Просроченная дебиторская задолженность в казенном учреждении

Описание страницы: просроченная дебиторская задолженность в казенном учреждении - 2020 год от профессионалов для людей.

Просроченная дебиторская задолженность в казенном учреждении

Подскажите, пожалуйста, как правильно списать дебиторскую задолженность (проводки) в бюджетном учреждении, если контрагент ликвидирован? И какие подтверждающие документы необходимо приложить?

Для признания задолженности безнадежной дебиторской и невостребованной кредиторской руководствуются нормами гражданского законодательства.

Согласно ст. 49 ГК РФ правоспособность юридического лица возникает в момент его создания и прекращается в момент внесения записи о его исключении из Единого государственного реестра юридических лиц (ЕГРЮЛ). С момента исключения из ЕГРЮЛ организация не отвечает по своим обязательствам.

При ликвидации юридического лица требования кредиторов, не удовлетворенные из-за недостаточности его имущества, считаются погашенными (п. 6 ст. 64 ГК РФ). Таким образом, ликвидация организации прекращает обязательства должника. Следовательно, сумму задолженности можно считать безнадежной.

Документальным подтверждением ликвидации организации-должника может служить выписка из ЕГРЮЛ.

Обычно для обоснованного списания дебиторской задолженности предпринимаются следующие шаги:

    • проводится инвентаризация расчетов;
    • выявляется дебиторская задолженность;
    • бухгалтерия готовит докладную записку на имя руководителя с предложением списать дебиторскую задолженность; в записке указывается контрагент, основание возникновения задолженности, дата возникновения задолженности, сумма задолженности, перечень мероприятий, которые были предприняты для взыскания задолженности, документы, подтверждающие принятие мер к взысканию задолженности;
    • на основании предоставленной докладной записки руководитель дает распоряжение о списании дебиторской задолженности; любое списание дебиторской задолженности следует считать ущербом учреждению, поэтому в соответствии со ст. 247 Трудового кодекса РФ руководитель обязан произвести служебное расследование с целью определения размера ущерба и выявления виновного.

Известны случаи из практики, когда по результатам контрольно-ревизионной проверки бухгалтерам было предписано возместить ущерб от списанной дебиторской задолженности, потому что бухгалтеры не предпринимали никаких мер ко взысканию задолженности и не информировали руководителя о задолженности.

В вопросе не указано, на каком основании образовалась дебиторская задолженность. Дебиторская задолженность может образоваться как при получении дохода, так и при осуществлении расходов. Не все возможные виды дебиторской задолженности описаны в Инструкции Минфина РФ от 16 декабря 2010 г. № 174н. Обращаем ваше внимание, что в случае списания задолженности за счет расходов (согласно нормам Инструкции № 174н) такие расходы не подлежат включению в себестоимость, то есть недопустимо списание задолженности в дебет счетов 010900000.

Источник: http://its.1c.ru/db/content/budquest/src/20.02.2015_%E7%E0%E4%EE%EB%E6%E5%ED%ED%EE%F1%F2%FC%20%EB%E8%EA%E2%20%EA%EE%ED%F2%F0%E0%E3%E5%ED%F2%E0.htm

Просроченная дебиторская задолженность в казенном учреждении

Дата публикации 19.11.2019

В учете казенного учреждения числится дебиторская задолженность по налогам и сборам. Учреждение представило в налоговый орган заявление о зачете или возврате излишне уплаченной суммы налога. Однако из ИФНС пришло решение об отказе в зачете (возврате) суммы налога по причине нарушения трехлетнего срока подачи заявления на возврат (зачет), который установлен п. 7 ст. 78 НК РФ. Как списать суммы переплаты по налогам?

Решение о списании дебиторской задолженности принимает комиссия по поступлению и выбытию активов (п. 339 инструкции, утв. приказом Минфина России от 01.12.2010 № 157н, далее – Инструкция № 157н).

На балансе учреждения могут учитываться только объекты бухгалтерского учета, соответствующие понятию «актив» (пп. 35 – 37 федерального стандарта «Концептуальные основы», утв. приказом Минфина России от 31.12.2016 № 256н).

Критерием для списания дебиторской задолженности с баланса является тот факт, что такая задолженность больше не является активом (предприняты все меры по ее взысканию) (письмо Минфина России от 14.07.2017 № 02-08-10/45171, п. 339 инструкции, утв. приказом Минфина России от 01.12.2010 № 157н, далее – Инструкция № 157н).

К числу оснований для списания дебиторской задолженности с балансового учета относятся:

    • признание дебиторской задолженности безнадежной к взысканию;
    • приостановление предварительного следствия, уголовного дела или принудительного взыскания (п. 86 инструкции, утв. приказом Минфина России от 06.12.2010 № 162н, далее – Инструкция № 162н);
    • признание дебитора неплатежеспособным (п. 86 Инструкции № 162н).

