация о структуре государственного долга регионов приведена в таблице.

Для определения уровня долговой нагрузки эксперты рейтингового агентства РИА Рейтинг по заказу АЭИ «Прайм» составили рейтинг субъектов РФ по уровню долговой нагрузки, который отражает картину распределения региональных долгов и их динамику в 2018 году. В рейтинге использовались данные Федерального казначейства и Минфина РФ о долговых обязательствах и доходах региональных бюджетов. В качестве меры долговой нагрузки в рейтинге использовалось отношение государственного долга субъекта РФ на 1 января 2019 года к налоговым и неналоговым доходам регионального бюджета за 2018 год.

ДОЛГОВАЯ НАГРУЗКА НА РЕГИОНАЛЬНЫЕ БЮДЖЕТЫ СНИЖАЕТСЯ ТРЕТИЙ ГОД ПОДРЯД

Отношение суммарного госдолга регионов на 1 января 2019 года к суммарному объему налоговых и неналоговых доходов за 2018 года составило 25,3%, что на 5,2 процентных пункта ниже, чем по итогам предыдущего года. При этом Республика Мордовия продолжать бить антирекорды, расширяя диапазон региональных значений, который по итогам 2018 года дошел до 236,5%. Республика Мордовия не первый год замыкает рейтинг регионов по уровню долговой нагрузки. По итогам 2018 года долговая нагрузка на региональный бюджет выросла на 11,2 процентных пункта, объем госдолга — на 12,5%, а налоговые и неналоговые доходы бюджета — всего на 7,1%. Долговая ловушка, в которую попали региональные власти, все сильнее затягивает и самостоятельно, без качественной помощи со стороны федеральных властей, по оценке аналитиков РИА Рейтинг, с ситуацией справится вряд ли получится.

По итогам 2018 года всего в двух регионах РФ госдолг превышает налоговые и неналоговые доходы бюджета, хотя еще год назад их было семь. Кроме вышеупомянутой Республики Мордовия, в замыкающую рейтинг группу входит Костромская область. Но здесь нельзя не отметить положительные изменения, которые произошли в области в сфере госдолга, в том числе благодаря введенному в начале 2018 года казначейскому сопровождению. За прошедший год долговая нагрузка на областной бюджет сократилась на 19,8 процентных пункта, при этом объем госдолга снизился на 7%, а налоговые и неналоговые доходы выросли на 9%. В долговой структуре сократилась доля коммерческих кредитов, что так же можно отнести к позитивным тенденциям.

В целом же, в 42 регионах РФ государственный долг на 1 января 2019 года превышает 50% от объема налоговых и неналоговых доходов бюджета, из них в 23 субъектах РФ госдолг превышает 70% собственных доходов. По сравнению с предыдущим годом эти группы сократились на пять и девять регионов соответственно.

Видео (кликните для воспроизведения).

В ЛИДИРУЮЩЕЙ ГРУППЕ РАСШИРЕНИЕ СОСТАВА

Лидирующая в рейтинге группа увеличилась до тринадцати регионов с девяти, наблюдаемых в течение нескольких лет. В Сахалинской области и Севастополе государственный долг по-прежнему отсутствует. К лидерам относятся регионы, в которых государственный долг составляет менее 10% от объема налоговых и неналоговых доходов бюджетов, и в число входят г. Москва, Тюменская область, Ленинградская область, Алтайский край, г. Санкт-Петербург, Ханты-Мансийский автономный округ – Югра, Приморский край, Ямало-Ненецкий автономный округ, Иркутская область, Республика Крым и Владимирская область.

Все регионы в группе, за исключением Тюменской области и Приморского края, сократили свою долговую нагрузку по итогам прошедшего года.

