Последовательность действий при возникновении среднесрочной кредиторской задолженности

Описание страницы: последовательность действий при возникновении среднесрочной кредиторской задолженности - 2021 год от профессионалов для людей.

Списание кредиторской задолженности с истекшим сроком давности

Сроки списания кредиторской задолженности с истекшим сроком давности

Кредиторская задолженность (далее – КЗ) является неотъемлемой частью жизни любого предприятия, поскольку она помогает на некоторое время отсрочить исполнение обязательств и тем самым сгладить неравномерность финансовых потоков организации.

По правилам бухгалтерского учета такая задолженность учитывается на соответствующих счетах и отражается в бухгалтерской отчетности (в балансе) до момента погашения.

Однако КЗ, на которую кредитор так и не предъявил свои права, по истечении установленного законом срока признается «просроченной», т. е. такую КЗ следует списать и включить в состав доходов.

Списать КЗ можно только после того, как истечет срок исковой давности (3 года согласно ст. 195, 196 ГК РФ). При этом крайне важно корректно определить, когда именно он начинается, с какой даты вести отсчет.

В ст. 200 ГК РФ закреплен порядок определения даты, от которой следует отсчитывать срок давности по обязательствам. Если исполнитель по договору обязуется исполнить возложенное на него обязательство в течение конкретного периода времени (до наступления какой-либо даты), то отсчитывать срок давности следует с даты окончания такого периода.

В случае если договор не предоставляет исполнителю конкретный срок и не определяет дату, на которую обязательство должно быть исполнено, то исковая давность отсчитывается со дня, когда кредитор выставил исполнителю требование об исполнении обязательства.

Если же, согласно договору, с момента получения такого требования исполнителю предоставляется определенный период времени на выполнение требования, вести отсчет следует со дня окончания такого периода.

Важно помнить, что срок давности может быть прерван. Это случается, если за время его течения должник своими действиями фактически признает наличие у него определенного долга. К таким действиям, в частности, относятся: признание требования кредитора, частичное погашение существующей задолженности, уплата процентов по долгу, подписание отсрочки, рассрочки, акта сверки взаиморасчетов и др. (постановление Пленума ВС РФ от 29.09.2015 № 43).

Прерывание означает, что отсчет прежнего срока давности завершается, а отсчет нового следует вести с момента прерывания.

Вместе с тем совокупный срок исковой давности ограничен пределом в 10 лет (п. 2 ст. 200 ГК РФ). Это значит, что с учетом всех прерываний он не может длиться более 10 лет со дня, когда обязательство возникло.

На нашем форуме можно узнать, как правильно отразить ту или иную бухгалтерскую операцию, если у вас возникли вопросы. Так, здесь разбираемся, включается ли списанная кредиторская задолженность в доходы при УСН.

Порядок списания кредиторской задолженности прошлых лет

«Просроченная» КЗ списывается отдельно по каждому существующему обязательству. При этом основанием для проведения списания кредиторской задолженности является ее инвентаризация, а также внутренний документ, обосновывающий причины списания (п. 78 Положения по ведению бухгалтерского учета).

По общему правилу, инвентаризацию компании обязаны проводить ежегодно, чтобы составить годовую бухгалтерскую отчетность, отвечающую критерию достоверности. Вместе с тем руководитель вправе установить дополнительные основания для ее проведения, а также указать, что именно будет подлежать проверке (какие активы и обязательства). Просроченная кредиторская задолженность (порядок ее списания будет представлен ниже) как раз является таким основанием.

Поэтому в качестве первоочередного мероприятия на пути к списанию КЗ необходимо провести инвентаризацию, причем лучше не по всем обязательствам, а только по некоторым из них (к примеру, по расчетам с отдельными кредиторами).

О том, как документально оформить проведение инвентаризации, см. материал «Приказ о проведении инвентаризации — образец заполнения».

По результатам формируется акт инвентаризации расчетов с кредиторами (форма № ИНВ-17), который содержит информацию о размерах совокупной, а не только «просроченной» КЗ. В акте по каждому кредитору указывается, в частности, его наименование, бухгалтерские счета, на которых учитывается та или иная КЗ в текущее время, информация о сверке (об отсутствии сверки, о наличии разночтений) взаиморасчетов с кредитором, а также объемы «просроченной» КЗ. Акт составляется инвентаризационной комиссией в 2 экземплярах и должен быть подписан членами комиссии.

Для списания кредиторской задолженности, срок давности для которой истек, кроме акта инвентаризации необходимо также письменное обоснование ее наличия. Таким обоснованием будет являться бухгалтерская справка о списании кредиторской задолженности (образец ее представлен ниже), составленная в разрезе синтетических счетов учета на основании данных бухгалтерских регистров, а также прочих подтверждающих задолженность документов (к примеру, акт сверки расчетов с кредитором). Из справки должно явно следовать, когда и по каким причинам образовалась конкретная КЗ, каков ее размер, а также в ней должны быть указаны реквизиты кредитора.

На основании акта проведенной инвентаризации и бухгалтерской справки руководитель компании должен подписать приказ, который будет являться основанием для проведения списания просроченной кредиторской задолженности.

