Проблемы государственного кредита

Описание страницы: проблемы государственного кредита - 2020 год от профессионалов для людей.

1.4 Проблемы государственного кредита в Республике Беларусь и пути их решения.

Рост государственного кредита, как правило, влечет повышение ставок действующих налогов или даже введение новых налоговых платежей, ведь основной источник погашения государственных долговых обязательств и расходов по его обслуживанию, как правило, один – бюджет, в котором эти средства закрепляются как расходы и выделяются отдельной строкой. В связи с этим требуется установление управления государственным кредитом [8, с. 182].

Управление государственным кредитом является одним из элементов макроэкономической политики. Эффективное использование кредита может стать мощным фактором экономического роста, позволяющим сглаживать экономические флуктуации, дающим дополнительные финансовые ресурсы. Устойчивое положение страны на международном рынке капитала, своевременное выполнение долговых обязательств способствуют укреплению ее международного авторитета и обеспечивают дополнительный приток инвестиций на более выгодных условиях.

Кроме того, повышается доверие к ее валюте, укрепляются внешнеторговые связи. С другой стороны, кризис внешней задолженности может стать серьезным негативным фактором не только экономического, но и политического значения. Непомерно высокие выплаты из государственного бюджета по долгам отвлекают средства от финансирования социальных, экономических, оборонных и прочих программ правительства [9, с. 166].

Цели управления международным кредитом:

1. экономические: минимизация стоимости привлекаемых внешних займов, улучшение условий рефинансирования и/или переоформление задолженности, снижение общих издержек по обслуживанию внешнего долга, повышение эффективности использования привлекаемых ресурсов. В эту группу можно отнести также бюджетные цели, такие, как сглаживание неравномерности налоговых поступлений и финансирования текущих бюджетных расходов;

2. политические: поддержание стабильности функционирования

3. социальные: своевременное финансирование социальных программ, обеспечение социальной стабильности;

4. обеспечение национальной безопасности: чрезмерно высокое бремя внешнего долга, несвоевременное осуществление платежей по нему создают серьезные трудности функционирования национальной экономики, подрывают возможность проведения независимой экономической политики и, как следствие, является фактором, который может самым серьезным образом влиять на экономическую безопасность страны. В теории подобное явление называется «тиски зависимости», на практике это означает фактическое банкротство страны [6, с. 13].

Цикл управления государственным кредитом включает 3 стадии: привлечение, размещение и погашение.

Управление привлеченным кредитом может базироваться как на прямом государственном управлении, так и на косвенных методах, включающих выдачу государственных гарантий и нормативно-административное регулирование привлечения не гарантированных кредитов частными фирмами. Прямое государственное управление привлеченным кредитом осуществляется в контексте бюджетного процесса, который определяет предельные размеры государственных заимствований и государственных гарантий на текущий бюджетный год. Необходимо подчеркнуть, что политика, проводимая в России, ориентируется на значительные внешние заимствования.

Управление размещением государственного кредита характеризуется как ключевой активный элемент в системе управления кредитом. Можно выделить 3 способа возможного использования привлекаемых ресурсов:

финансовое размещение, когда из внешнего источника осуществляется финансирование инвестиционных проектов и развития экономики. Данный способ является наиболее прогрессивным видом использования внешнего долга. При этом крайне важен отбор конкурентных высокоэффективных инвестиционных проектов, которые обеспечили бы возврат полученных ресурсов;

бюджетное использование, при котором привлеченные ресурсы

направляются на финансирование текущих бюджетных расходов, в том числе на обслуживание внешней задолженности. Этот способ использования привлекаемых с международного рынка ресурсов — наименее эффективный из существующих;

смешанное бюджетно-финансовое размещение, когда заимствования используются как на финансирование текущих бюджетных потребностей, так и на развитие экономики в целом.

Управление погашением государственного кредита.

Погашение долга производится из трех основных источников: из бюджета; за счет золотовалютных резервов, собственности; из новых заимствований. Необходимо отметить, что широко применяемые в международной практике методы погашения задолженности путем конвертации ее в акции предприятий в нашей стране практически не применялись. Методы управления государственным долгом включают реструктуризацию и конверсию.

Термин «реструктуризация» означает составление нового, более приемлемого для должника графика выплаты кредита, нежели это вытекает из оригинальных схем кредитных соглашений – такого графика, в котором предусматривается рыночный льготный период. Существуют и другие опробированные в мировой практике механизмы, позволяющие уменьшать долговое давление. Это конверсионные операции. Под конверсией принято понимать все механизмы, обеспечивающие замещение международного кредита другими видами обязательств, менее обременительных для экономики государства-должника [9, с. 166].