77 РЕГИОНОВ РФ СОКРАТИЛИ ДОЛГОВУЮ НАГРУЗКУ

В подавляющем большинстве регионов долговая нагрузка по итогам 2018 года сократилась. Положительные тенденции отмечаются в 77 российских регионах, и, как отмечалось выше, связаны они как с увеличением налоговых и неналоговых доходов, так и с сокращением объема государственного долга. Лидерами по положительной динамике стали Республика Карелия и Республика Хакасия, где долговая нагрузка сократилась на 46,2 и 46 процентных пункта соответственно. В обеих республиках это произошло за счет существенного роста налоговых и неналоговых доходов и снижения госдолга. Республика Хакасия еще недавно была в числе замыкающих рейтинг, но, как и с Костромской областью, здесь можно отметить положительный эффект казначейского сопровождения, введенного в начале 2018 года. Кроме того, более чем на 20 процентных пунктов долговая нагрузка снизилась в Кабардино-Балкарской Республике, Астраханской области, Кемеровской области, Республике Коми и в Белгородской области. В двадцати российских регионах долговая нагрузка сократилась на 10-20%.

Уровень долговой нагрузки вырос в шести субъектах РФ, и самый существенный прирост показала Республика Мордовия, нарастив долговое бремя на 11,2 процентных пункта.

ОБЪЕМ ГОСУДАРСТВЕННОГО ДОЛГА ВЫРОС В 49 РЕГИОНАХ РФ

По оценкам экспертов Рейтингового агентства РИА Рейтинг, в 2018 году абсолютный объем государственного долга снизился в 64 регионах, в трех регионах — Курской области, Курганской области и Республике Алтай – не изменился, в 16 регионах — вырос. В Севастополе и Сахалинской области государственный долг отсутствует.

Лидером по положительной динамике госдолга стала Кемеровская область, чей госдолг сократился на 40,4% в основном за счет полного погашения коммерческой задолженности. Кроме того, более чем на 30% сократились объемы государственного долга в Ненецком автономном округе, Иркутской области и Ямало-Ненецком автономном округе. Самый значительный прирост госдолга наблюдается в Тюменской области (+123,5%), но отношение госдолга к объему налоговых и неналоговых доходов в регионе составляет всего 1,8%.

По абсолютному значению государственного долга лидером по-прежнему остается Краснодарский край. Но за прошедший 2018 год его объем сократился на 6% и составил 140,2 миллиарда рублей. Снижается и долговая нагрузка на краевой бюджет, уровень которой по итогам 2018 года составил 66,6%, что на 11,2 процентных пункта ниже, чем годом ранее. Хорошую поддержку положительной тенденции, наблюдаемой третий год подряд, оказывает рост налоговых и неналоговых доходов бюджета (+9,7% в 2018 году). Еще в двух регионах – Московской области и Красноярском крае — объем государственного долга превышает 100 миллиардов рублей, но ситуация с долговой нагрузкой на бюджеты регионов остается на приемлемом уровне.

Читайте так же:  Частный займ для граждан беларуси

В 2019 ГОДУ ГОСДОЛГ СНОВА НАЧНЕТ РАСТИ

В течение последних трех лет Минфин РФ настоятельно призывал региональные власти проводить более обдуманную и взвешенную политику привлечения заемных ресурсов в местные бюджеты, постепенно сокращая возможности кредитования регионов за счет федерального бюджета. Но растущие социальные обязательства, прописанные в «майских указах» и Послании Президента РФ Федеральному собранию, будут способствовать возобновлению роста государственного долга регионов и, скорее всего, уже в текущем году, что приведет и к увеличению долговой нагрузки на региональные бюджеты. Согласно последним комментариям, Минфин РФ ожидает увеличения суммарного регионального госдолга до 2,5 триллионов рублей к концу 2019 года. Если предположить, что расчет окажется верным и госдолг регионов РФ к началу 2020 года увеличится на прогнозируемые 15-17%, при этом налоговые и неналоговые доходы региональных бюджетов вырастут в пределах 10%, то, по расчетам экспертов РИА Рейтинг, долговая нагрузка регионов РФ вырастет до 27-28%.