Случаи признания безнадежной к взысканию задолженности по платежам в бюджет, а также нормы, регулирующие ее списание (восстановление), установлены ст. 47.2 БК РФ. Эта статья определяет действия администратора доходов бюджета по списанию безнадежной задолженности перед бюджетом. Однако казенные учреждения также могут взять положения ст. 47.2 БК РФ за основу при списании дебиторской задолженности.

Кроме того, обстоятельства, которые указывают на наличие у дебиторской задолженности признаков безнадежной к взысканию задолженности, перечислены в п. 7 федерального стандарта «События после отчетной даты», утв. приказом Минфина России от 30.12.2017 № 275н.

При разработке порядка списания дебиторской задолженности с балансового учета учреждению целесообразно руководствоваться общими требованиями, утв. постановлением Правительства РФ от 06.05.2016 № 393. Разъяснения даны в письме Минфина России от 14.07.2017 № 02-08-10/45171.

Дебиторская задолженность по налогам списывается в дебет счета 0 401 10 173 «Чрезвычайные доходы от операций с активами» (п. 120 Инструкции № 162н). В дальнейшем такая задолженность подлежит учету на забалансовом счете 04 «Сомнительная задолженность» в целях наблюдения за возможностью ее взыскания.

При отсутствии оснований для возобновления процедуры взыскания задолженность, списанная с балансового учета учреждения и признанная безнадежной к взысканию, к забалансовому учету 04 не принимается (п. 339 Инструкции № 157н).

Таким образом, в бюджетном учете списание дебиторской задолженности по налогам и сборам можно отразить следующими бухгалтерскими записями:

Дебет КДБ 1 401 10 173 Кредит КДБ 1 303 ХХ 731 – списана дебиторская задолженность (п. 120 Инструкции № 162н);

увеличение забалансового счета 04 (если списанная дебиторская задолженность не признана безнадежной к взысканию).

В определении Конституционного Суда РФ от 21.06.2001 № 173-О указано, что положения ст. 78 НК РФ не препятствуют налогоплательщику в случае пропуска установленного срока обратиться в суд с иском о возврате из бюджета переплаченной суммы в порядке гражданского или арбитражного судопроизводства. В этом случае действуют общие правила исчисления срока исковой давности – со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права (п. 1 ст. 200 ГК РФ).

Читайте так же:  Перевыпуск зарплатной карты сбербанка при утере

Таким образом, списать задолженность по налогам, сборам с забалансового счета 04 можно по истечении срока исковой давности, установленного ст. 196 ГК РФ. Отказ налогового органа в зачете (возврате) суммы налога сам по себе не является основанием для признания задолженности безнадежной.

При списании дебиторской задолженности с учета могут оформляться:

    • инвентаризационная опись расчетов с покупателями, поставщиками и прочими дебиторами и кредиторами (ф. 0504089) с приложением документов, подтверждающих наличие задолженности;
    • решение комиссии учреждения по поступлению и выбытию активов;
    • письменное обоснование решения о списании задолженности;
    • приказ (распоряжение) руководителя учреждения о списании дебиторской задолженности;
    • бухгалтерская справка (ф. 0504833).

Источник: http://its.1c.ru/db/content/budquest/src/19_11_2019_%F1%EF%E8%F1%E0%ED%E8%E5_%EF%E5%F0%E5%EF%EB%E0%F2%FB_%ED%E0%EB%EE%E3%E8.htm

Списание дебиторской задолженности в бюджетном учете

«Бухучет в здравоохранении», 2012, N 1

Определение дебиторской задолженности

Дебиторская задолженность в соответствии как с международными, так и с российскими стандартами бухгалтерского учета определяется как суммы, причитающиеся организации от покупателей (дебиторов). Дебиторская задолженность — сумма долгов, причитающихся предприятию, от юридических или физических лиц в итоге хозяйственных взаимоотношений с ними.

На практике возникают ситуации, когда дебиторскую задолженность невозможно взыскать, и в этом случае применяется процедура ее списания.

В соответствии с п. 120 Инструкции по бюджетному учету, утвержденной Приказом Минфина России от 06.12.2010 N 162н (далее — Инструкция N 162н), по правилам бухгалтерского учета списать с баланса бюджетного учреждения можно только нереальную к взысканию дебиторскую задолженность неплатежеспособных дебиторов.

Задолженность можно классифицировать как нереальную к взысканию в случаях, если выполняется одно из следующих условий:

  • истек срок исковой давности (ст. ст. 196, 197 Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ));
  • обязательство прекращено в связи с ликвидацией организации (ст. 419 ГК РФ);
  • обязательство прекращено из-за невозможности его исполнения (ст. 416 ГК РФ);
  • обязательство прекращено на основании акта государственного органа (ст. 417 ГК РФ).

