Нужно ли белорусам разрешение на работу

Описание страницы: нужно ли белорусам разрешение на работу - 2020 год от профессионалов для людей.

Прием на работу белоруса в 2019 году: основные правила

Допустим, вам нужно принять на работу высококлассного специалиста-иностранца. Процедура оформления иностранного физического лица значительно упрощается, если он гражданин Беларуси. Многим может казаться, что прием на работу граждан с близлежащих государств – единичный случай, но это не так.

Исходя из официальной статистики, на сегодняшний день в России официально работает более полумиллиона белорусов. Интересно, что большинство из занимаемых ими должностей связаны с интеллектуальной деятельностью, также прослеживается тенденция создания белорусами в России собственного бизнеса.

Почему в 2019 году гражданина Беларуси рады принять на работу в РФ? Прежде всего, это связано с особым привилегированным статусом рабочей силы из Беларуси. На работодателя не распространяется множество миграционных особенностей, которым он должен следовать, сотрудничая с другими иностранцами.

Правила приема на работу в отношении белорусов следующие:

  1. Прием на работу иностранца из Беларуси не требует от нанимателя получения соответствующего разрешения в госинстанциях, которое подтверждает привлечение сотрудников, изначально проживающих и зарегистрированных за границей.
  2. Гражданина Беларуси не касается норма закона, ограничивающая прием на работу физических лиц, которые прибыли в страну на временной основе, даже если осуществление ими профессиональной деятельности подразумевает розничную куплю-продажу. Сюда же подпадает торговля алкогольными напитками и лекарственными медицинскими препаратами.
  3. Прием на работу гражданина соседствующего государства разрешает не уведомлять учреждения ФМС и занятости об оформлении и, наоборот, расторжении трудового соглашения с жителем Беларуси, а также о предоставлении отпускных дней без подсчета за это время заработной платы, если отпуск длится более 30-31 календарного дня на протяжении 1 года.

Именно из-за этих привилегий, которые предоставило правительство России, гражданина Беларуси считают «своим» иностранцем и не боятся брать на работу. Более того, многие начальники и предприниматели уверены в том, что прием на работу белоруса – практически то же самое, что нанять россиянина. Хотя если покопаться в законах, можно увидеть, что это не совсем так.

Как заключается трудовой договор

Если рассматривать пошаговый порядок оформления гражданина Республики Беларусь на работу в 2019 году, он не имеет особенных отличий, но все же существуют отличительные признаки, и заключаются они в нескольких важных моментах:

  1. В случае когда белорус в качестве трудовой книжки представляет документ советского образца, проблем при фиксации записей возникнуть не должно. По закону такие книжки до сих пор действительны на территории РФ.
  2. Если же трудовая книжка заменена на книжку образца, который утвержден в Беларуси, нужно иметь в виду, что такой документ по праву является иностранным, а значит признать действие свидетельства в России нельзя. Чтобы позже не пришлось нести ответ за нарушение действующего отечественного законодательства, требуется завести и сделать соответствующие записи в новой трудовой книжке, причем нет необходимости переносить и дублировать в обновленный образец ранее сделанные пометки.

Прием на работу: порядок

Итак, трудовой договор между работодателем и наемным работником, где в качестве последнего выступает гражданин Беларуси, в 2019 году составляется в следующем порядке:

  1. Не верьте вашему будущему сотруднику на слово. Не стесняйтесь попросить его ознакомиться с документом, подтверждающим гражданство. Для этого достаточно оригинала паспорта или другой официально зарегистрированной бумаги, которая отражает принадлежность к тому или иному гражданству.
  2. Возьмите у гражданина Беларуси трудовую книжку. Если же оформляется гражданско-правовой договор, трудовая книжка не нужна.
  3. Если у белоруса на руках есть страховое свидетельство относительно государственного страхования по пенсии, и, кроме этого, он получил статус временно или постоянно проживающего на территории России гражданина, наемного работника следует застраховать по статье обязательного пенсионного страхования. Если свидетельства нет в наличии, и до этого белорус никогда не работал в РФ, вам придется побеспокоиться и оформить этот вид документа самостоятельно, в местных органах ПФР.
  4. Также понадобится диплом о получении образования или выписка из соответствующего учебного учреждения. Поинтересуйтесь, нет ли у специалиста дополнительной бумаги о присвоении определенной квалификации или специальных знаний для осуществления своей профессиональной деятельности.