Приказ на списание кредиторской задолженности (образец)

Приказ оформляется на бланке организации с подписью руководителя и печатью организации (если она имеется). В нем должна быть ссылка на внутренние документы (акт инвентаризации и бухгалтерскую справку), которые подтверждают наличие и обосновывают правомерность списания кредиторской задолженности по конкретному основанию.

После оформления такого приказа КЗ можно списывать в бухгалтерском и налоговом учете.

Как списать кредиторскую задолженность прошлых лет в бухгалтерском учете

В бухгалтерском учете «просроченная» КЗ подлежит учету по кредиту счета 91 (субсчет 1) в составе прочих доходов.

В зависимости от того, на каком именно счете учитывалась конкретная КЗ, списание кредитоской задолженности будет оформляться проводкой Д 60 (62, 66, 67, 70 и др.) К 91-1.

О том, как списать сумму начисленного НДС, которая образовалась при получении аванса (предоплаты), рассказано в Готовом решении от КонсультантПлюс. Там же вы можете найти ответ на вопрос – нужно ли учитывать списанную кредиторскую задолженность на забалансовом счете.

Подробнее о бухгалтерских проводках при списании той или иной КЗ см. материал «Списание кредиторской задолженности – проводки и сроки».

Как списать кредиторскую задолженность прошлых лет в налоговом учете

Списание кредиторской задолженности в налоговом учете проводится по общему правилу: сумму «просроченной» КЗ организация должна включить в состав доходов (внереализационных), облагаемых налогом на прибыль (п. 18 ст. 250 НК РФ).

Читайте так же:  Арест зарплатной карты приставами

Однако важно помнить, что под это правило не попадает задолженность организации по уплате налогов перед бюджетом. Такую КЗ не следует включать в доходы, с которых будет взиматься налог на прибыль (подп. 21 п. 1 ст. 251 НК РФ).

Иные случаи, когда списанная кредиторская задолженность не включается во внереализационные доходы, перечислены в Готовом решении от КонсультантПлюс.

Если компания применяет метод начисления, то традиционно сложности могут возникнуть с определением момента, когда «просроченную» КЗ нужно будет учесть в составе налогооблагаемых доходов. И вот почему.

Метод начисления подразумевает, что доходы и расходы признаются тогда, когда они были фактически понесены, вне зависимости от поступления/оттока денежных средств. Вместе с тем, как указано выше, основанием для списания кредиторской задолженности, исковая давность по которой истекла, является акт инвентаризации.

Поэтому возникает вопрос: если срок давности КЗ истек в одном отчетном периоде, а инвентаризацию организация провела в другом, то когда именно следует включить «просроченную» КЗ в состав доходов, облагаемых налогом на прибыль?

Контролирующие органы считают, что такую КЗ нужно включить в состав доходов в том периоде, в котором истекла исковая давность, причем независимо от того, провела ли компания инвентаризацию и оформила ли необходимые документы для списания кредиторской задолженности (письма Минфина РФ от 21.10.2019 № 03-03-06/1/80551, от 28.01.2013 № 03-03-06/1/38, от 27.12.2007 № 03-03-06/1/894, ФНС России от 08.12.2014 № ГД-4-3/[email protected], УФНС РФ по г. Москве от 22.06.2010 № 16-15/[email protected]).

Солидарны с контролерами и суды (постановление Президиума ВАС РФ от 08.06.2010 № 17462/09, ФАС Поволжского округа от 25.02.2014 по делу № А65-10935/2013).

Поэтому руководителю и бухгалтеру важно помнить, что включить «просроченную» КЗ в состав доходов нужно на дату окончания периода, в котором срок давности по КЗ истек.

Для бухгалтера важно также знать, что делать с НДС при списании КЗ. Об этом см. материал «НДС при списании кредиторской задолженности: проблемные ситуации».

Итоги

Таким образом, списать КЗ прошлых лет можно только после того, как подойдет к концу срок ее давности. При этом важно учесть нюансы, связанные с корректным определением момента начала течения исковой давности. А также не забыть, что если течение срока было прервано, то отсчет нового следует начинать заново с момента прерывания. Для списания кредиторской задолженности необходимо соблюсти определенный порядок и оформить ряд документов (акт инвентаризации, бухгалтерскую справку, приказ руководителя). При этом даже если инвентаризацию «просроченной» КЗ организация не провела, ее все равно целесообразно включить в налогооблагаемые доходы, чтобы избежать споров с проверяющими. И сделать это надо на последнее число периода, в котором срок давности по КЗ истек.

Источник: http://nalog-nalog.ru/buhgalterskij_uchet/vedenie_buhgalterskogo_ucheta/spisanie_kreditorskoj_zadolzhennosti_s_istekshim_srokom_davnosti/

Последовательность действий при возникновении среднесрочной кредиторской задолженности

АДМИНИСТРАЦИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДСКОГО ОКРУГА «СЫКТЫВКАР»

от 27 июля 2015 года N 7/2500

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОРЯДКА УРЕГУЛИРОВАНИЯ КРЕДИТОРСКОЙ (ДЕБИТОРСКОЙ) ЗАДОЛЖЕННОСТИ МУНИЦИПАЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ И ГЛАВНЫХ РАСПОРЯДИТЕЛЕЙ СРЕДСТВ БЮДЖЕТА МО ГО «СЫКТЫВКАР» И ПЛАНА МЕРОПРИЯТИЙ ПО НЕДОПУЩЕНИЮ ВОЗНИКНОВЕНИЯ НЕОБОСНОВАННОЙ КРЕДИТОРСКОЙ (ДЕБИТОРСКОЙ) ЗАДОЛЖЕННОСТИ

Руководствуясь статьей 44 Устава МО ГО «Сыктывкар», в целях совершенствования управления муниципальными финансами в части урегулирования кредиторской и дебиторской задолженности, а также ликвидации задолженности муниципальных учреждений администрация МО ГО «Сыктывкар» постановляет:

1.1. Порядок урегулирования кредиторской (дебиторской) задолженности муниципальных учреждений и главных распорядителей средств бюджета МО ГО «Сыктывкар» согласно приложению N 1.