Источник: http://studfile.net/preview/5631085/page:4/

Проблемы в области государственного кредита и пути их решения.

К основным проблема можно отнести:

— Высокий риск невозвратности средств;

— Про­блема реструктуризации выданных ранее бюджетных кредитов, а также накопленной задолженности по уплате налоговых плате­жей и финансовых санкций;

— низкий уровень банковского капитала;

— значительный объем невозвращенных кредитов;

-высокая зависимость ряда банков и иных кредитных организаций от государственных и местных бюджетов;

— проблемы в корпоративном управлении кредитных организаций;

-чрезмерная концентрация усилий на развитии тех направлений деятельности, которые приносили немедленный, в основном «спекулятивный» доход; недостаточное внимание к кредитованию реального сектора экономики;

-значительная зависимость банков от крупных акционеров, являющихся одновременно клиентами и участниками их финансово-промышленных групп;

-низкий профессиональный уровень руководящего звена, а в отдельных случаях и личная заинтересованность в проведении операций, нарушающих экономические интересы клиентов и акционеров;

-масштабное использование руководителями находящихся в их распоряжении ресурсов для решения политических целей, выходящих за приделы собственного банковского дела;

Читайте так же:  Регистрация ип после банкротства физического лица

-недостаточная жесткость надзорных требований;

Направления совершенствования денежно-кредитной политики

Денежно-кредитная политика должна быть направлена на стимулирование экономического роста и инвестиций с учетом опыта других стран. При этом необходимо учесть, во-первых, последовательное использование денежными властями имеющихся у них механизмов, необходимых для формирования финансовых ресурсов и содействующих их дальнейшему направлению на инвестиции, что должно сопровождаться реализацией мер по стимулированию спроса в увязке с выработкой приоритетов экономической политики в целом.

Во-вторых, особое внимание должно быть уделено отладке механизмов, стимулирующих поступление ресурсов в реальную экономику, создающих условия для более длительных сроков размещения средств с одновременным предотвращением разбалансировки других сегментов рынка и уменьшением инфляционных рисков.

В-третьих, необходимо разработать комплекс мер по удешевлению формируемой ресурсной базы. Стимулами и для вкладчиков, и для банков могут быть более низкие ставки налогообложения по начисляемым процентам в случае размещения средств на длительные сроки.

В-четвертых, важную роль должен играть механизм гарантий, особенно актуальный в период, когда общеэкономическая среда еще довольно неустойчива и требуется первоначальный импульс, чтобы сдвинуть процесс с мертвой точки.

В-пятых, важными мерами должны стать действия по уменьшению долларизации отечественной экономики. Использование долларов во внутреннем обороте существенно сужает возможности мультипликационного расширения средств и в целом подрывает позиции рубля как национальной валюты.

Заключение

Главной целью написания работы по данной теме является выявление закономерностей развития централизованных финансов.

При написании данной работы использовался материал: нормативно-правовые акты в области бюджетной и налоговой системы, кредитной и банковской системы, учебные материалы по финансам, экономике, а также статистические данные для анализа.

В теоретической части курсовой работы были рассмотрены вопросы связанные с понятием централизованных финансов, их роли в финансовой системе Российской Федерации.

По своему составу Финансы– совокупность целевых централизованных и децентрализованных фондов денежных средств.

Централизованные финансы– экономические отношения, связанные с формированием и использованием фондов денежных средств государства, аккумулируемых в государственной бюджетной системе и правительственных внебюджетных фондах для решения экономических, социальных и политических задач.

Централизованные финансы также называются государственными финансами, которые включают в себя финансы государства в целом (общегосударственные финансы), финансы субъектов РФ, а также финансы органов местной власти (муниципальные финансы).

Сущность централизованных финансоввыражаются в том, что они представляют собой экономические отношения, связанные с обеспечением централизо­ванными источниками финансирования государственного и му­ниципального секторов экономики, наиболее значимых про­грамм развития производства и общественного сектора, органи­заций и учреждений бюджетной сферы и т.п.

Здесь же были рассмотрены основные функции и структура централизованных финансов.

Для финансовой сис­темы в целом решающее значение имеют следующие функции: планирование, организация, стимулирование, контроль.

состав централизованных финансов входят следующие 3 подсистемы:

Состояние централизованных финансов— один из основных показателей устойчивости экономики и со­вершенства социальной системы.

Из бюджета обеспечивается финансирование важнейших инвестиционных программ, эко­логии, обороны и пр.