Миграционный учет гражданина Беларуси

Что касается миграционного учета белорусов, в 2019 году поблажек ждать не приходится. Прием на работу, как и других иностранцев, предполагает обязательную постановку рабочей силы на учет. Пожалуй, важное отличие состоит в том, что, если белорус трудится в России согласно трудовому соглашению, для его постановки на учет работодателю дается до 30 суток после его приезда на территорию России, после чего к нанимателю могут применяться штрафные санкции.

Однако жителям соседнего государства не требуется оформлять никакие документы, регламентирующие дату пересечения границы, погранслужбе нет надобности ставить штамп о заполнении миграционных карт.

Но как тогда ориентироваться работодателю? В качестве ориентира может выступить железнодорожный или авиа-, автобусный билет, сохраненный лицом, ранее проживавшим в Беларуси. Сотрудники органа ФМС, так или иначе, отталкиваются от даты составления трудового договора.

Безусловно, к белорусам, которые вовремя не встали на миграционный учет, относятся более лояльно, чем к другим иностранцам. Судебной практике практически не известны случаи, когда наказание было очень строгим и существенным.

Но работодателю все равно не следует относиться к этому правилу приема на работу халатно. Если гражданин Беларуси считает, что можно не спешить, апеллируя наличием корешка уведомления о постановке на учет, перепроверьте его действия, проконтролируйте ситуацию и можете спать спокойно, не думая о том, что вас привлекут к ответственности.

Более чем просто убедительными являются штрафы, которые предприятию придется заплатить при нарушении российского законодательства в этом вопросе в 2019 году:

  • индивидуальному предпринимателю придется пожертвовать суммой от 400 000 до 500 000 рублей;
  • личная ответственность начальника исчисляется в размере установленных 40 000 – 50 000 рублей.

Чтобы поставить гражданина Республики Беларусь на учет, произведите какое-либо из действий:

  1. Посетите ближайшее отделение почты и отправьте оттуда уведомление.
  2. Если в вашем регионе есть Центр предоставления государственных и муниципальных услуг, оформите уведомление прямо там.
  3. Составьте уведомление и передайте его компетентным сотрудникам ФМС, к отделению которой относится ваша фирма.

Заполнение формы уведомления невозможно без наличия паспорта гражданина Беларуси. Когда процедура подойдет к своему логичному завершению, иностранец получит отрывную часть документа, где будет проставлена метка почтового отделения или ФМС. Обязательно отксерокопируйте бумагу и подшейте к остальным документам, находящимся в личном деле работника.

Читайте так же:  Какое наказание за неявку в военкомат

Что с НДФЛ

В данном случае никаких премудростей не применяется. В 2019 году при заключении трудового соглашения, которое является бессрочным или предусматривает осуществление профессиональной деятельности иностранцем на вашем предприятии от полугода и дольше, доходы сотрудника исчисляются из расчета ставки НДФЛ в размере 13%.

Белорус также имеет право рассчитывать на соответствующие налоговые вычеты (если он подпадает под данную категорию). Если же до конца календарного года пребывание иностранца составит менее 183 дней, НДФЛ действует в величине 30%, о вычетах тоже можно забыть.