Источник: http://1prime.ru/state_regulation/20190221/829741162.html

Рейтинги кредитоспособности нефинансовых компаний

ПАО «ГРУППА ЛСР» ruA, Стабильный, 23.01.2020 ruA Стабильный 23.01.2020 ЗАО «ЕВРОСИБ СПБ-ТС» ruBBB+, Стабильный, 13.01.2020 ruBBB+ Стабильный 13.01.2020 АО «ИНВЕСТГЕОСЕРВИС» ruBB, Позитивный, 09.01.2020 ruBB Позитивный 09.01.2020 АО «ВЕРТОЛЕТЫ РОССИИ» ruAA-, Стабильный, 27.12.2019 ruAA- Стабильный 27.12.2019 АО «АРКТИКГАЗ» ruAA+, Стабильный, 27.12.2019 ruAA+ Стабильный 27.12.2019 ПАО «РУСАЛ БРАТСК» ruAA-, Стабильный, 27.12.2019 ruAA- Стабильный 27.12.2019 АО «ЛИДЕР-ИНВЕСТ»

ruBBB+, Под наблюдением, Стабильный, 26.12.2019

ruBBB+ Стабильный 26.12.2019 АО «ЭТАЛОН ЛЕНСПЕЦСМУ»

ruA, Под наблюдением, Стабильный, 26.12.2019

ruA Стабильный 26.12.2019 ПАО «МРСК ЦЕНТРА И ПРИВОЛЖЬЯ» ruAA, Стабильный, 25.12.2019 ruAA Стабильный 25.12.2019 ПАО «ОГК-2» ruAA+, Стабильный, 25.12.2019 ruAA+ Стабильный 25.12.2019 ПАО «БЕЛУГА ГРУПП» ruA-, Стабильный, 25.12.2019 ruA- Стабильный 25.12.2019 АО «ГАЗПРОМ-МЕДИА ХОЛДИНГ» ruA-, Стабильный, 25.12.2019 ruA- Стабильный 25.12.2019 ОАО «СЕТЕВАЯ КОМПАНИЯ» ruAA, Стабильный, 25.12.2019 ruAA Стабильный 25.12.2019 Sodrugestvo Group S.A. ruA-, Стабильный, 24.12.2019 ruA- Стабильный 24.12.2019 ООО «АГРОНОВА-Л» ruBB+, Стабильный, 24.12.2019 ruBB+ Стабильный 24.12.2019 ПАО АНК «БАШНЕФТЬ» ruAAA, Стабильный, 24.12.2019 ruAAA Стабильный 24.12.2019 ООО «А101» ruA-, Стабильный, 24.12.2019 ruA- Стабильный 24.12.2019 АО «НАУЧНО-ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ КОРПОРАЦИЯ «УРАЛВАГОНЗАВОД» ruA, Стабильный, 24.12.2019 ruA Стабильный 24.12.2019 ПАО «МОСТОТРЕСТ» ruA+, Стабильный, 23.12.2019 ruA+ Стабильный 23.12.2019

Требования регуляторов

Рейтинговые методологии

По вопросам получения рейтинга

+7 (495) 225-34-44 (доб. 1656)
+7 (495) 225-23-54 (доб. 1656)
[email protected]

Аналитика

Москва, ул. Николоямская, дом 13, стр.2
Показать на карте

Служба внутреннего контроля

Высказать свое замечание или предложение Вы можете заполнив онлайн-форму

© 2020 АО «Эксперт РА». Все материалы сайта являются интеллектуальной собственностью АО «Эксперт РА» (кроме случаев, когда прямо указано другое авторство) и охраняются законом. Представленная информация предназначена для использования исключительно в ознакомительных целях.

Источник: http://raexpert.ru/ratings/credits

Рейтинг долговых обязательств

С недавних пор вопрос о рейтинговой оценке кредитоспособности регионов получил дополнительную актуальность. Дело в том, что с 2004 года накопительная составляющая трудовой пенсии, может инвестироваться в разрешенные фондовые активы российских и зарубежных эмитентов, в том числе и в долговые обязательства субъектов РФ. И, чем лучше финансово-экономическое состояние региона, тем больше он, в принципе, может разместить своих обязательств.