1.2. План мероприятий по недопущению возникновения необоснованной кредиторской (дебиторской) задолженности согласно приложению N 2.

2. Главным распорядителям, получателям средств бюджета МО ГО «Сыктывкар» обеспечить выполнение Плана мероприятий по недопущению возникновения необоснованной кредиторской (дебиторской) задолженности.

3. Настоящее постановление вступает в силу со дня его принятия.

4. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на руководителей главных распорядителей, получателей бюджетных средств МО ГО «Сыктывкар».

Приложение N 1. ПОРЯДОК УРЕГУЛИРОВАНИЯ КРЕДИТОРСКОЙ (ДЕБИТОРСКОЙ) ЗАДОЛЖЕННОСТИ МУНИЦИПАЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ И ГЛАВНЫХ РАСПОРЯДИТЕЛЕЙ СРЕДСТВ БЮДЖЕТА МО ГО «СЫКТЫВКАР»

Приложение N 1
к Постановлению
администрации МО ГО «Сыктывкар»
от 27 июля 2015 года N 7/2500

1. Общие положения

Порядок урегулирования кредиторской (дебиторской) задолженности главных распорядителей, получателей средств бюджета МО ГО «Сыктывкар», задолженности муниципальных учреждений МО ГО «Сыктывкар» (далее — Порядок) разработан в целях:

— обеспечения текущего контроля за состоянием показателей кредиторской (дебиторской) задолженности;

— своевременного принятия мер, направленных на недопущение увеличения кредиторской (дебиторской) задолженности;

— исключения необоснованного роста кредиторской задолженности и возникновения просроченной задолженности;

— выработки оперативных решений по обеспечению своевременности и полноты оплаты кредиторской задолженности для управления показателями кредиторской задолженности в оперативном режиме;

— мониторинга мер по реструктуризации просроченной задолженности;

— прогнозирования расходной части бюджета МО ГО «Сыктывкар» на текущий финансовый год.

2. Мероприятия по сокращению, ликвидации и реструктуризации просроченной кредиторской задолженности

2.1. Главные распорядители, получатели бюджетных средств, бюджетные и автономные учреждения при наличии просроченной кредиторской задолженности проводят работу с кредиторами по ее урегулированию путем погашения, реструктуризации или списания кредиторами.

2.2. Главные распорядители, получатели бюджетных средств осуществляют урегулирование просроченной кредиторской задолженности в рамках выделенных лимитов бюджетных обязательств, предусмотренных на текущий финансовый год.

2.3. Бюджетные и автономные учреждения осуществляют урегулирование просроченной кредиторской задолженности в рамках средств, предусмотренных планом финансово-хозяйственной деятельности.

2.4. Погашение кредиторской задолженности по муниципальным контрактам в отношении капитальных вложений осуществляется в пределах средств, утвержденных получателю бюджетных средств в бюджете МО ГО «Сыктывкар».

2.5. В случае недостаточности средств для погашения просроченной кредиторской задолженности в рамках текущего финансового года получатели бюджетных средств, бюджетные и автономные учреждения принимают меры к заключению с кредитором соглашения о реструктуризации просроченной кредиторской задолженности с составлением графика ее погашения.

2.6. В случае если кредитор отказался от реструктуризации просроченной кредиторской задолженности, получатели бюджетных средств, бюджетные и автономные учреждения запрашивают письменное уведомление о его отказе от реструктуризации.

Читайте так же:  Документы для оформления алиментов без развода

2.7. Органы администрации МО ГО «Сыктывкар», наделенные полномочиями учредителя, обеспечивают урегулирование просроченной кредиторской задолженности за счет лимитов бюджетных обязательств, выделенных главному распорядителю бюджетных средств на текущий финансовый год (в отношении просроченной кредиторской задолженности получателей бюджетных средств), а также средств, предусмотренных планом финансово-хозяйственной деятельности бюджетных и автономных учреждений, по соответствующим видам финансового обеспечения (в отношении просроченной кредиторской задолженности бюджетных и автономных учреждений).