Суммы ежемесячных страховых взносов

Прием иностранного коллеги на работу предусматривает обязательные отчисления страховых взносов в казну России. Большое влияние здесь имеет статус мигранта:

  1. Итак, если физическое лицо имеет вид на жительство в РФ, с его заработной платы удерживаются те же суммы, что и с российского гражданина, работающего по найму.
  2. Если на руках у белоруса есть разрешение на временное проживание в стране, взносы в ПФР взимаются со страховой части, тариф 22%. Остальные суммы равны величинам, применяемым к российским работникам.
  3. Взносы не берутся, если иностранец временно пребывает в РФ, а трудовое соглашение составлено на срок до 6 месяцев включительно.
  4. Договор, действующий более полугода, начисляет взнос в ПФР по ставке 22%, оставшиеся отчисления не удерживаются.

Заработная плата, вне зависимости от статуса гражданина Беларуси, всегда облагается взносами, предусматривающими травматизм на месте работы.

В 2017 году прием на работу белорусских граждан не предполагает экономию на отчислениях в ПФР, постоянно заключая трудовое соглашение, рассчитанное на короткий период времени. Сегодня прием на работу предусматривает страхование в ПФР любого иностранца, если с ним был составлен хотя бы один трудовой контракт (или совокупность нескольких), каждый из которых может действовать от полугода. Если же через полгода работник переходит на работу к другому работодателю, сроки службы не суммируются, и отчисления в госфонды делать не нужно.

Источник: http://ofice-life.ru/v-poiskah-raboti/priem-na-rabotu-belorusa-v-2016-godu-osnovnye-pravila.html

Уведомление о приеме на работу граждан Белоруссии

Трудоустройство иностранных граждан на работу в России имеет свои особенности. Здесь и уведомление миграционной полиции о заключении или расторжении трудового договора с безвизовыми иностранными работниками, и особое налогообложение выплат иностранцам. Рассмотрим правила трудоустройства белорусов в России в 2019 г.

Уведомление о приеме на работу граждан Белоруссии

По общему правилу работодатели (организации, предприниматели) должны уведомлять о заключении или расторжении трудового договора с безвизовыми иностранцами органы МВД. Срок для уведомления – 3 рабочих дня с даты заключения или расторжения договора (п. 8 ст. 13, п. 1 ст. 13.3 Закона от 25.07.2002 N 115-ФЗ ). За невыполнение этой обязанности предусмотрены довольно большие административные штрафы (ст. 18.15 КоАП РФ ).

В то же время для граждан Белоруссии сделано исключение. О трудоустройстве граждан Белоруссии уведомлять миграционную полицию не нужно (Решение Высшего Совета Сообщества Беларуси и России от 22.06.1996 N 4).

Налогообложение выплат гражданам Белоруссии

Как мы выяснили, трудоустройство белорусов в России в 2019 г. ничем не отличается от трудоустройства российских граждан. А будут ли отличия в порядке налогообложения выплат работникам?

НДФЛ с выплат белорусам всегда рассчитывается по ставке 13% (ст. 73 Договора о ЕАЭС (подписан 29.05.2014)). Такая ставка применяется с первого дня их работы на территории РФ и не зависит от статуса работника: налоговый резидент или нерезидент. Вместе с тем, по мнению Минфина, если по итогам календарного года работник – гражданин Белоруссии так и не приобрел статуса налогового резидента РФ, то его доходы за год должны облагаться НДФЛ по ставке 30% (Письмо Минфина от 23.05.2018 N 03-04-05/34859 ). Напомним, статус зависит от времени пребывания в РФ в течение последних 12 месяцев. А вот Налоговая служба считает, что пересчитывать доходы по ставке 30% не надо (Письмо ФНС от 28.11.2016 N БС-4-11/[email protected] ).

Посмотреть ставку налога, а также определить статус иностранного работника вам поможет Виртуальный помощник по НДФЛ для налоговых агентов.

Страховые взносы с выплат белорусам

Страховые взносы по выплатам гражданам Белоруссии начисляются так же, как по выплатам россиянам. То есть применяются те же ставки, что и для работников – граждан РФ (ст. 425 НК РФ).