Соответственно, регионы, которые еще могут рассчитывать на инвестиции (таких в РФ чуть меньше половины), могут приводить свои бюджеты в относительный порядок, чтобы рассчитывать на дополнительные инвестиции. И им важно знать, что в оценке параметров регионального бюджета следует считать «хорошим», а что — «плохим», что следует поощрять, а с чем предстоит всемерно бороться. И, как всегда, встает вопрос о выработке единого показателя кредитоспособности региона. Все перечисленные задачи в настоящей работе нами решены.

Для регионов, в отличие от предприятий, инвестиции имеют во многих случаях более важное значение, поскольку от них зависит не только рост экономического потенциала, но и состояние социальной сферы, определяющей в том числе и политическую ситуацию. Пенсионные капиталы, оставленные для инвестирования в регионах, — это, несомненно, фактор не только экономической, но и политической консолидации общества.

Несмотря на то, что в стране имеется достаточно большое количество финансовых ресурсов, инвестиционная активность находится на недостаточном уровне. C одной стороны, регионы испытывают острую необходимость в привлечении инвестиций, а с другой стороны, инвесторы (в том числе банки) не готовы к активному вложению средств в регионы. И это понятно, т.к. существует дефолтный риск, который гораздо больше, чем в случае гособязательств. Известно уже множество примеров срыва выполнения обязательств по долгам субъектов РФ. Беспрецедентен случай, когда целый регион (Ульяновская обл.) фактически был объявлен банкротом в 2002 году.

Одним из ключевых факторов, препятствующих успешному развитию процесса привлечения заимствований регионами, является их слабая информационная прозрачность. Возможно, именно отсутствие качественной информации о платежеспособности региона является важнейшей причиной неразвитости рынка региональных облигаций.

Для определения надежности и качества заемщика в мировой практике используются кредитные рейтинги. Здесь возможны два подхода: один предполагает оценку риска невыполнения своих обязательств с присвоением соответствующей рейтинговой категории в виде буквенно-цифрового кода для каждого рейтингуемого региона; другой предусматривает оценку относительной кредитоспособности, позволяющей провести сравнение различных субъектов федерации между собой.

Сам процесс присвоения рейтинга, то есть оценки возможности и желания администраций регионов своевременно и в полном объеме расплачиваться по долгам или, другими словами, оценки вероятности неисполнения обязательств перед кредиторами, довольно сложен. Для качественной оценки вероятности неисполнения заемщиком своих финансовых обязательств необходимо изучение большого количества информационных материалов, включая анализ множества экономических показателей региона, характеризующих возможность аккумулирования денежных средств, а следовательно, возможности расплачиваться по долгам, а также изучения кредитной истории, контактов с региональными властями, кропотливого анализа множества неформальных факторов и оценки субъективных предпосылок, главнейшей из которых является желание администраций регионов выполнять свои обязательства.

Чтобы свести все факторы, необходимые для анализа, в один комплексный фактор оценки кредитоспособности (риска банкротства) региона, Рейтинговым центром АК&М была разработана хорошая методика, основанная на свертке частных рейтингов отдельных факторов с предустановленными весами. Можно адаптировать эту методику к нечетко-множественной постановке задачи, где проводится распознавание уровня каждого фактора, а веса факторов в свертке определяются по правилу Фишберна.

В методике AK&M для построения формального рейтинга использовались 2 группы критериев:

Критерии, определяющие финансовое состояние региона (базируются на данных месячных отчетов об исполнении бюджетов субъектов РФ, а также данные региональных Администраций об объемах государственного долга);

Критерии, определяющие уровень экономического развития региона и создающие предпосылки формирования доходной части бюджета (базируются на данных Госкомстата).

Все данные берутся на начало года, в котором проводится оценка.

Источником информации об исполнении бюджетов субъектов РФ является Министерство финансов РФ.