Финансовая стратегия определяет возможность сбалансированного управле­ния стоимостной оценкой материально-технических средств и денежными ресурсами, которыми располагают государственный и муниципальный секторы экономики.

Особое значение имеет определение роли финансов в рефор­мировании российской экономики, которая может быть сведена к трем решающим факторам:

1) экономической стабилизации;

2) адаптации к рыночным преобразованиям;

3) стимулированию инвестиционной активности.

Аналитическая часть курсовой работы посвящена анализу закономерностей развития централизованных финансов в России.

Здесь были рассмотрены основные этапы развития финансовой системы начиная с развития финансовой системы в годы советской власти, заканчивая современным этапом развития.

В заключении главы был проведен анализ современного состояния развития централизованных финансов.

Анализируя основную часть финансовой системы государственный бюджет можно отметить, что в последние три года в нашей стране благодаря активизации хозяйственной деятельности и росту производства возросли доходы государственного бюджета, причем не только в текущих ценах, но и в реальном выражении.

Распределение поступлений в федеральный и местный бюджет изменилась в сторону сокращения доходной части федерального бюджета.

Развитие денежно-кредитного сектора также характеризуется завидной динамикой разви­тия.

Не смотря на развития основных звеньев централизованных финансов существуют многие проблемы. Которые требуют незамедлительного решения.

Заключительная глава посвящена основным направлениям совершенствования централизованных финансов в России.

А именно рассмотрению и анализу основных проблем централизованных в области централизованных финансов России и пути их решения.

Источник: http://studfile.net/preview/1492004/page:10/

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КРЕДИТ И ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДОЛГ РФ

студент 4 курса, специальности “Экономика” направления “Финансы и кредит”, ФГБОУ ВО “Дагестанский государственный университет,

канд. экон. наук, доц., кафедра Финансов и страхования ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный университет»,

АННОТАЦИЯ

Основная роль и значение государственного кредита, анализ динамики внешнего и внутреннего долга РФ, основные проблемы управления государственным долгом и их решения.

Ключевые слова: государственный кредит, внешний долг, внутренний долг, управление государственным долгом.

В современных условиях, когда Россия находится в состоянии полу-кризиса, и имеет нехватку денежных средств для осуществления своих функций, а также для решения проблем, связанных стимулирования экономического роста, у государства есть объективная необходимость взять кредит.

Государственный кредит — это совокупность экономических отношений между государством и различными экономическими субъектами, при которых государство может выступает в качестве заемщика, кредитора и гаранта.

Государственному кредиту присуще те же свойства, что и обычному кредиту, и основывается он на принципах кредитования: возвратности, платности, целевого назначения, обеспечения и срочности

Сущность государственного кредита реализуется через его функции:

  1. Регулирующую
  2. Контрольную
  3. Распределительную

Распределительная функция государственного кредита заключается в перераспределении денежных ресурсов в соответствии с потребностями экономики. Для реализации общественно значимых проектов, а также направления денежных средств на социальную сферу. Регулирующая функция государственного кредита заключается в существенном воздействии государства на рынок заимствования, так же воздействие на денежное обращение, процентные ставки, занятость. Контрольная функция государственного кредита заключается в финансовом контроле. Практическое назначение функции контроля обеспечение полноты и своевременности погашения государственных обязательств, а также эффективного и целевого использования средств, привлеченных через систему государственных займов.

Читайте так же:  Высчитываются ли алименты с материальной помощи

Государственный кредит можно подразделить на внутренний и внешний. Внутренний кредит более распространен по сравнению с внешним. Внутренний кредит представляет собой совокупность отношений между государством и резидентами страны, государство выступает кредитором, гарантом, и в основном заемщиком денежных средств в национальной валюте, это происходит за счет выпуска государственных облигаций.

Внешний государственный кредит- совокупность отношений, в которых государство выступает в качестве заемщика, кредитора или гаранта на мировом финансовом рынке. Эти отношения приобретают форму государственных внешних займов. Сумма полученных внешних займов с учетом начисленных процентов надлежит включению в государственный долг страны.

Стоит отметить, что роль Российской Федерации на международной арене как кредитора и гаранта ограничена в связи с проблемами внутри страны, а также из-за санкций и запретов, введенных против России, однако круг кредиторов России довольно широк, он представлен ведущими развитыми государствами и международными финансовыми институтами

В соответствии со ст. 101 Бюджетного Кодекса Российской Федерации правительство реализует управление государственным долгом [1]. С целью оптимизации управления осуществляется разработка программ государственных внешних и внутренних заимствований. Рассмотрим объем и динамику государственного внутреннего долга РФ. (таблица 1)

Таблица 1.