Ставка взносов на травматизм также не зависит от категории иностранного работника. Всегда применяется единый тариф, установленный работодателю органами ФСС (п. 1 ст. 22 Закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ ).

Источник: http://glavkniga.ru/situations/s509628

Процедура приема на работу гражданина Белоруссии, не имеющего разрешения на временное проживание и вида на жительство

Какова процедура приема на работу гражданина Белоруссии, не имеющего разрешения на временное проживание и вида на жительство?

1. Работодатели вправе привлекать работников — граждан Белоруссии без получения каких-либо разрешений, и самим работникам не требуется получать разрешение на работу (п. 4 ст. 13 Федерального закона от 25.07.2002 N 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в РФ» (далее — Закон N 115-ФЗ), п. 1, 2 решения Высшего Совета Сообщества Беларуси и России от 22.06.1996 N 4 (далее — Решение N 4), ст. 7 Договора между Российской Федерацией и Республикой Беларусь о равных правах граждан (Москва, 25.12.1998) (далее — Договор о равных правах), ст.ст. 97, 98 Договора о Евразийском экономическом союзе (Астана, 29.05.2014) (далее — Договор о ЕАЭС)).

Также работодатель вправе привлекать граждан Белоруссии без учета установленных п. 5 ст. 18.1 Закона N 115-ФЗ ограничений в виде допустимой доли иностранных работников, используемых в различных отраслях экономики хозяйствующими субъектами на территории РФ (п.п. 1, п. 4 ст. 97 Договора о ЕАЭС).

2. При приеме на работу иностранца необходимо соблюдать общие правила приема на работу, установленные для граждан РФ (гл. 11 ТК РФ), с учетом особенностей регулирования труда иностранных работников (гл. 50.1 ТК РФ). Так, из ст.ст. 11, 327.3 ТК РФ следует, что при трудоустройстве иностранный гражданин должен представить документы, указанные в ст. 65 ТК РФ, с учетом ряда особенностей:

документ, удостоверяющий личность иностранного гражданина, — паспорт или иной документ, установленный федеральным законом или признаваемый в соответствии с международным договором РФ в качестве документа, удостоверяющего личность иностранного гражданина (ст. 10 Закона N 115-ФЗ)*(1);

трудовую книжку. В настоящее время на территории России действительны две формы трудовых книжек: образца 1974 и 2004 гг. Белоруссия входила в состав СССР. Следовательно, если иностранный гражданин представляет трудовую книжку образца 1974 г., заводить новую нет необходимости, а если трудовая книжка установленного образца у работника отсутствует — работодатель должен ее завести (письмо Роструда от 15.06.2005 N 908-6-1);

Читайте так же:  Дебиторской задолженности с истекшими

документ об образовании, о квалификации или наличии специальных знаний — при поступлении на работу, требующую специальных знаний или специальной подготовки. Выданные в Белоруссии документы для реализации трудовых прав их граждан, или их копии, заверенные в установленном порядке, признаются без легализации (п. 1 Решения N 4, ч. 3 ст. 97 Договора о ЕАЭС);

временно пребывающие иностранные граждане (за исключением высококвалифицированных специалистов), работающие по трудовому договору (как в Вашем случае), при приеме на работу предъявляют страховое свидетельство государственного пенсионного страхования, а если они поступают на работу впервые, то получают его через работодателя (ст. 2 Закона N 115-ФЗ, п. 1 ст. 7 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ, абзац третий ст. 1, п. 2 ст. 7 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ);

при поступлении на работу, связанную с деятельностью, к которой не допускаются лица, имеющие или имевшие судимость, подвергающиеся или подвергавшиеся уголовному преследованию, соискатель представляет справку о наличии (отсутствии) судимости и (или) факта уголовного преследования либо о прекращении уголовного преследования по реабилитирующим основаниям;

при поступлении на работу, связанную с деятельностью, к осуществлению которой не допускаются лица, подвергнутые административному наказанию за потребление наркотических средства (психотропных веществ и т.д.), соискатель должен представить справку о том, подвергался ли он такому наказанию;

документы воинского учета требуется предъявлять только в случаях, прямо предусмотренных федеральными законами, международными договорами РФ, указами Президента РФ, постановлениями Правительства РФ (часть третья ст. 327.3 ТК РФ). Для граждан Белоруссии таких исключений не предусмотрено.