Необходимо отметить, что согласно Письму Минфина России от 28.03.2008 N 03-03-06/4/18, если есть несколько оснований признать долг безнадежным, он признается таковым в периоде возникновения первого из перечисленных оснований.

Возможность списания задолженности перед федеральным бюджетом

Порядок списания задолженности перед федеральным бюджетом регламентирован Приказом Минфина России от 02.08.2007 N 68н «Об утверждении Порядка списания и восстановления в учете задолженности по денежным обязательствам перед федеральным бюджетом (Российской Федерацией)». Согласно п. 3 вышеупомянутого Порядка списанию с учета в соответствии с настоящим Порядком подлежит задолженность:

а) должников, ликвидированных в установленном законом порядке (кроме случаев, когда законом или иными правовыми актами исполнение обязательства ликвидированного должника возложено на другое лицо);

б) по обязательствам (в том числе вытекающим из договора поручительства, государственной, муниципальной и банковской гарантии), прекратившимся по другим основаниям, установленным законом, иными правовыми актами или договором (за исключением случаев прекращения обязательства новацией, прощением долга, отступным, зачетом или исполнением);

в) по требованиям, которые в соответствии с законом считаются погашенными;

г) по обязательствам (сделкам), признанным судом:

  • недействительными;
  • исполненными (погашенными);
  • невозникшими (незаключенными);
  • оформленными поддельными (подложными, ложными, фальшивыми, фиктивными, сфабрикованными, сфальсифицированными) документами;
  • совершенными не существовавшими на момент совершения сделки (в том числе вымышленными, мнимыми, фиктивными) лицами, подставными, неустановленными, неизвестными лицами, лицами, действовавшими от их имени, а также иными лицами, не обладавшими на момент совершения сделки необходимой правоспособностью (полномочиями).

В бюджетном учете основанием для списания с балансового учета дебиторской задолженности как нереальной к взысканию могут служить:

  • акт инвентаризации расчетов с покупателями, поставщиками и прочими дебиторами и кредиторами (ф. 0317015);
  • акт о результатах инвентаризации (ф. 0504835);
  • инвентаризационная опись расчетов с покупателями, поставщиками и прочими дебиторами (ф. 0504089);
  • решение инвентаризационной комиссии;
  • обоснование списания дебиторской задолженности и распоряжение (приказ) руководителя учреждения.

Отражение нереальной к взысканию суммы дебиторской задолженности

Списание нереальной к взысканию суммы дебиторской задолженности на основании подтверждающих документов отражается:

  1. в части задолженности по доходам:

Дебет X 401 10 173 «Доходы текущего финансового года»

Кредит X 205 XX 660 «Уменьшение расчетов по доходам»;

  1. в части задолженности по расходам:

Дебет X 401 20 273 «Расходы текущего финансового года»

Кредит X 206 XX 660 «Уменьшение расчетов по выданным авансам».

Одновременно производится бухгалтерская запись:

Дебет 04 «Списанная задолженность неплатежеспособных дебиторов».

Списанная с баланса дебиторская задолженность в течение пяти лет с момента ее списания учитывается на забалансовом счете 04 «Списанная задолженность неплатежеспособных дебиторов» (п. 339 Инструкции по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утвержденной Приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н, далее — Инструкция N 157н).

Счет 04 предназначен для учета задолженности неплатежеспособных дебиторов с момента ее признания в порядке, установленном законодательством, нереальной ко взысканию, и списания с балансового учета учреждения для наблюдения в течение пяти лет (иного срока, установленного законодательством) за возможностью ее взыскания, в случае изменения имущественного положения должников.

Учет на забалансовом счете ведется по следующей схеме. Инвентаризация дебиторской задолженности проводится в порядке и в сроки, установленные в соответствии с положениями Методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденных Приказом Минфина России от 13.06.1995 N 49, а также Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» и правил учетной политики учреждения исходя из особенностей своей структуры, отраслевых и иных особенностей деятельности.

Читайте так же:  Приказ об изменении условий труда образец

При возобновлении процедуры взыскания задолженности дебиторов или поступлении средств в погашение задолженности неплатежеспособных дебиторов на дату возобновления взыскания или на дату зачисления на счета (лицевые счета) учреждений вышеуказанных поступлений осуществляется списание такой задолженности с забалансового учета.

Аналитический учет по забалансовому счету 04 ведется в карточке учета средств и расчетов (ф. 0504051) по каждому должнику с указанием его полного наименования, а также иных реквизитов, необходимых для определения задолженности (дебитора) в целях возможного ее взыскания (п. 340 Инструкции N 157н).

Налогообложение безнадежных долгов

Согласно пп. 2 п. 2 ст. 265 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ) суммы безнадежных долгов приравниваются к убыткам и учитываются при определении налогооблагаемой прибыли в составе внереализационных расходов, в случае если вышеуказанные убытки понесены учреждением в рамках осуществления деятельности, приносящей доход.