Объем государственного внутреннего долга Российской Федерации [3]

По состоянию на

Объем государственного внутреннего долга Российской Федерации, млрд. руб.

в т.ч. государственные гарантии Российской Федерации в валюте Российской Федерации

Источник: http://sibac.info/studconf/science/xxxi/84673

Государственный кредит: сущность, особенности, проблемы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2014 в 15:56, курсовая работа

Краткое описание

Кредит как экономическая категория представляет собой систему экономических отношений, в которой государство в лице своих органов власти и управления выступает преимущественно в качестве заемщика свободных денежных средств у юридических и физических лиц во временное пользование на добровольных началах, а также в качестве кредитора и гаранта. Государственный кредит является одним из основных инструментов, с помощью которого достигается баланс доходов и расходов бюджета. Традиционно государственный кредит использовался для финансирования расходов государства при наличии дефицита бюджета.

Содержание

Введение………………………………………………………………………2
Глава I
1. Необходимость и сущность государственного кредита………….…4
2. Формы государственного кредита и их развитие в современных условиях …………………………………………………………………11
3.Сущность финансовой политики государства по управлению государственным долгом……………………………………………………19 Глава II
1. Расчетная часть………………………………………………………..24
Заключение…..………………………………………………………….…. 26
Список используемой литературы…..…………………………………. 28

Вложенные файлы: 1 файл

катя курсач.docx

Министерство транспорта РФ

Федеральное агентство железнодорожного транспорта

ГОУВПО «Дальневосточный государственный университет путей

Кафедра: «Финансы и кредит»

на тему: «Государственный кредит: сущность, особенности, проблемы»

Ст-ка группы 33 «Э»

1. Необходимость и сущность государственного кредита………….…4

2. Формы государственного кредита и их развитие в современных условиях ……………………… …………………………………………11

3. Сущность финансовой политики государства по управлению государственным долгом……………………………………………………19 Глава II

1. Расчетная часть………………………………………………………..24

Список используемой литературы…..………… ………………………. 28

Целью данной работы является изучение государственного кредита и его роль в экономическом развитии страны, анализ влияния государственного кредита на развитие экономики нашего государства.

В работе поставлены следующие задачи:

  • раскрыть понятие государственного кредита;
  • Необходимость государственного кредита;
  • определить функций государственного кредита;
  • определить формы государственного кредита;

А также рассмотрим современные проблемы государственного кредита в РФ.

Объектом исследования является – государственный кредит.

Предмет исследования – формирование, развитие, функционирование и особенности организации государственного кредита.

В процессе подготовки и написания данной работы были использованы и обобщены труды признанных специалистов в области бюджета и бюджетной системы, финансового права, бюджетного права и финансов, которые указаны в библиографии.

В настоящее время, выбранная мной тема весьма актуальна, так как государственный кредит оказывает большое влияние на экономическое развитие страны и регулирование долговых проблем.

  1. Необходимость государственного кредита

Государственный кредит бывает внутренним и внешним. В первом случае кредиторами являются юридические и физические лица – резиденты. Внешним называется кредитам, в котором кредиторами являются нерезиденты.

Внутренний государственный кредит может выступать в следующих формах: государственные займы, обращение части вкладов населения в государственные займы, заимствование средств общегосударственного ссудного фонда, казначейские ссуды, гарантированные займы.

Функционирование внешней части государственных кредитных отношений обусловлено постоянным наличием свободных ресурсов на международных финансовых рынках и специально созданных межгосударственных фондов, находящихся в распоряжении международных финансовых организаций.

Государственный кредит находится на стыке двух самостоятельных экономических категорий – финансов и кредита. С одной стороны, государственные кредитные отношения осуществляются на кредитной основе, поскольку стоимость движется на началах срочности, возвратности и платности. С другой стороны, эти отношения (как и финансы в целом) возникают вместе и в связи появлением политической надстройки (государства) для удовлетворения ее потребностей в дополнительных финансовых ресурсах. С укреплением государства, с развитием его функций усиливалось целевое назначение, и расширялись границы использования государственного кредита – финансовые ресурсы публичной власти все в большей мере формируются на долговой основе, и он все чаще и во все возрастающих масштабах используется для обеспечения заимствований других лиц (в виде государственных гарантий) и оказания финансовой помощи другим органам власти, в том числе иностранным правительствам, юридическим лицам и международным организациям (в виде государственных кредитов).

Читайте так же:  Зимний призыв в армию сроки

Исторически государственные кредитные отношения, которые в годы своего становления и развития выражались в государственных внутренних и внешних заимствованиях, приводивших к формированию долгов, с самого начала научными и государственными деятелями рассматривались как элемент публичных финансов.