2.8. В случае невозможности урегулирования просроченной кредиторской задолженности за счет лимитов бюджетных обязательств, выделенных главному распорядителю бюджетных средств МО ГО «Сыктывкар» на текущий финансовый год и плановый период, а также средств, предусмотренных планом финансово-хозяйственной деятельности бюджетных и автономных учреждений по соответствующим видам финансового обеспечения, органы администрации МО ГО «Сыктывкар», наделенные полномочиями учредителя, направляют в Департамент финансов администрации МО ГО «Сыктывкар» обоснованные предложения об увеличении объема выделенных бюджетных ассигнований с приложением следующего пакета документов:

а) письма-обращения с указанием основания возникновения задолженности (основание для заключения и условия договора, код бюджетной классификации принятого бюджетного обязательства);

б) акта сверки задолженности с контрагентом на последнюю отчетную дату;

в) копии договора между получателем бюджетных средств, бюджетным, автономным учреждением и контрагентом, и документа, подтверждающего факт образования задолженности;

г) для задолженности по заработной плате и начислениям на оплату труда, а также публичным нормативным обязательствам представляется обоснование возникновения задолженности с указанием объема фактических выплат, объема выделенных бюджетных ассигнований, причин недостатка средств;

д) копии соглашения о реструктуризации просроченной кредиторской задолженности или уведомления об отказе от реструктуризации;

е) копии решения суда (при их наличии).

2.9. Департамент финансов администрации МО ГО «Сыктывкар» рассматривает и учитывает предложения органов администрации МО ГО «Сыктывкар», наделенных полномочиями учредителя, по погашению просроченной кредиторской задолженности при формировании предложений по проекту бюджета МО ГО «Сыктывкар» на очередной финансовый год и плановый период, при внесении изменений в бюджет МО ГО «Сыктывкар» на текущий финансовый год и плановый период исходя из возможностей доходной базы бюджета МО ГО «Сыктывкар».

3. Мероприятия по сокращению и ликвидации дебиторской задолженности

Главные распорядители, получатели бюджетных средств, бюджетные и автономные учреждения обязаны:

своевременно в установленном законодательством порядке проводить работу с контрагентами по погашению имеющейся дебиторской задолженности, в том числе в судебном порядке;

осуществлять строгий контроль за своевременным подтверждением авансовых платежей по поставке товаров, выполнению работ (оказанию услуг) в соответствии с условиями заключенных контрактов (договоров);

обеспечить списание просроченной, нереальной к взысканию дебиторской задолженности в установленном законодательством порядке.

4. Ответственность за возникновение просроченной дебиторской и кредиторской задолженности и невыполнение мероприятий по сокращению, ликвидации просроченной дебиторской и кредиторской задолженности

Руководители главных распорядителей бюджетных средств, органов, наделенных полномочиями учредителя, получателей бюджетных средств, бюджетных и автономных учреждений МО ГО «Сыктывкар» несут дисциплинарную ответственность за возникновение просроченной дебиторской и кредиторской задолженности и невыполнение плана мероприятий по сокращению, ликвидации просроченной дебиторской и кредиторской задолженности.

Приложение N 2. ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ ПО НЕДОПУЩЕНИЮ ВОЗНИКНОВЕНИЯ НЕОБОСНОВАННОЙ КРЕДИТОРСКОЙ (ДЕБИТОРСКОЙ) ЗАДОЛЖЕННОСТИ

Приложение N 2
к Постановлению
администрации МО ГО «Сыктывкар»
от 27 июля 2015 года N 7/2500

Источник: http://docs.cntd.ru/document/438993025

Об утверждении Порядка мониторинга состояния кредиторской задолженности государственных учреждений и Порядка урегулирования просроченной кредиторской задолженности государственных учреждений

от 24 июня 2009года № 000

Об утверждении Порядка мониторинга состояния кредиторской задолженности государственных учреждений и Порядка урегулирования просроченной кредиторской задолженности государственных учреждений

В целях реализации мероприятий Программы реформирования региональных финансов Республики Карелия на 2008-2010 годы, утвержденной распоряжением Правительства РК от 8 декабря 2008 года № 000р-П, и организацией работы по контролю за состоянием и урегулированием кредиторской задолженности государственных учреждений, подведомственных Министерству здравоохранения и социального развития Республики Карелия

1. Утвердить Порядок мониторинга состояния кредиторской задолженности государственных учреждений, подведомственных Министерству здравоохранения и социального развития Республики Карелия, согласно Приложению 1 к приказу.

2. Утвердить Порядок урегулирования просроченной кредиторской задолженности государственных учреждений, подведомственных Министерству здравоохранения и социального развития Республики Карелия, согласно Приложению 2 к приказу.

3. Руководителям государственных учреждений, подведомственных Министерству здравоохранения и социального развития Республики Карелия:

не допускать осуществление закупок, заключение договоров на поставку товаров, производство работ, оказание услуг и принятия иных обязательств, подлежащих исполнению за счет средств бюджета Республики Карелия, сверх утвержденных объемов бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств на соответствующий финансовый год, образование просроченной кредиторской задолженности;

обеспечить своевременную оплату бюджетных обязательств и отсутствие задолженности по расчетам с поставщиками товаров, работ и услуг в соответствии с заключенными государственными контрактами (договорами).

4. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя Министра

И. о Министра

к приказу Министерства

и социального развития

от _________ 2009 г. № ____

Порядок мониторинга состояния кредиторской задолженности государственных учреждений, подведомственных Министерству здравоохранения и социального развития Республики Карелия (далее – Порядок мониторинга кредиторской задолженности)

1. Настоящий Порядок мониторинга кредиторской задолженности устанавливает процедуры мониторинга состояния кредиторской задолженности бюджетных учреждений, подведомственных Министерству здравоохранения и социального развития Республики Карелия (далее – Министерство).