Предъявлять полис добровольного медицинского страхования при приеме на работу гражданам Белоруссии не требуется, поскольку международными соглашениями предусмотрено обеспечение граждан Беларуси медицинской помощью на тех же условиях, что и граждан России (часть первая ст. 327.3 ТК РФ, Договор между РФ и РБ о создании Союзного государства от 08.12.1999, Договор о равных правах, письмо Минтруда РФ от 17.12.2015 N 16-4/В-823, ответ 1 Роструда).

Само оформление трудовых отношений с иностранным гражданином не будет отличаться от оформления таких же отношений с российскими гражданами*(2). Трудовой договор с иностранным работником должен быть заключен на неопределенный срок, если отсутствуют причины для заключения срочного трудового договора, предусмотренные ст. 59 ТК РФ (часть пятая ст. 327.1 ТК РФ) (ответ 2 Роструда).

3. Так как в отношении граждан Белоруссии действующий порядок регулирования привлечения и использования иностранной рабочей силы в России не применяется, то работодатель не обязан уведомлять уполномоченный орган в сфере миграции в субъекте РФ о факте заключения (а также расторжения) трудового договора с таким гражданином (ст. 3, п. 8 ст. 13 Закона N 115-ФЗ, п. 1 Решения N 4, постановление Верховного суда РФ от 30.05.2017 N 78-АД17-19)*(3).

4. В рассматриваемой ситуации работодатель будет являться принимающей стороной и в связи с этим обязан будет поставить иностранного гражданина на миграционный учет и уведомить о его прибытии уполномоченный орган миграции*(4) только в том случае, если работник будет проживать по адресу организации либо в ее помещении, не имеющем адресных данных (строении, сооружении), в том числе временном (п. 7 ч. 1 ст. 2, ч.ч. 1 и 3 ст. 20, ч. 2 ст. 21, пп. «а» п. 2 ч. 2 ст. 22 Федерального закона от 18.07.2006 N 109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации», далее — Закон N 109-ФЗ). Форма уведомления утверждена приказом МВД России от 23.11.2017 N 881 (приложение N 3).

В этом случае работодатель обязан поставить работника на миграционный учет и направить уведомление о его прибытии в место пребывания в орган миграционного учета в течение 90 дней с даты въезда в Россию*(5) (ч. 3 ст. 20 Закона N 109-ФЗ, ст. 3 Соглашения между Российской Федерацией и Республикой Беларусь об обеспечении равных прав граждан РФ и Республики Беларусь на свободу передвижения. (Санкт-Петербург, 24.01.2006), решение Калининградского областного суда от 26.05.2016)*(6).

Подтверждением выполнения принимающей стороной действий, необходимых для постановки иностранца на миграционный учет по месту пребывания, является отметка в отрывной части бланка уведомления, которую работодатель должен передать иностранцу (ч. 7 ст. 22 Закона N 109-ФЗ).

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Панова Наталья

Ответ прошел контроль качества

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

*(1) Учитывая, что у работника в данной ситуации нет соответствующей отметки в паспорте о разрешении о временном проживании и нет вида на жительство, полагаем, что соискателю необходимо также представить нотариально заверенный перевод документа, удостоверяющего личность (смотрите Вопрос: Иностранный работник, работавший ранее на предприятии, вновь принят на работу. При этом он представил документы, а именно паспорт иностранного гражданина на новую фамилию. (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, октябрь 2017 г.).

*(2) В частности, если с учетом специфики будущей работы установлено требование о представлении дополнительных документов, иностранец должен представить и такие документы (часть вторая ст. 65 ТК РФ).