В.Н. Сумароков в своём фундаментальном труде «Государственные финансы в современной экономике» отметил, что категория государственных финансов является категорией исторической, он анализирует представления о финансах в развитых зарубежных странах и в России советского и постсоветского (т.е. в условиях формирования рыночной экономики) периодов и делает заключение: «Таким образом, от науки «финансы» советского периода остается та ее часть, которая, в принципе, соответствует мировым стандартам. В развитых странах, как известно, под «финансами» понимают экономические отношения, возникающие между государством и частным сектором. Составляющими ее частями являются государственный бюджет, бюджеты местных органов власти, внебюджетные фонды и государственный кредит… Все это вместе современная российская наука о финансах называет «государственными финансами».

Государственный кредит совмещает в себе и функции финансов, и функции кредита. Таким образом, к основным функциям государственного кредита относятся следующие:

1) образование денежных фондов – привлечение средств с рынка ссудных капиталов в централизованные денежные фонды государства на основе принципов возвратности, срочности и платности. При этом условием добровольного предоставления инвестором своих средств в распоряжение государства служит обязательство заёмщика вернуть к определённому моменту времени сумму заимствования с процентами. Финансирование государственного долга в современных условиях посредством привлечения средств инвесторов осуществляется в промышленно развитых странах, как правило, с помощью рыночных методов при использовании различных финансовых инструментов. Основным таким инструментом являются государственные ценные бумаги, которые выпускаются в виде срочных долговых обязательств.

Спрос со стороны инвесторов на любые ценные бумаги, в том числе и государственные, формируется на основе следующих факторов:

– доходности – способности приносить доход (через проценты, дивиденды, рост курсовой стоимости);

– надёжности – низкой вероятности понести потери (минимальный риск невозврата вложенных средств);

– ликвидности – возможности скорейшего для держателя ценных бумаг получения денежных средств.

Государственные бумаги считаются, как правило, надёжными финансовыми инструментами со средним и низким уровнем доходности. Они привлекательны, прежде всего, для консервативных инвесторов, наибольшее значение для которых имеют гарантии сохранности капитала и которые готовы получать относительно небольшой, но гарантированный доход. Как и в России, так и в промышленно развитых странах наиболее распространённой формой государственных займов являются облигации. Государственная облигация представляет собой ценную бумагу, являющуюся долговым обязательством государства, которая даёт её держателю право получить в определённый срок основную сумму долга и проценты. Номинальная цена облигации устанавливается эмитентом и выражает сумму, полученную во временное пользование и подлежащую возврату с начисленными на неё процентами в оговоренный срок;

2) использование денежных фондов – необходимость возврата привлечённых средств, который осуществляется как за счёт налоговых и неналоговых доходов бюджета, так и за счёт механизма рефинансирования, т.е. погашения задолженности по ранее выпущенным обязательствам с помощью средств, полученных от размещения новых обязательств;

Видео (кликните для воспроизведения).

3) контроль – влияние на уровень ликвидности коммерческих банков, структуру платёжеспособного спроса, темпы экономического роста, объём денежной массы в обращении.

Государственный кредит – это самостоятельная экономическая категория, сочетающая в себе черты кредита и финансов. Являясь таковым, государственный кредит исторически (в период своего становления, развития и по сегодняшний день) существует и рассматривается специалистами как звено, форма существования государственных финансов.

  1. Формы государственного кредита и их развитие в современных условиях

Государственный кредит может иметь две формы: сберегательное дело и государственные займы.

Сберегательное дело принадлежит к государственному кредиту если привлеченные средства направляются в доходы бюджета. Однако, как правило, сберегательные банки, независимо от формы собственности действуют на коммерческой основе и мобилизированные средства формируют их кредитные ресурсы. Часть этих ресурсов может направляться на приобретение государственных ценных бумаг и таким образом принадлежать к государственному кредиту

Государственные займы являются основной формой государственного кредита. По правовому оформлению подразделяют государственные займы, которые предоставляются на основании правительственных соглашений и обеспечиваются выпуском ценных бумаг. Соглашениями оформляются, как правило, кредиты от правительств других государств, Международных организаций и финансовых институтов. С помощью ценных бумаг мобилизируются средства на финансовом рынке.

Оформление государственных займов может осуществляться двумя видами ценных бумаг — облигациями и казначейскими обязательствами (векселями).

Облигации представляют собой долговое обязательство государства, по которому в установленные сроки возвращается долг и выплачивается доход в форме процента или выигрыша. Они могут быть обезличенными (для покрытия бюджетного дефицита) и целевыми (под конкретные проекты).