2. Мониторинг кредиторской задолженности включает в себя следующие стадии:

— формирование информации о состоянии кредиторской задолженности бюджетными учреждениями, подведомственными Министерству (далее – Учреждения);

— сбор и обобщение информации Финансово-экономическим управлением;

— анализ структуры и причин образования кредиторской задолженности;

— обобщение информации для размещения на официальном сайте Министерства.

Видео (кликните для воспроизведения).

3. Учреждения и государственные учреждения централизованные бухгалтерии при Министерстве здравоохранения и социального развития Республики Карелия (далее – Централизованные бухгалтерии) формируют информацию о состоянии кредиторской задолженности по форме согласно Приложения к приказу и представляют ее в Отдел управления финансами в сроки, установленные для предоставления месячной и квартальной бюджетной отчетности.

4. Отдел управления финансами осуществляет сбор сведений представленных Учреждениями, обобщает их, анализирует причины возникновения и наличия кредиторской задолженности, готовит заключение и предложения по её урегулированию в пределах утвержденных объемов бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств.

5. Отдел управления финансами и Отдел экономического анализа и планирования проводит анализ кредиторской задолженности в целом по всем учреждениям, Централизованные бухгалтерии — по обслуживаемым учреждениям, в части:

Читайте так же:  Частный займ в асекеево

— экономической структуры образования и наличия кредиторской задолженности;

— сроков возникновения кредиторской задолженности;

— соотношения объемов кредиторской задолженности с объемами бюджетных ассигнований, лимитов бюджетных обязательств и предельными объемами оплаты денежных обязательств утвержденными (установленных) Министерству (учреждениям) на текущий финансовый год, исполненных с начала текущего финансового года, и свободного от принятых бюджетных обязательств остатка, в том числе отдельно на исполнение публичных нормативных обязательств;

— наличия и перспективы изменения просроченной кредиторской задолженности;

— сроков погашения кредиторской задолженности

6. Результаты анализа состояния кредиторской задолженности и предложения по её урегулированию представляются заместителю Министра, курирующего вопросы финансово-экономической деятельности Министерства.

7. Отдел управления финансами формирует информацию о состоянии кредиторской задолженности в целом по всем учреждениям для размещения на официальном сайте Министерства.

к Порядку мониторинга кредиторской задолженности

Информация о состоянии кредиторской задолженности по состоянию на ___________ 20__ года

(наименование государственного учреждения)

Единица измерения: рубли

№, дата и наименование государственного контракта, договора (трудового договора, иного документа), по которому образована задолженность

Дата возникно — вения задолжен-ности

Реквизиты документа, подтверждающего факт возникновения задолженности

Лимиты бюджетных обязательств

(причины образования задолжен — ности)

Утверждено на год

Использо-вано с начала года

* — заполняется только по просроченной кредиторской задолженности

Руководитель учреждения _________________ __________________

Главный бухгалтер ________________________ ___________________

Исполнитель (тел. Исп. )

к приказу Министерства

и социального развития

от _________ 2009 г. № ____

урегулирования просроченной кредиторской задолженности государственных учреждений, подведомственных Министерству здравоохранения и социального развития Республики Карелия

1. Настоящий порядок устанавливает последовательность действий государственных учреждений, подведомственных Министерству здравоохранения и социального развития Республики Карелия (далее – учреждения) и Финансово-экономического управления (отдела управления финансами) Министерства здравоохранения и социального развития Республики Карелия (далее – Министерство) по урегулированию просроченной кредиторской задолженности:

а) образовавшейся в ходе исполнения бюджета Республика Карелия в части бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств, выделенных Министерству на текущий финансовый год (далее – просроченная задолженность текущего года);

б) образовавшейся в ходе исполнения бюджета Республики Карелия в части бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств, выделенных Министерству за отчетный финансовый год (далее – просроченная задолженность прошлых лет).

2. Урегулирование просроченной кредиторской задолженности осуществляется следующими способами:

— погашением просроченной кредиторской задолженности;

— урегулированием ситуации в досудебном порядке (заключением соглашений по изменению сроков погашения) с кредиторами учреждений.

3. Настоящий порядок не распространяется на просроченную кредиторскую задолженность, образовавшуюся в ходе исполнения смет учреждений по доходам и расходам от оказания платных услуг, от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности.

4. Погашение просроченной задолженности текущего года, со сроком образования три и более месяца осуществляется в следующей последовательности:

4.1. Учреждение, у которого возникла просроченная задолженность текущего года со сроком образования три и более месяца, вместе с информацией о кредиторской задолженности, представляемой в соответствии с Порядком мониторинга состояния кредиторской задолженности государственных учреждений, подведомственных Министерству здравоохранения и социального развития Республики Карелия, представляет в Отдел управления финансами Министерства:

— копии заключенных государственных контрактов или договоров на поставку продукции, выполнение работ, оказание услуг между учреждением и организациями, которым производится погашение задолженности;

— копии актов сверки задолженности по оплате за поставленную продукцию, выполненные работы, оказанные услуги в рамках заключенных государственных контрактов или договоров;

— копии выставленных учреждению на оплату счетов за фактически поставленную продукцию, выполненные работы, оказанные услуги и товарно-транспортные накладные согласно имеющимся государственным контрактам или договорам, другие подтверждающие документы;

— пояснительную записку с отражением причин возникновения просроченной задолженности текущего года и принятых учреждением мерах по её урегулированию;

— обращение о внесении в пределах утвержденных учреждению объемов бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств на текущий финансовый год соответствующих изменений в бюджетную смету учреждения, необходимых для погашения задолженности.