1. Критерии, определяющие финансовое состояние региона. В эту группу критериев входят:

X1 — Отношение государственного долга к доходам бюджета. Объем государственного долга по отношению к доходам бюджета является наиболее значимым критерием, определяющим долговую нагрузку на бюджет и, соответственно, кредитоспособность региона. Очевидно, что чем больше долг субъекта РФ, тем выше риск неисполнения обязательств;

Читайте так же:  Обязательный размер алиментов

X2 — Отношение объема заемных средств к доходам бюджета. Большой объем заемных средств свидетельствует о недостатке доходной базы для финансирования дефицита бюджета. Это является одним из наиболее значимых факторов, влияющих на кредитоспособность, поскольку сильная зависимость от внешних кредиторов заметно усиливает риски нехватки средств для осуществления выплат по долгам;

X3 — Доля собственных доходов в общем объеме доходов. К собственным доходам бюджетов субъектов РФ относятся все доходы бюджета без учета финансовой помощи бюджетов других уровней. Уровень собственных доходов регионального бюджета определяет степень его независимости от федерального центра. С ростом доли финансовой помощи повышается опасность неисполнения обязательств из-за риска ее несвоевременного поступления. Кроме того, недостаток собственных доходов говорит о слабости источников формирования доходной базы региона, что также приводит к увеличению вероятности невозврата долгов;

X4 — Объем собственных доходов бюджета. Объем собственных средств в абсолютном выражении характеризует объем собственной доходной базы бюджета субъекта РФ, а следовательно, позволяет оценить возможности региона выполнять свои обязательства по долгам;

X5 — Отношение профицита (дефицита) бюджета к доходам бюджета. Бюджетный дефицит определяет уровень превышения расходов над доходами регионального бюджета. Большой дефицит бюджета свидетельствует о несоответствии уровня доходов инвестиционным потребностям региона. Увеличение дефицита бюджета в настоящем рейтинге рассматривается как повышение кредитного риска;

X6 — Доля средств, направляемых в бюджеты других уровней в расходах. Высокая доля средств, направляемых в бюджеты других уровней (финансовая помощь бюджетам других уровней, включая дотации, субвенции, трансферты), свидетельствует о необходимости Администрациям субъектов РФ оказывать финансовую помощь территориальным образованиям в регионе. Увеличение доли таких средств снижает возможности финансового маневра, тем самым повышая кредитный риск;

X7 — Доля выделяемых кредитов и бюджетных ссуд в расходах. Увеличение объема выделяемых кредитов приводит к росту риска их невозврата, что соответственно усиливает зависимость финансовой системы региона от качества других заемщиков. В результате, увеличивается риск невыполнения субъектом РФ своих обязательств.

2. Критерии, определяющие уровень экономического развития региона. В эту группу критериев входят:

X8 — Отношение задолженности по налогам к объему налоговых платежей. Отношение задолженности по налогам к общему объему налоговых платежей является наиболее важным фактором, определяющим качество функционирования налоговой системы региона, что, в свою очередь, напрямую связано с формированием налоговых доходов регионального бюджета. Налоговые доходы — это основа всех собственных доходов бюджета субъекта РФ (более 70%), а следовательно, рост долгов по налогам нарушает механизм формирования денежных потоков, что, в конечном итоге, отрицательно влияет на кредитоспособность региона;

X9 — Доля прибыльных предприятий в общем количестве зарегистрированных на территории региона. Доля прибыльных предприятий на территории региона качественно определяет уровень поступления налога на прибыль в доходную часть регионального бюджета. На долю налога на прибыль приходится около 20% суммарных доходов бюджета. Ухудшение финансового положения предприятий неминуемо приведет к снижению налоговых поступлений, что обусловит рост риска кредитоспособности;

X10 — Сальдо прибылей и убытков предприятий. Как и второй критерий, сальдо прибылей и убытков определяет уровень поступлений налога на прибыль в региональный бюджет. Этот показатель дополняет предыдущий и определяет абсолютную величину поступления налога на прибыль;

X11 — Денежные доходы населения в расчете на одного жителя. Денежные доходы населения косвенно определяют уровень поступлений налога на доходы физических лиц, которые занимают значительную долю в доходах бюджета. В среднем эта величина составляет около 14% доходов региональных бюджетов. Снижение денежных доходов ведет к уменьшению поступления соответствующего налога, что, в конечном итоге, увеличивает кредитный риск региона.