*(3) Подробнее смотрите Вопрос: Каков порядок приема на работу гражданина Белоруссии? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, сентябрь 2017 г.).

*(4) Обращаем внимание на то, что Указом Президента РФ от 05.04.2016 N 156 ФМС России упразднена. Её функции и полномочия в сфере миграции переданы МВД России. Поэтому в настоящее время уведомлять о принятии иностранного гражданина на работу необходимо уже территориальный орган МВД России.

*(5) По мнению ряда специалистов (в частности, Д.А. Мыльникова, советника государственной гражданской службы РФ (Минтруд России)), данное правило действует и в отношении работодателей, то есть они обязаны направить уведомление о прибытии иностранного гражданина в место пребывания в орган миграционного учета в течение 90 дней с даты въезда гражданина Республики Беларусь. Подтверждение данной точки зрения можно найти и в судебной практике (смотрите, например, решение Верховного Суда Республики Карелия от 25.09.2014 N 21-378/2014, постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.02.2009 N 13АП-790/2009).

*(6) Вместе с тем ничто не мешает работодателю подать соответствующее уведомление в отношении работника-белоруса с соблюдением сроков, предусмотренных п. 2 ч. 3 ст. 20 Закона N 109-ФЗ (7 рабочих дней), чтобы исключить саму возможность предъявления претензий со стороны контролирующих органов. Уведомление о прибытии иностранца может быть представлено в орган миграционного учета непосредственно либо через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг. Кроме того, уведомление может быть направлено почтовым отправлением либо с использованием входящих в состав сети электросвязи средств связи (пп. «а» п. 2 ч. 2 ст. 22 Закона N 109-ФЗ).

Читайте так же:  Как правильно оформить расписку о долге

Источник: http://www.audit-it.ru/articles/personnel/a110/983411.html

Уведомлять МВД о заключении трудового договора с гражданином Белоруссии не нужно

Что делать, если вы приняли на работу гражданина Белоруссии и не уведомили об этом миграционные органы? Ещё два месяца назад перспектива получить постановление об административном правонарушении была чрезвычайно высока. Изменилось ли что-то в российском миграционном законодательстве за эти два месяца? Изменения, безусловно, были, но они не коснулись регулирования трудовых отношений с гражданами Белоруссии. Так что же произошло?

Вернёмся немного назад. Существенные изменения в миграционном законодательстве, касающиеся процедуры привлечения на работу иностранных граждан, произошли в начале 2015 года. До 31 декабря 2014 года действовала норма, по которой работодатель обязан был уведомлять о приеме на работу только тех иностранных граждан, кому требовалось для осуществления трудовой деятельности разрешение на работу.

Работодатели или заказчики работ (услуг), привлекающие и использующие для осуществления трудовой деятельности иностранных граждан, прибывших в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, и имеющих разрешение на работу, обязаны уведомлять территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции и орган исполнительной власти, ведающий вопросами занятости населения в соответствующем субъекте Российской Федерации, о заключении и расторжении трудовых договоров или гражданско-правовых договоров на выполнение работ (оказание услуг) с иностранными работниками, а также о предоставлении им отпусков без сохранения заработной платы продолжительностью более одного календарного месяца в течение года.

Гражданам Белоруссии для работы в России никогда не требовалось разрешение на работу, поэтому уведомлять органы миграции о заключении с ними трудовых договоров было не нужно.

Если между вашей организацией и гражданином Белоруссии заключен трудовой договор датой ранее 31 декабря 2014 года – вам не о чем беспокоиться. Действующие на тот момент законодательные нормы не имели двойной трактовки – уведомление о заключении трудового договора не требовалось!

Видео (кликните для воспроизведения).