В противном случае убытки в сумме безнадежных долгов не включаются в состав внереализационных расходов для целей исчисления налога на прибыль, если убытки понесены учреждением в рамках осуществления деятельности, не связанной с получением дохода (абз. 2, 4 п. 1 ст. 252 НК РФ).

Ведение бухгалтерского учета дебиторской задолженности

Пример. У медицинского учреждения возникла дебиторская задолженность в связи с недопоставкой медицинского оборудования поставщиком ООО «МедТорг». Сумма по договору поставки медицинского оборудования за счет бюджетных средств составила 750 000 руб.

По условиям договора был перечислен аванс в размере 30% в сумме 225 000 руб. Поставщик частично поставил медицинское оборудование на сумму 152 220 руб. (в том числе НДС). Организация-поставщик была признана банкротом, и задолженность перед медицинским учреждением не была погашена. В результате процедуры банкротства было вынесено решение суда о невозможности удовлетворения требований медицинского учреждения из-за недостаточности имущества обанкротившегося поставщика.

По рассмотренному примеру в бюджетном учете делаются следующие записи.

  1. Аванс в размере 30% перечислен поставщику по договору поставки за медицинское оборудование:

Дебет 1 206 31 560 «Увеличение расчетов по авансам по приобретению основных средств»

Кредит 1 304 05 310 «Расчеты по платежам из бюджета с финансовым органом по основным средствам»

  • 225 000 руб.
  1. Частично получено медицинское оборудование от поставщика:

Дебет 1 106 31 310 «Увеличение вложений в основные средства»

Кредит 1 302 31 730 «Увеличение кредиторской задолженности по приобретению основных средств»

  • 152 220 руб.
  1. Произведен зачет ранее перечисленного аванса на приобретение медицинского оборудования:

Дебет 1 302 31 830 «Уменьшение кредиторской задолженности по приобретению основных средств»

Кредит 1 206 31 660 «Уменьшение расчетов по авансам по приобретению основных средств»

  • 152 220 руб.
  1. Списание нереальной к взысканию суммы дебиторской задолженности на основании акта инвентаризации расчетов, решения суда, приказа руководителя и решения инвентаризационной комиссии:

Дебет 1 401 20 273 «Расходы текущего финансового года»

Кредит 1 206 31 660 «Уменьшение расчетов по авансам по приобретению основных средств»

  • 72 780 руб. = (225 000 — 152 220).
  1. Принятие списанной нереальной к взысканию дебиторской задолженности на забалансовый учет:

Дебет 04 «Списанная задолженность неплатежеспособных дебиторов»

На практике встречается ситуация, при которой дебиторская задолженность числится на балансе учреждения и не имеется достаточных оснований для ее списания. В этом случае ее списание возможно только по истечении срока исковой давности. Согласно ст. 196 Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ) общий срок исковой давности устанавливается в три года. По обязательствам с определенным сроком исполнения течение исковой давности начинается по окончании срока исполнения (ст. 200 Гражданского кодекса РФ).

По обязательствам, срок исполнения которых не определен либо определен моментом востребования, течение исковой давности начинается с момента, когда у кредитора возникает право предъявить требование об исполнении обязательства, а если должнику предоставляется льготный срок для исполнения такого требования, исчисление исковой давности начинается по окончании вышеуказанного срока.

Следует отметить, что перемена лиц в обязательстве не влечет изменения срока исковой давности и порядка его исчисления.

Пример (продолжение). Допустим, ООО «МедТорг» — поставщик медицинского оборудования — не был признан банкротом по решению суда. В связи с экономическим кризисом он стал неплатежеспособным, и руководство ООО «МедТорг» продало бизнес со всеми активами и обязательствами крупному поставщику «МедКомп». В этом случае медицинское учреждение предъявляет требования по задолженности к правопреемнику бывшего поставщика, то есть к компании «МедКомп». Срок исковой давности не изменяется и определяется на основании договора с ООО «МедТорг».

В течение срока исковой давности дебиторская задолженность может быть погашена. В этом случае, если бюджетное учреждение является получателем бюджетных средств, оно перечисляет возврат дебиторской задолженности прошлых лет в доход соответствующего бюджета.

Видео (кликните для воспроизведения).

В бюджетном учете делаются следующие бухгалтерские записи.

  1. Поступление на счет учреждения дебиторской задолженности:

Дебет X 304 05 XXX, X 201 11 510, X 201 21 510 «Расчеты по платежам из бюджета с финансовым органом», «Поступление денежных средств учреждения на лицевые счета в органе казначейства», «Поступление денежных средств учреждения на счета в кредитной организации»

Кредит X 206 XX 660 «Расчеты по выданным авансам».

  1. Отражена сумма дебиторской задолженности на основании извещения (ф. 0504805), переданного получателем доходов администратору доходов:

Дебет X 304 04 100 «Внутриведомственные расчеты по доходам»

Кредит X 303 05 730 «Увеличение кредиторской задолженности по прочим платежам в бюджет».