Облигация имеет номинальную стоимость — обозначенную сумму долга — и курсовую цену, по которой она продается и перепродается в зависимости от ее доходности, надежности и ликвидности. Разница между курсовой ценою и номинальной стоимостью представляет собой курсовую разницу.

Казначейские обязательства (вексели), имеют характер долгового обязательства, направленного только на покрытие бюджетного дефицита. Выплата дохода осуществляется в форме процентов. Казначейскими обязательствами, как правило, оформляются займы (иногда среднесрочные — казначейские ноты), облигациями — средне — и долгосрочные.

Источник: http://www.myunivercity.ru/%D0%A4%D0%B8%D0%BD%D0%B0%D0%BD%D1%81%D1%8B/%D0%93%D0%BE%D1%81%D1%83%D0%B4%D0%B0%D1%80%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D1%8B%D0%B9_%D0%BA%D1%80%D0%B5%D0%B4%D0%B8%D1%82:_%D1%81%D1%83%D1%89%D0%BD%D0%BE%D1%81%D1%82%D1%8C_%D0%BE%D1%81%D0%BE%D0%B1%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%B8_%D0%BF%D1%80%D0%BE%D0%B1%D0%BB%D0%B5%D0%BC%D1%8B/371404_3058273_%D1%81%D1%82%D1%80%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D1%86%D0%B01.html

Пути решения проблем государственного кредита

Чтобы государственный кредит и кредитно-финансовая система в целом нормально функционировали, необходимо разрешить существующие современные проблемы.

Читайте так же:  Взыскание дебиторской задолженности алгоритмы и рекомендации

Так как государственный кредит финансируется за счет федерального бюджета, то дефицит бюджета неизбежно порождает проблемы и в сфере государственного кредита, поэтому нужно применять меры по его стимулированию.

Основные причины значительного бюджетного дефицита: это низкая эффективность производства, значительные социальные расходы, невнесение налогов в бюджет, нерациональность структуры бюджетных расходов, а также неэффективные бюджетные механизмы. Для разрешения этих проблем требуется увеличивать эффективность производства, строить более рациональную структуру бюджетных расходов, то есть учитывать то, что бюджет является ограниченным.

Еще одним из путей решения проблемы государственного кредита является разрешение проблем госдолга, так как кредит и государственный долг в России напрямую связанны друг с другом. Хотя наша страна и не относится к странам с исключительно высоким уровнем внешней и внутренней задолженности, нынешний уровень долга отнюдь не является приемлемым.

Бремя государственного долга может и должно быть сокращено. Более того, в странах, подверженных «голландской болезни» (с высокими значениями сальдо платежного баланса и низкой монетизацией экономики), к которым принадлежит и Россия, платежи по внешнему долгу выступают в качестве одного из важных факторов экономического роста.

Ожидаемый объем платежей в последние годы, как уже отмечалось, не является рекордным в мировой практике. Тем не менее, существует возможность снизить и его. Долговые платежи, приходящиеся на последние, можно и нужно «реструктурировать».

Реструктуризация позитивно повлияла на инвестиционный имидж страны и послужила одним из факторов повышения кредитного рейтинга в России, снизила долговую нагрузку на ее бюджет. Также уникально благоприятную возможность для стабилизации кредита и снижения госдолга дает значительное улучшение для России условий внешней торговли. Например, тот же объем валютных поступлений можно получить при экспорте в два-три раза меньшего физического объема нефти, чем всего лишь несколько лет назад.

Возможности России по погашению долгов имеют два главных ограничения: первичный профицит федерального бюджета и положительное сальдо по текущим операциям. Если возможностей по сокращению долгового бремени более не представится, то при фиксированной динамике темпов инфляции у правительства РФ будет единственная возможность рассчитываться по долгам — использовать золотовалютные резервы из стабилизационного фонда.

Сокращение размеров государственного долга необходимо. Для этого рекомендуется создать единую систему управления государственным долгом на основе использования известных международной практике рыночных механизмов для улучшения структуры. Единая система управления долгом должна включать в себя всеобъемлющую и унифицированную систему учета государственных обязательств, выработку и реализацию единой стратегии управления государственным долгом. Она должна обеспечивать соответствие уровня государственного долга и его структуры экономическим возможностям страны по обслуживанию и погашению финансовых обязательств, привлечение заемных средств на максимально выгодных для страны условиях. При этом отмечается, что программа внешних заимствований, принимаемая в составе федерального бюджета, нуждается в существенной корректировке.