Однако с 01 января 2015 г. вступила в силу новая редакция Федерального закона 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в РФ», и текст указанной нормы стал выглядеть иначе:

Работодатель или заказчик работ (услуг), привлекающие и использующие для осуществления трудовой деятельности иностранного гражданина, обязаны уведомлять территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции в субъекте Российской Федерации, на территории которого данный иностранный гражданин осуществляет трудовую деятельность, о заключении и прекращении (расторжении) с данным иностранным гражданином трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) в срок, не превышающий трех рабочих дней с даты заключения или прекращения (расторжения) соответствующего договора.

Новая редакция уже подразумевала под собой уведомление миграционных органов о заключении трудовых договоров со всеми без исключения иностранными гражданами, в том числе и с такими категориями, с которыми ранее уведомление не требовалось: имеющими РВП, ВНЖ, статус беженца и т.д. Граждане Белоруссии, по мнению ещё существовавшей тогда ФМС, тоже лишились привилегии.

Тем не менее, позиция юристов legallabor по этому вопросу разошлась с мнением ФМС. Мы считаем, что ни до, ни после вступления в силу новой редакции 115-ФЗ уведомлять о заключении трудового договора с гражданами Белоруссии было не нужно. Дело в том, что между Россией и Белоруссией существует множество международных соглашений, юридическая сила которых выше внутринациональных норм. В одном из этих соглашений присутствует безапелляционная формулировка:

«Установить, что действующий на основе национального законодательства порядок регулирования привлечения и использования иностранной рабочей силы в отношении граждан Республики Беларусь в Российской Федерации и граждан Российской Федерации в Республике Беларусь не применяется»

Уведомление о заключении трудового договора есть не что иное, как составной элемент такого порядка.

Мы направили в ФМС запрос с просьбой прокомментировать противоречие международной и национальной норм, убедительно изложив свою позицию с опорой не международные нормы закона, не скроем, с целью оказать влияние на формирование правильного понимания ФМС по этой проблематике и уберечь чиновников от ошибочного применения законодательства.

Руководителю ФМС России

22 июня 1996г. Высшим советом сообщества Беларуси и России было принято Решение «О равных правах граждан на трудоустройство, оплату труда и предоставление других социально-трудовых гарантий».

Пункт первый данного решения гласит:

«1. Установить, что действующий на основе национального законодательства порядок регулирования привлечения и использования иностранной рабочей силы в отношении граждан Республики Беларусь в Российской Федерации и граждан Российской Федерации в Республике Беларусь не применяется».

08 декабря 1999г. вступил в силу Договор о создании Союзного государства между РФ и Республикой Беларусь. Правовые акты, принятые ранее в рамках сообщества, продолжают действовать в части, не противоречащей Договору (п.1.,2 статьи 70 Договора между РФ и Республикой Беларусь от 08.12.1999 «О Создании Союзного государства»).

В соответствии с п.2 статьи 60 Договора между РФ и Республикой Беларусь от 08.12.1999 «О Создании Союзного государства» в случае коллизии нормы закона или декрета Союзного государства и нормы внутреннего закона государства-участника, за исключением норм, содержащихся в конституциях и конституционных актах государств-участников, преимущественную силу имеет норма закона или декрета Союзного государства.

Пункт 8 статьи 13 «Трудовая деятельность иностранных граждан в Российской Федерации» Федерального Закона от 25.07.2002 №115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» гласит:

«8. Работодатель или заказчик работ (услуг), привлекающие и использующие для осуществления трудовой деятельности иностранного гражданина, обязаны уведомлять территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции в субъекте Российской Федерации, на территории которого данный иностранный гражданин осуществляет трудовую деятельность, о заключении и прекращении (расторжении) с данным иностранным гражданином трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) в срок, не превышающий трех рабочих дней с даты заключения или прекращения (расторжения) соответствующего договора».

Статья 13 «Трудовая деятельность иностранных граждан в Российской Федерации» Федерального закона 115-ФЗ регулирует порядок привлечения и использования иностранной рабочей силы в Российской Федерации и вступает в коллизию с п.1. Решения №4 Высшего совета сообщества Беларуси и России от 22 июня 1996г. «О равных правах граждан на трудоустройство, оплату труда и предоставление других социально-трудовых гарантий», так как не делает исключений для граждан республики Беларусь.