  1. Перечислена в доход бюджета сумма дебиторской задолженности:

Дебет X 303 05 830 «Уменьшение кредиторской задолженности по прочим платежам в бюджет»

Кредит X 304 05 XXX, X 201 11 610, X 201 21 610 «Расчеты по платежам из бюджета с финансовым органом», «Выбытия денежных средств учреждения с лицевых счетов в органе казначейства», «Выбытия денежных средств учреждения со счетов в кредитной организации».

Пример (продолжение). По истечении года со дня начала исчисления исковой давности на лицевой счет в органе Федерального казначейства поступили денежные средства от компании «МедКомп» в размере 72 780 руб. как возврат по договору поставки медицинского оборудования. В этом случае в бюджетном учете будут произведены следующие записи.

  1. Поступление денежных средств на лицевой счет в качестве возврата по договору поставки:
Читайте так же:  Практика алименты в твердой денежной сумме

Дебет 1 304 05 310 «Расчеты по платежам из бюджета с финансовым органом по приобретению основных средств»

Кредит 1 206 31 660 «Уменьшение расчетов по авансам по приобретению основных средств»

  • 72 780 руб.
  1. Начислена сумма дебиторской задолженности по возврату в доход бюджета:

Дебет 1 401 01 130 «Внутриведомственные расчеты по доходам»

Кредит 1 303 05 730 «Увеличение кредиторской задолженности по прочим платежам в бюджет»

  • 72 780 руб.
  1. Перечислена в доход бюджета сумма дебиторской задолженности:

Дебет 1 303 05 830 «Уменьшение кредиторской задолженности по прочим платежам в бюджет»

Кредит 1 304 05 310 «Расчеты по платежам из бюджета с финансовым органом».

Источник: http://wiseeconomist.ru/poleznoe/5450-spisanie-debitorskoj-zadolzhennosti-byudzhetnom-uchete

Положение о списании кредиторской и дебиторской задолженности

Положение о списании кредиторской и дебиторской задолженности в первую очередь формируется предприятиями государственной сферы. Почему это так и как может быть оформлено списание задолженностей у бюджетников и частников, читайте в этой статье.

Цели и задачи положения о списании задолженности

Основными целями разработки и утверждения положения о списании задолженности являются:

  • усиление контроля за своевременным проведением расчетов во исполнение планов и смет;
  • повышение эффективности поступления и расходования средств.

В рамках данных целей решаются (и регламентируются) задачи:

  • контроля за состоянием дебиторской и кредиторской задолженностей и принятия оперативных и адекватных мер, направленных на устранение и недопущение возникновения безнадежной или невостребованной задолженности;
  • определения критериев отнесения дебиторской задолженности к безнадежной, а кредиторской — к невостребованной в соответствии с законодательством РФ;
  • установления перечня документов, на основании которых задолженность может быть списана;
  • разработки правил своевременного выявления и списания безнадежной дебиторской и невостребованной кредиторской задолженностей.

Существенным различием в сути возникшей задолженности для предприятий госсектора и частных организаций в данном вопросе будут:

  1. В отношении дебиторской задолженности:
  • для частной фирмы наличие просроченной дебиторки означает обычно невыполнение контрагентом обязательств и уменьшение оборачиваемости средств;
  • для бюджетной организации такая же дебиторка означает, что кем-то не выполнены обязательства перед бюджетом (а, следовательно, перед государством).
  1. В отношении кредиторской задолженности:
  • для частной фирмы наличие невостребованной кредиторки означает возможность не выполнять действия по условию договора с контрагентом, при этом распоряжаясь средствами;
  • для предприятия госсектора наличие на балансе зависшей кредиторки означает, что не выполняются бюджетные (государственные) обязательства.

Вывод из приведенных сравнений: отдельный регламент (положение) по анализу и урегулированию задолженностей нужен в первую очередь на предприятиях госсектора. О них и поговорим далее.

Что должно быть отражено в положении о списании дебиторки

В качестве примера рассмотрим положения, которые часто утверждаются местными органами власти в отношении такого вида задолженности, как оплата оказанных услуг ЖКХ. В этих положениях фигурируют все необходимые аспекты, которые должны в них быть. А именно:

Что должно быть отражено в положении о списании кредиторки

Общая структура положения о списании кредиторской задолженности в предприятиях госсектора схожа с положением по дебетовым долгам. В качестве нюансов именно по кредиторке можно назвать:

  1. Критерии определения невозвратности долга:
  • в результате форс-мажорных обстоятельств;
  • при прекращении обязательства на основании акта госоргана (ст. 417 ГК РФ);
  • прочие критерии, применимые и к дебиторке (например, ликвидация юрлица-кредитора или смерть физлица-кредитора), являются также применимыми.
  1. Порядок отнесения задолженности на доходы организации для целей бухгалтерского и налогового учета:
  • В бухучете суммы списанной кредиторки все отражаются по кредиту счета «Чрезвычайные доходы» (код 0 401 10 173). Одновременно со списанием по балансовым счетам по каждому неистребованному долгу заводится аналитика на забалансовом счете 20 «Списанная задолженность, невостребованная кредиторами». За балансом долг учитывается еще в течение 5 лет (на случай если все же объявится кредитор);
  • В налоговом учете по общему правилу списываемая кредиторка бюджетников относится на доходы и подлежит налогообложению (п. 18 ст. 250 НК РФ). Однако из правила есть исключения: в случае если кредиторка возникла в результате расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам в бюджетные структуры — списание ее в доходы соответствующей структуры не включается (подп. 21 п. 1 ст. 251 НК РФ).

Еще об урегулировании налоговых переплат смотрите «Образец заявления о возврате излишне уплаченного налога»

ВАЖНО! За возникновение на балансе бюджетной организации — как не закрытой в срок кредиторки, так и не закрытой в срок дебиторки — руководитель организации несет персональную ответственность в соответствии с действующим законодательством. Также отчеты о состоянии задолженности подаются в Минфин РФ, который вправе уволить руководителя за неудовлетворительную работу с долгами организации (учреждения).

В заключение можно сказать, что специально не установлено, должны быть 2 разных положения: одно по дебиторке, другое по кредиторке либо их можно объединять в один. Поэтому при подготовке положений организации исходят из собственного удобства и отраслевой специфики. Например, по рассмотренному нами выше примеру списания неистребуемых платежей ЖКХ логичнее сделать отдельное положение, касающееся только дебиторки. А в учреждении культуры или образования вполне допустимо положения по обоим видам задолженностей объединить в одно.

Порядок списания долгов коммерческими (частными) организациями

В части создания отдельного положения по обращению с просроченными долгами на коммерческие частные организации такая обязанность не налагается.

Для списания долгов достаточно:

  • данных, подтверждающих задолженность, — документов, из которых ясны сумма и сроки оплаты, акт сверки, результаты инвентаризации;
  • приказа руководителя на списание (комиссию для экспертизы задолженности и вынесения решения создавать не обязательно).
Читайте так же:  Механизмы разрешения трудовых споров

И в бухучете, и в налоговом учете дебиторская задолженность списывается в расходы, а кредиторская — в доходы предприятия. В качестве нюанса для частников можно назвать создание резервов по сомнительным долгам (дебиторке), которое должна выполнять большая часть коммерческих предприятий для равномерного отнесения убытков от таких списаний на финрезультаты.

О сложностях при учете НДС по списываемым долгам читайте «НДС при списании кредиторской задолженности: проблемные ситуации»

Итоги

Положение о списании простроченных и неурегулированных долгов необходимо в организациях госсектора. Это связано с нюансами значения того или иного вида задолженности для госпредприятия (по сути, это долги государства), а также с персональной ответственностью руководства бюджетных организаций за возникновение не урегулированных в срок долгов.

Источник: http://nalog-nalog.ru/buhgalterskij_uchet/vedenie_buhgalterskogo_ucheta/polozhenie_o_spisanii_kreditorskoj_i_debitorskoj_zadolzhennosti/

Нереальная к взысканию и сомнительная дебиторка: какие долги не списывать за баланс

Долги безнадежные к взысканию

Документ

Чтобы признать дебиторскую задолженность безнадежной к взысканию, руководствуйтесь критериями, установленными в статье 47.2 БК в отношении задолженности по платежам в бюджет (письмо Минфина от 14.07.2017 № 02-08-10/45171)

Спишите дебиторскую задолженность в том периоде, когда ее признали безнадежной. Какую задолженность считать нереальной к взысканию, смотрите в таблице.

Таблица. Признавать ли задолженность безнадежной к взысканию

Да Нет
Ликвидация организации или банкротство индивидуального предпринимателя В выписке ЕГРИП есть подтверждение о прекращении гражданином деятельности в качестве ИП. По закону он продолжает нести имущественную ответственность по своим обязательствам (письмо Минфина от 27.04.2017 № 03-03-06/1/25384) Смерть должника — физического лица Организация-контрагент реорганизована в форме слияния. В этом случае все права и обязанности переходят ко вновь созданной организации (письмо Минфина от 06.09.2016 № 03-03-06/1/52041) Судебный пристав-исполнитель издал постановление об окончании исполнительного производства Задолженность обеспечена поручительством. В такой ситуации взыскать задолженность можно с поручителя согласно статье 361 ГК (письмо Минфина от 28.10.2013 № 03-03-06/2/45483) Истек срок исковой давности, в том числе если суд вынес определение об отказе в восстановлении пропущенного срока подачи в суд заявления о взыскании задолженности Истек установленный срок исковой давности Обязательство прекращено из-за невозможности его исполнения, на основании акта госоргана

Если есть несколько оснований для списания, сделайте это тогда, когда наступило первое основание (письмо Минфина от 22.06.2011 № 03-03-06/1/373). Согласно старым правилам, если учреждение списывало нереальную к взысканию задолженность по произведенным авансам, предоставленным кредитам, займам (ссудам), подотчетным суммам, то ее надо было отражать на забалансовом счете 04. Теперь эти суммы за балансом не учитывают (п. 339 Инструкции № 157н в редакции приказа Минфина от 28.12.2018 № 298н).