4.2. Отдел управления финансами рассматривает представленные документы и готовит заключение о возможности погашения просроченной задолженности текущего года в пределах бюджетной сметы учреждения. При наличии положительного заключения в установленном порядке производится внесение изменений в бюджетную роспись расходов Министерства и смету учреждения. Учреждение обеспечивает погашение просроченной задолженности текущего года.

4.3. При недостаточности для погашения просроченной задолженности текущего года бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств, утвержденных учреждению бюджетной росписью Министерства, Отдел управления финансами готовит предложения о внесении соответствующих изменений в бюджетную роспись Министерства, не требующих внесения изменений в показатели сводной бюджетной росписи бюджета Республики Карелия, предусматривающие перераспределение бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств между учреждениями, подведомственными Министерству, и представляет их в адрес заместителя Министра, курирующего вопросы финансово-экономической деятельности Министерства (далее – заместитель Министра).

Предложения о перераспределении бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств между учреждениями согласовываются со всеми учреждениями, по которым предполагаются изменения.

4.4. При невозможности внесения изменений в бюджетную роспись Министерства, не затрагивающих показатели сводной бюджетной росписи бюджета Республики Карелия, Отдел управления финансами готовит соответствующее заключение о необходимости внесения изменений в бюджетную роспись Министерства, затрагивающих показатели сводной бюджетной росписи бюджета Республики Карелия без увеличения общего объема бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств, установленных Министерству на текущий финансовый год, и вместе с заключением направляет его в адрес заместителя Министра.

4.5. При наличии положительного решения заместителя Министра Отдел управления финансами готовит предложения о внесении изменений в сводную бюджетную роспись бюджета Республики Карелия без увеличения общего объема бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств, установленных Министерству на текущий финансовый год, в порядке, установленном Министерством финансов Республики Карелия.

4.6. После внесения изменений в сводную бюджетную роспись бюджета Республики Карелия, Отдел управления финансами в установленном порядке вносит изменения в бюджетную роспись Министерства, руководители учреждений – в сметы учреждений, и обеспечивают погашение просроченной задолженности текущего года.

4.7. Погашение просроченной задолженности прошлых лет осуществляется в том же порядке, что и просроченная задолженность текущего года. При этом данная просроченная задолженности прошлых лет должна быть отражена в годовой бюджетной отчетности учреждения. Руководители учреждений в первоочередном порядке принимают меры для её погашения в пределах объемов бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств, утвержденных учреждению на текущий финансовый год.

Читайте так же:  Суд приказ алименты

4.8. При недостаточности для погашения просроченной задолженности текущего года бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств, утвержденных учреждению бюджетной росписью Министерства, Отдел управления финансами готовит предложения о внесении изменений в сводную бюджетную роспись бюджета Республики Карелия, предусматривающие увеличение общего объема бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств, установленных Министерству на текущий финансовый год, на сумму погашаемой задолженности.

В случае обоснованного отказа Министерства финансов Республики Карелия в увеличении общего объема бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств, установленных Министерству на текущий финансовый год, Министерство направляет повторное предложение о внесении изменений в бюджетную роспись Министерства, затрагивающих показатели сводной бюджетной росписи бюджета Республики Карелия без увеличения общего объема бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств, установленных Министерству на текущий финансовый год.

4.9. При невозможности погашения просроченной кредиторской задолженности учреждения принимают меры к урегулированию ситуации по её погашению в досудебном порядке (заключением соглашений по изменению сроков погашения) с кредиторами учреждений. О всех принятых мерах по заключению таких соглашений учреждения информируют Министерство, путем представления информации в Отдел управления финансами.

4.10. В случае невозможности урегулирования ситуации в досудебном порядке (заключением соглашений по изменению сроков погашения) с кредиторами, учреждение в течение трех рабочих дней с момента последнего отказа кредитора в таком урегулировании письменно уведомляет об отказе кредитора заместителя Министра.

Источник: http://pandia.ru/text/80/336/95632.php

Кредиторская задолженность: проводки

Кредиторская задолженность организации – это ее долги перед другими организациями, физлицами, бюджетом или внебюджетными фондами. Наличие «кредиторки» — обычная картина для любой компании. Кредиторская задолженность является простейшим способом финансирования деятельности организаций, поскольку по сути представляет собой отсроченную обязанность по выплате денежных средств или передаче иных активов. О том, какие проводки делаются по кредиторской задолженности, расскажем в нашей консультации.

Как учитывается кредиторская задолженность

Проводки по кредиторской задолженности, т. е. бухгалтерские записи, в результате которых возникает кредиторская задолженность, формируются по кредиту счетов учета расчетов по Плану счетов (Приказ Минфина РФ от 31.10.2000 № 94н), т. е. по счетам 60-79.