В частности, предполагается отказаться от доказавшей свою неэффективность практики привлечения под государственные гарантии иностранных связных кредитов, от кредитов международных финансовых организаций на оказание альтернативных услуг.

Пути решения проблем государственного кредита связаны напрямую с резервами. Существуют значительные резервы для повышения эффективности государственного кредита. В качестве неотложных мер могут быть осуществлены следующие мероприятия:

В целом пути решения проблем, связанных с государственным кредитом должны учитывать не только экономические, но и политические последствия тех или иных действий в отношении государственного кредита.

Источник: http://vuzlit.ru/1562134/puti_resheniya_problem_gosudarstvennogo_kredita

Тема 3. Внешний государственный кредит и госдолг, проблемы долговых отношений 49

(6 часов для специализации «Государственные и муниципальные финансы»,2 часа для специализации «Банковское дело») 49

Темы докладов и рефератов 49

Контрольные вопросы . 50

Задания для самостоятельной работы 51

Примерные тестовые задания 63

Тема 4. Взаимоотношение России с международными финансовыми организациями. 67

(4 часов для специализации «Государственные и муниципальные финансы», 2 часа для специализации «Банковское дело») 67

Темы докладов и рефератов 67

Контрольные вопросы 68

Задания для самостоятельной работы 69

Кредиты (займы) международных финансовых организаций в 2008 году 69

Примерные тестовые задания 71

8. Международная финансовая корпорация (МФК) предназначена для: 72

9. Многостороннее агентство по гарантированию инвестиций (МАГИ оказывает: 73

Тема 5. Управление государственным долгом. 75

(4 часов для специализации «Государственные и муниципальные финансы», 2 часа для специализации «Банковское дело») 75

Темы докладов и рефератов 75

Контрольные вопросы 75

Задания для самостоятельной работы 76

Примерные тестовые задания 78

6. ОРГАНИЗАЦИЯ КОНТРОЛЯ И МЕТОДИКА ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ СТУДЕНТОВ ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ «ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КРЕДИТ И ГОСДОЛГ» 83

Оценка «отлично» выставляется, если в ответе продемонстрированы всесторонние, систематические и глубокие знания содержания учебной дисциплины « Государственный кредит и госдолг»; знание как основной, так и дополнительной литературы, рекомендованной программой. При этом студент видит, понимает, умеет показать взаимосвязь основных понятий дисциплины; проявляет творческие способности в понимании и изложении материала. 86

«Зачет» для студентов специальности «Финансы и кредит», специализации «Банковское дело» выставляется, если в ответе продемонстрированы всесторонние, систематические и глубокие знания содержания учебной дисциплины « Государственный кредит и госдолг»; знание как основной, так и дополнительной литературы, рекомендованной программой. При этом студент видит, понимает, умеет показать взаимосвязь основных понятий дисциплины; проявляет творческие способности в понимании и изложении материала. 87

7. ПРИМЕРНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ ВОПРОСОВ К ЗАЧЕТУ И ЭКЗАМЕНУ ПО КУРСУ «ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КРЕДИТ И ГОСДОЛГ» 88

ПРИЛОЖЕНИЕ 1. 134

1.Цель и задачи изучения учебной дисциплины «государственный кредит и госдолг»

Место дисциплины в профессиональной подготовке специалиста.

Читайте так же:  Расчет суммы недостачи

Дисциплина обеспечивает обязательный минимум знаний, необходимый для подготовки специалиста в области финансов и кредита. Ее изучение базируется на основе знаний, полученных студентами в процессе изучения таких дисциплин как экономическая теория, макроэкономика, статистика, финансы, деньги, банки, и другие. В свою очередь, дисциплина подготавливает студентов к восприятию основ изучаемых дисциплин ими других специальных дисциплин и дисциплин специализации.

Дисциплина преподается в 9 семестре в следующем объеме:

Распределение объема часов по специальностям и видам обучения

Государственные и муниципальные финансы

1. Лекционные занятия

2. Практические занятия

3. Самостоятельная работа студентов

Целью изучения дисциплины является формирование специалиста по специальности «Финансы и кредит» в совершенстве владеющего своей специальностью.

Изучение курса предусматривает:

дать системное изложение проблем сущности государственного кредита и государственного долга,

научить студентов основным вопросам управления госдолгом

научить умению оценивать преимущества и недостатки тех или иных аспектов проведения государственной финансовой политики.