Спишите задолженность, у которой истек срок исковой давности:

Сомнительная дебиторка

Документ

Задолженность может быть не только безнадежной к взысканию, но и сомнительной. Так, с 1 января 2019 года стандарт «Доходы» ввел термин «сомнительная задолженность». Это сумма признанного дохода, по которому выявлена дебиторская задолженность, не исполненная должником (плательщиком) в срок и не соответствующая критериям признания актива. Корректируется она с формированием резерва по сомнительной задолженности.

Принципы учета задолженности остались прежними. Отражайте списание такого долга с балансовых счетов так же, как и списание задолженности неплатежеспособных дебиторов. Но при этом учет сомнительной задолженности ведите далее на забалансовых счетах.

Для квалификации задолженности в качестве сомнительной закрепите в учетной политике следующие обстоятельства:

  • нарушение должником сроков исполнения обязательства;
  • невозможность удержания имущества должника;
  • отсутствие обеспечения долга залогом, задатком, поручительством, банковской гарантией и т. п.;
  • значительные финансовые затруднения должника, ставшие известными из СМИ или других источников;
  • возбуждение процедуры банкротства в отношении должника.

Задолженности заказчиков, выявленные по договорам оказания услуг и выполнения работ, по которым срок действия еще не истек, сомнительными не признаются.

Списывайте с учета сомнительную задолженность по доходам на основании решения комиссии учреждения по поступлению и выбытию активов. В наличии должны быть документы, подтверждающие неопределенность относительно получения экономических выгод или полезного потенциала. Если в отношении задолженности по доходам принято решение о признании ее безнадежной к взысканию, такой долг спишите с балансового либо забалансового учета с одновременным уменьшением доходов текущего отчетного периода (уменьшением резерва по сомнительным долгам).

если просрочка исполнения обязательства не превышает такой срок, долг не признается сомнительным

Нереальную к взысканию дебиторскую задолженность, которую ранее признали сомнительной, спишите с балансового учета за счет суммы ранее признанного резерва. Одновременно отразите ее на забалансовом счете 04. Разницу между резервом и такой задолженностью отнесите на уменьшение доходов текущего отчетного периода (счет 401 10).

Если резерв по сомнительной дебиторской задолженности не создавали, спишите долг в уменьшение доходов текущего периода (счет 401 10) и одновременно учтите его на забалансовом счете 04:

При выбытии финансовых активов (кроме тех, которые относятся к группе «Денежные средства») разницу между их балансовой стоимостью и суммой активов, причитающихся к получению, отразите в составе финансового результата текущего отчетного периода.

На заметку

Ответственность за несвоевременное списание задолженности

Несвоевременное списание дебиторской задолженности может привести к искажению показателей бухгалтерской (бюджетной) отчетности. Если такая ошибка изменит статью отчетности более чем на 10 процентов, это будет признано грубым нарушением требований к бухгалтерскому учету, в том числе к бухгалтерской (финансовой) отчетности (ст. 15.11 КоАП). За это для должностных лиц предусмотрены административный штраф от 5000 до 10 000 руб. (за первичное нарушение) и от 10 000 до 20 000 руб. или дисквалификация на срок от одного года до двух лет (за повторное нарушение).

Источник: http://e.budgetnik.ru/716978

Просроченная дебиторская задолженность в казенном учреждении

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

Читайте так же:  Банк россия зарплатная карта мир

В рамках круглого стола речь пойдет о Всероссийской диспансеризации взрослого населения и контроле за ее проведением; популяризации медосмотров и диспансеризации; всеобщей вакцинации и т.п.

Программа, разработана совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Письмо Минфина России от 1 ноября 2014 г. N 02-06-10/56150 О списании просроченной нереальной к взысканию дебиторской задолженности в бюджетном учете

Департамент бюджетной методологии Министерства финансов Российской Федерации (далее — Департамент) рассмотрел письмо по вопросу списания просроченной нереальной к взысканию дебиторской задолженности в бюджетном учете и сообщает.

В силу положений постановления Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 329 «О Министерстве финансов Российской Федерации», в Министерстве финансов Российской Федерации, если законодательством не установлено иное, не рассматриваются по существу обращения организаций по разъяснению (толкованию норм, терминов и понятий) законодательства Российской Федерации и практики его применения, а также по оценке конкретных хозяйственных операций.