Приведем типовые бухгалтерские записи, связанные с возникновением кредиторской задолженности:

Операция Дебет счета Кредит счета
Приобретены товары 41 «Товары» 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» Получен аванс от покупателей 51 «Расчетные счета» 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» Получен краткосрочный заем материалами 10 «Материалы» 66 «Расчеты по краткосрочным кредитам и займам» Получен долгосрочный кредит в валюте 52 «Валютные счета» 67 «Расчеты по долгосрочным кредитам и займам» Начислен налог на имущество 91 «Прочие доходы и расходы» 68 «Расчеты по налогам и сборам» Начислены страховые взносы с зарплаты 20 «Основное производство» 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению» Начислена заработная плата работникам 44 «Расходы на продажу» 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда» Признан штраф к уплате поставщику 91 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами»

Погашение кредиторской задолженности

Уменьшение кредиторской задолженности производится, как правило, при ее погашении. В этом случае дебетуются счета учета кредиторской задолженности и кредитуются счета учета денежных средств:

Дебет счетов 60, 62, 70, 68 и др. – Кредит счетов 50 «Касса», 51, 52 и др.

Списание кредиторской задолженности: проводки

Списание кредиторской задолженности производится по истечении срока исковой давности или в иных случаях, когда такая задолженность становится нереальной для погашения (например, при исключении кредитора из ЕГРЮЛ). В таком случае в бухгалтерском учете отражается проводка:

Дебет счетов 60, 62, 66, 71 и др. – Кредит счета 91

Подробнее о списании задолженности с истекшим сроком давности можно прочитать в нашей консультации.

Источник: http://glavkniga.ru/situations/k503354

Методы управления кредиторской задолженностью

Задолженность кредиторов является ни чем иным, как долгом предприятия, организации или банковского учреждения, отраженная в денежном выражении перед другими субъектами, взаимодействующими с данными контрагентами. Ими могут быть как физические лица, так и объекты, имеющие юридический статус. Чаще всего это поставщики и подрядные организации. В этот же перечень входят бюджетные и внебюджетные фонды социального назначения и даже сотрудники. Кредиторка находит свое выражение в бухгалтерском балансе.

Стоит заметить, что часть задолженности кредиторов формируется при несвоевременной оплате за полученный товар или оказанные услуги. Это может обернуться для предприятия дополнительными расходами, так как за нарушение договорных обязательств могут быть наложены штрафные санкции, начислены пени по причине несвоевременных платежей в бюджет, а также неустойки из-за невыполнения обязательств перед продавцами. То же самое можно сказать и о судебных издержках из-за спорных долгов.

Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефону
+7 (499) 450-39-61
8 (800) 302-33-28

Это быстро и бесплатно !

Определение

По сути дела, кредиторская задолженность предприятия является беспроцентным кредитом, который предоставляется иными организациями. Данная сумма на протяжении некоторого времени может находиться в обороте на законных основаниях, хотя она предприятию не принадлежит. При обычном раскладе кредиторская задолженность является примерно одинаковой величиной, которой предприятие вправе распоряжаться, хотя данная сумма может и не использоваться.

Задолженность дебиторов и кредиторов может быть краткосрочной, при которой срок ее погашения не больше одного года, и долгосрочной – когда данный период превышает один год. Эти суммы в статьях баланса отражаются отдельными цифрами.

Очень важно организовать своевременный контроль за деятельностью предприятия, не исключая его финансовую сторону. От правильности расчетов с контрагентами зависит функциональность субъекта хозяйственной деятельности, его рентабельность и финансовое благополучие.

Этапы эффективного управления

Эффективное управление долгами предприятия предполагает его оптимальную структуризацию. Основным этапом управления является составление бюджета кредиторской задолженности. При этом необходим стратегический подход к каждой конкретной сделке.

Читайте так же:  Алименты в пользу отца с ребенка

Следующий шаг – проведение качественного анализа данных и принятие определенных мер. Данный этап включает разработку практических мероприятий, проводимых с целью приведения долгов в соответствие с планом.

Методы и стратегии управления кредиторской задолженностью

Несмотря на то, что возникновение кредиторской задолженности в большинстве случаев не влечет за собой существенных затрат, а даже наоборот, представляет для предприятия определенную выгоду, все же ее необходимо своевременно выявлять и погашать. Именно этим обусловлена необходимость качественно управлять кредиторской задолженностью, используя современные методы, расчеты и финансовые инструменты.

Эффективное управление долгами предприятия обеспечивается внутренней финансовой политикой. Стоит учитывать, что в каждой организации своя структура, поэтому разработка стратегии по управлению кредиторской задолженностью должна осуществляться в индивидуальном порядке, а в некоторых случаях и для каждой конкретной ситуации.

За основу можно взять основные экономические показатели, систематизировать их и использовать в качестве плановых. Таким образом реально проконтролировать расчеты с кредиторами, получив четкую картину отношений с ними.

Оптимизация кредиторской задолженности позволяет проанализировать фактическое состояние финансовой деятельности предприятия, включая своевременность погашения долгов, после чего необходимо провести сравнительный анализ реальных показателей с плановыми.

Такой подход позволит не только увидеть отклонения от нормы, но и выявить причины их возникновения. После этого можно будет прибегнуть к разработке мероприятий по минимизации кредиторки и их применению.