Методика рейтинга обязательств субъектов РФ с использованием нечетких описаний выглядит так:

Этап 1. Выделим 11 факторов для анализа кредитоспособности региона, пометив их с Х1 по Х11.

Этап 2. Воспроизведем значения факторов по состоянию на начало года

Этап 3. Установим пять кластеров:

Высокое значение фактора (обозначение в);

Промежуточно средне-высокое значение фактора (обозначение св);

Среднее значение фактора (обозначение с);

Промежуточно средне-низкое значение фактора (обозначение сн);

Низкое значение фактора (обозначение н).

Степень принадлежности носителя тому или иному кластеру (нечеткому подмножеству) есть трапециевидное нечеткое число. Верхнее основание трапеции — это уровень безусловной принадлежности значений носителя кластеру (функция принадлежности равна единице). Нижнее основание трапеции — все подмножество значений фактора, признанное допустимым и относимым к данному кластеру.

Этап 4. Присваиваем каждому фактору точечный вес в системе оценки интегрального показателя кредитоспособности. За основу берем систему весов, т.к. она является непротиворечивой и согласуется с формальной системой предпочтений, по которой на основе критерия Фишберна можно выстроить точечные оценки весов. Отметим, что у Фишберна система предпочтений двухуровневая: сначала устанавливаются предпочтения двух факторных групп, а затем строятся две цепи предпочтений следующего вида:

Х1 «Х2 «Х3 Х4 Х5 «Х6 Х7, (1.1)

Х8 Х9 «Х10 Х11. (1.2)

Этап 5. Распознаем текущие уровни факторов.

Этап 6. Обработаем данные — сводный рейтинг по факторам 1 — 7 (финансовый рейтинг региона) оценивается по формуле:

где pi — веса, i — значения, полученные по (1.3).

А сводный рейтинг по факторам 8 — 11 (экономический рейтинг региона) оценивается по формуле:

Результирующий же интегральный рейтинг кредитоспособности имеет вид:

Этап 7. На этом этапе строят гистограммы распределения факторов для выработки торговых рекомендаций, соответственно. можно выделить три устойчивые группы регионов: лидеры (все рейтинги высокие), перспективные регионы (все рейтинги средние) и аутсайдеры (хотя бы один рейтинг является низким).

На основании полученных количественных оценок можно выделить решающие правила для установления торговых рекомендаций по обязательствам региона: определенно «Покупать» — когда значение финансового и экономического рейтингов больше или равно 0.6, покупать «Под Вопросом» — когда значение финансового и экономического рейтингов колеблется в диапазоне (0.4, 0.6). Все прочие регионы (аутсайдеры) не имеют сейчас достаточных оснований для того, чтобы осуществлять займы, в силу низкой надежности этих займов.

Таким образом, на привлечение инвестиций может в сегодняшних рыночных реалиях рассчитывать порядка половины всех регионов России. Это — очень низкий уровень кредитоспособности страны в целом. Ясно, что небольшое количество регионов-доноров не может без конца заниматься поддержкой регионов-аутсайдеров, через консолидированный правительственный бюджет. И это же показывает, что помогать надо сильным, поддерживая их кредитными инвестициями. Это заставит отстающие регионы пересмотреть свою бюджетную политику.

Этап 8. Оценим количество средств, подлежащее распределению по региональным займам. Если сумма к размещению по данному модельному активу составляет CMuni, а защищенная доля эмитентов-лидеров в модельном портфеле составляет , то доля эмитента-лидера в модельном портфеле составляет

где Lider — множество эмитентов-лидеров, а i определяется по (1.6).

Здесь реализовано мягкое правило Фишберна, где доля инвестиций в портфеле пропорциональна инвестиционному рейтингу.

Видео (кликните для воспроизведения).

Источник: http://studbooks.net/2126290/ekonomika/reyting_dolgovyh_obyazatelstv_subektov_osnove_nechetkih_modeley

Рейтинг долговых обязательств
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here