Задачи дисциплины — в процессе ее изучения дать профессиональные навыки студентам:

в области теории государственных заимствований;

сущности государственного кредита и государственного долга;

показать его взаимосвязь с бюджетным дефицитом, как фактором его появления;

овладеть знанием о современных инструментах государственных и муниципальных заимствований;

ознакомить с практикой применения различных форм государственного кредита и методами управления ими;

получить навыки в оценке роли тех или иных форм государственного кредита в проведении эффективной государственной финансовой политики;

ознакомить с традициями и формами взаимодействий с международными финансово-кредитными организациями;

овладеть знаниями о теории и практике региональных и местных заимствований;

получить знания по законодательным и нормативным документам, научным и учебным работам, статистическим материалам по государственному кредиту и государственному долгу.

Требования к уровню освоения содержания дисциплины.

После изучения дисциплины студент должен глубоко познать:

основные направления теории государственных заимствований;

развитие практики долговых отношений в России в историческом аспекте;

содержание, состав и структуру государственного и муниципального долга;

формы и методы осуществления органами государственной власти и местного самоуправления внутренних и внешних заимствований;

проблемы долговых отношений с заемщиками Российской Федерации и бывшего СССР;

основы организации и функционирования рынков долговых обязательств государства;

направления взаимоотношений России с Международными финансовыми институтами;

основы управления внутренним и внешним государственным и муниципальным долгом.

Студент должен уметь:

анализировать состояние государственного и муниципального внутреннего и внешнего долга;

оценивать эффективность работы по конструированию форм государственных и муниципальных заимствований и государственных гарантий;

выявлять недостатки в организации работы с внутренним и внешним долгом;

оценивать воздействие государственной долговой политики на состояние экономики и финансов;

находить пути решения проблемных аспектов в организации и функционировании системы государственных и муниципальных заимствований и гарантий.

Студент должен понимать:

место долговых отношений в системе государственных и муниципальных финансов;

социально – экономические последствия долговых отношений;

тенденции развития внутреннего и внешнего рынков государственного и муниципального долга.

Студент должен приобрести навыки самостоятельной работы:

с научными изданиями в области государственного и муниципального долга и новыми нормативно-правовыми актами в сфере организации и регулирования заимствований и гарантий органов государственной власти и местного самоуправления;

самостоятельного анализа современной долговой ситуации и принятия решений, направленных на оптимизацию долговой политики государства и повышение эффективности мер по ее реализации.

Изучение дисциплины «Государственный кредит и госдолг» предполагает подготовку к лекционным и практическим занятиям, выполнение индивидуального творческого задания, участие в проведении «круглого стола».

Исходной базой для изучения любой учебной дисциплины является программа курса в рамках Государственного образовательного стандарта.

Кафедрой «Финансы» РГЭУ «РИНХ» разработана и утверждена программа учебной дисциплины «Государственный кредит и госдолг», структура которой представлена следующими разделами:

Раздел 1. Сущность и значение государственного кредита и государственного долга

Раздел 2. Внутренний государственный кредит и госдолг, формы и виды долговых обязательств.

Раздел 3. Внешний государственный кредит и госдолг.

Раздел 4. Взаимоотношения России с международными финансовыми организациями.

Раздел 5. Управление государственным долгом.

Далее приводится содержание указанных разделов.

2. СОДЕРЖАНИЕ РАЗДЕЛОВ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КРЕДИТ И ГОСДОЛГ»

Тема 1. Сущность и значение государственного кредита и государственного долга

Сущность и значение государственного кредита, особенности финансовых отношений, формирующих государственный кредит; его субъекты.

Основные направления развития теории долговых отношений.

Объективная необходимость и возможность использования государственного кредита. Характеристика государственного кредита как одной из форм кредита и как категории финансов. Отличия между банковским и государственным кредитом.

Функции государственного кредита.

Государственный долг как финансовая категория. Расширение границ функционирования государственного долга в условиях перехода к рынку.

Государственный долг как материальное выражение государственных долговых отношений.

Классификация и виды государственного долга.

Капитальный и текущий, пассивный и активный, внутренний и внешний государственный долг. Государственный долг органов государственного управления различного уровня. Роль законодательных органов в регулировании государственного долга.

Эволюция рынка государственных долговых обязательств в России. Первые российские государственные займы, направления их использования. Аннулирование государственный задолженности правительством большевиков в 1918 г. Вопросы урегулирования «русских долгов» на Генуэзской и Гаагской конференциях 1922 г.

Государственная задолженность периода второй мировой войны. Ленд-лизовские поставки США в СССР. Проблемы урегулирования долговых обязательств.

Характеристика государственных займов советского периода. Меры правительства по отсрочке займов на 20 лет от 19 апреля 1957 года.

Видео (кликните для воспроизведения).

Источник: http://studfile.net/preview/7374621/page:2/

Проблемы государственного кредита
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here