Задолженность кредиторов перед поставщиками играет особую роль, так как другие ее виды составляют незначительную долю в обороте предприятия. Кроме того, бюджетные платежи обязательного характера и расчеты с сотрудниками регулируются при помощи государственных рычагов, поэтому данными цифрами манипулировать практически невозможно.

Привлекать заемные средства следует так, чтобы не только не создавать дополнительных убытков, а наоборот, получить выгоду. При данном раскладе очень важно добиться оптимизации величины кредиторской задолженности. Это является основной задачей финансового отдела предприятия.

Почему она увеличивается и как этого избежать

Среди факторов, влияющих на величину кредиторки можно выделить:

  1. Объем партии товаров и периодичность поставок. Чем чаще закупать ТМЦ в мелких партиях, тем сумма задолженности в конце отчетного периода будет незначительней. При таком раскладе несложно добиться регулярных платежей.
  2. Договорные условия. В некоторых случаях, согласно договорных условий, поставщики получают право отгружать на склады покупателей лишние запасы товаров на конец отчетного периода, включая в договор поощрительный денежный бонус при условии закупки определенного объема продукции. При таком раскладе кредиторка нередко оказывается завышенной для покупателя.
  3. Соблюдение или несоблюдение финансовой дисциплины: контроль за исполнением платежей в срок.
  4. Возможность использования кредитных средств, полученных от банковских учреждений.

Стоит заметить, что без принятия действенных мер в работе с кредиторами, учитывая продолжительность отсрочек, добиться минимизации кредиторской задолженности не удастся. Поэтому финансовый отдел должен держать ситуацию под контролем. Особенно это касается крупных закупок товара, отгружаемых большими партиями. В каждом конкретном случае должен быть разработан четкий алгоритм расчетов. Такой подход позволит избежать большой величины кредиторской задолженности.

Таким образом можно сделать вывод, что при управлении кредиторской задолженностью требуется стратегический подход.

Анализ кредиторской задолженности

Анализ эффективности управления кредиторской задолженностью представляет собой отслеживание долговых сумм перед другими организациями с целью получения данных за отчетный период. Действие предполагает оценку всей деятельности предприятия при учете ликвидности финансов и частоты проведения расчетов.

Стоит заметить, что благополучие хозяйственного субъекта и его репутация зависят от того, насколько своевременно выполняются обязательства перед контрагентами. Поэтому стремление увеличить задолженность кредиторов на законных правах должно происходить только при учете интересов взаимодействующих сторон, в роли которых и выступают предприятия.

На основании данных анализа предоставляется возможность оперировать основной частью пассивов, которые находятся во временном пользовании предприятия. Его проведение осуществляется на основании бухгалтерской отчетности: баланса и формы № 5. Для сопоставления динамики размера кредиторки с темпами дальнейшего функционирования предприятия и сопутствующими изменениями, целесообразно использовать данные формы № 2.

При проведении анализа состояния кредиторки применяется коэффициент ее оборачиваемости, который рассчитывается по формуле. Кроме того, учитываются затраты на производство и вычисляется средняя кредиторская задолженность по предприятию за определенный период.

Чем он может помочь

На основании данных бухгалтерской отчетности предоставляется возможным рассчитать ряд других коэффициентов с целью получения более точной информации о возможных аналогиях и взаимосвязях в динамике кредиторской задолженности.

Посредством данных анализа удается определить неоправданную задолженность кредиторов, то есть обнаружить отсутствие платежей, сроки которых прошли, но были предварительно оговорены в договорах. Кроме того, при анализе может обнаружиться долг по неотфактурованным поставкам. Возникновение данной ситуации обусловлено отсутствием первичных документов при фактически отгруженном товаре.

Общий анализ задолженности по предприятию предполагает определение динамики кредиторской задолженности: объем поставок и проведение расчетов в срок.

Немаловажным является то, что по истечению сроков давности исков по кредиту, должен учитываться такой показатель, как прибыль. Данная статья доходов имеет наименование невостребованной задолженности. Исковой период при обычных обстоятельствах истекает спустя три года.

Детальному анализу при этом подвергают все долги, в том числе депоненты и иные невыплаченные суммы. Время и причины возникновения долговых обязательств являются так же достаточно важными. При таком раскладе, с целью облегчения задачи, целесообразно пользоваться платежными календарями.

Основными задачами анализа задолженности по кредиту являются:

  • определение показателей кредиторки, которые отображают уровень сумм долговых обязательств спустя 3 месяца после закрытия кредита;
  • определение показателя оборачиваемости;
  • период закрытия кредита.

Заключение

Проблемы управления кредиторской задолженностью считаются довольно актуальными в современных условиях. Правильное ведение бухгалтерии и своевременное составление отчетности в разрезе долговых обязательств является важным условием для проведения качественной оценки финансовой деятельности предприятия.

В условиях рынка это очень важно, ведь современные предприятия могут подвергаться постоянным изменениям: они могут объединяться, расширяться, менять структуру и так далее.

Не нашли ответа на свой вопрос?
Узнайте, как решить именно Вашу проблему — позвоните прямо сейчас:

+7 (499) 450-39-61
8 (800) 302-33-28

Видео (кликните для воспроизведения).

Источник: http://lichnyjcredit.ru/dolgi/debit-kredit/metody-upravleniya-kreditorskoj-zadolzhennostyu.html

Последовательность действий при возникновении среднесрочной кредиторской задолженности
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here