Вместе с тем, Департамент обращает внимание на следующее.

Отношения, связанные с прекращением права требования задолженности, образовавшейся в рамках действующего федерального законодательства (далее — задолженность), и (или) признания ее безнадежной к взысканию, регулируются соответствующим законодательством Российской Федерации, а также иными правовыми актами, принятыми во исполнение указанных законодательных актов.

Согласно статье 160.1. Бюджетного кодекса Российской Федерации (Бюджетный Кодекс) начисление, учет и контроль, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью осуществления платежей в бюджет, пеней и штрафов по ним, а также взыскание задолженности по платежам в бюджет, пеней и штрафов относятся к полномочиям администратора доходов бюджета.

При этом согласно Бюджетному Кодексу Российской Федерации и Федеральному закону от 06.12.2011 N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее — Закон N 402-ФЗ), финансовые требования к плательщикам по исполнению платежей в бюджет для целей бухгалтерского (бюджетного) учета являются самостоятельным объектом учета.

Вместе с тем следует отметить, что на балансе подлежат отражению не все требования, вытекающие из законодательства Российской Федерации, а лишь те их них, которые относятся к активам.

В случае, если по результатам осуществления мер по взысканию задолженности, установлена невозможность поступления денежных средств в доход бюджета (поступления имущественных выгод), такая задолженность (нереальная к взысканию), согласно пункту 339 Инструкции об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкции по его применению, утвержденной приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н (далее — Инструкции N 157н), отражается на забалансовом счете 04 «Задолженность неплатежеспособных дебиторов (далее — счет 04).

При этом забалансовый учет задолженности, не являющейся активами (нереальной к взысканию задолженности), осуществляется в целях наблюдения за возможностью ее взыскания в случае изменения имущественного положения должников (в течение пяти лет либо иного срока, установленного законодательством для возобновления взыскания).

Таким образом, если в ходе осуществления взыскания администратором установлена невозможность предъявления требований к должнику, в том числе в связи с его отсутствием (ликвидация юридического лица, смерть должника и т.д.), задолженность указанного должника, ввиду невозможности возобновления ее взыскания, может быть списана учреждением со счета 04.

Согласно пункту 34 Инструкции N 157н принятие активов к учету, а также их выбытие, в том числе в результате принятия решения об их списании, если иное не установлено указанной Инструкцией, осуществляется на основании решения постоянно действующей комиссии по поступлению и выбытию активов, оформленного оправдательным документом (первичным (сводным) учетным документом).

В соответствии с пунктом 2 Закона N 402-ФЗ и пунктом 6 Инструкции N 157н, к компетенции учреждения относится урегулирование в рамках своей учетной политики порядка списания задолженности ввиду невозможности ее взыскания.

Учитывая изложенное, администратор доходов бюджета, обладающий в соответствии с Бюджетным Кодексом полномочиями по взысканию задолженности, в том числе при принятия решения о прекращении взыскания задолженности ввиду невозможности ее взыскания, вправе списать указанную задолженность со счета 04 в соответствии с порядком, утвержденных актами в рамках формирования своей учетной политики и (или) определяющих порядок администрирования доходов.

В то же время, обращаем внимание, что отмена постановления о назначении административного штрафа является основанием для корректировки ранее начисленных доходов, а не для списания задолженности.

Заместитель директора Департамента бюджетной методологии С.В. Сивец

Обзор документа

Рассмотрен вопрос о списании просроченной нереальной ко взысканию дебиторской задолженности в бюджетном учете.

Согласно БК РФ администратор доходов уполномочен начислять, учитывать и контролировать правильность исчисления, полноту и своевременность поступления платежей в бюджет, пеней и штрафов по ним, а также взыскивать задолженность.

Если установлена невозможность поступления средств, то такая задолженность (нереальная ко взысканию), отражается на забалансовом счете 04 «Задолженность неплатежеспособных дебиторов».

При этом забалансовый учет задолженности, не являющейся активами (нереальной ко взысканию), производится для наблюдения за возможностью ее взыскания при изменении имущественного положения должников (в течение 5 лет либо иного срока, определенного для возобновления взыскания).

Таким образом, если администратор установил невозможность предъявления требований к должнику, в т. ч. в связи с его отсутствием (ликвидация, смерть и т. д.), то его задолженность может быть списана учреждением со счета 04. При этом допускается применять порядок, утвержденный в рамках формирования своей учетной политики и (или) акты, определяющие процедуру администрирования доходов.

Отмечено, что отмена постановления о назначении административного штрафа является основанием для корректировки ранее начисленных доходов, а не для списания задолженности.

Видео (кликните для воспроизведения).

Источник: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70739992/

Просроченная дебиторская задолженность в казенном учреждении
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here