Согласно статьи 60 Договора между РФ и Республикой Беларусь от 08.12.1999 «О создании Союзного государства» правовая норма об обязанности работодателя уведомлять территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции в субъекте Российской Федерации, на территории которого данный иностранный гражданин осуществляет трудовую деятельность, о заключении и прекращении (расторжении) с данным иностранным гражданином трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) является ничтожной, так как противоречит нормативному акту с большей юридической силой.

В связи с вышеизложенным прошу вас дать разъяснение по следующему вопросу: налагается ли на работодателя обязанность об уведомлении соответствующего органа ФМС о заключении (расторжении) трудового договора с гражданином республики Беларусь?

Однако тщетно. Вот ответ, который мы получили от ФМС:

Читайте так же:  Дам частный займ в беларуси

Нам ничего больше не оставалось, как только ждать, когда ФМС (или теперь уже МВД) наступит на эти грабли. И вот этот момент настал. Правда, вслед за собой в путину правового невежества ФМС утянуло ещё и судей Петродворцовского районного суда и городского суда г. Санкт-Петербурга.

19 июня 2015 г. (спустя шесть месяцев с начала действия новой редакции 115-ФЗ) ФМС г.Санкт-Петербурга оштрафовала питерскую компанию ООО «СК Монолит» на 400 000 рублей за неуведомление ФМС о приеме на работу в качестве каменщика гражданина республики Беларусь. Работодатель обжаловал это решение сначала в районном, а потом в городском суде г. Санкт-Петербурга. В обоих случаях суды вставали на сторону ФМС и оставляли постановление ФМС в силе. Через два года дело дошло до Верховного суда Российской Федерации.

30 мая 2017 года Верховный суд РФ вынес постановление в пользу работодателя и отменил решения районного и городского судов г.Санкт-Петербурга. В мотивировочной части своего решения судья Верховного суда привёл те же аргументы, на которые мы ссылались в своем запросе в ФМС. Производство по делу об административном правонарушении было прекращено в связи с отсутствием события административного правонарушения.

Браво! Мы шлем лучи признательности питерской компании ООО «СК Монолит», которая довела дело до логического конца и, конечно же, судье Верховного суда РФ С.Б. Никифорову.

Новость дополнена 21.03.2018 г.

Ниже мы приводим запрос, направленный в отдел по вопросам миграции УМВД РФ по Смоленской области, касающийся правоприменительной практики принятого Верховным Судом Постановления, и ответ на него должностного лица МВД РФ.

Начальнику отдела по вопросам миграции
УМВД России по городу Смоленску

Верховный Суд Российской Федерации Постановлением № 78-АД/1719 от 30 мая 2017 года прекратил производство по делу об административном правонарушении, частью 4 статьи 18.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении юридического лица – работодателя гражданина Республики Беларусь. Указанное юридическое лицо привлекло к трудовой деятельности в Российской Федерации гражданина Республики Беларусь, не уведомив об этом соответствующее подразделение УФМС России.

Прекращая производство по делу об административном правонарушении в связи с отсутствием события административного правонарушения, Верховный Суд Российской Федерации руководствовался Решением Высшего Совета Сообщества Беларуси и России от 22 июня 1996 года № 4 «О равных правах граждан на трудоустройство, оплату труда и предоставление других социально-трудовых гарантий».

Указанным документом установлено, что действующий на основе национального законодательства порядок регулирования привлечения и использования иностранной рабочей силы в отношении граждан Республики Беларусь в Российской Федерации и граждан Российской Федерации в Республике Беларусь не применяется.

Прошу Вас сообщить, учитывается ли Постановление 78-АД/1719 от 30 мая 2017 года Верховного Суда Российской Федерации при решении вопроса о возбуждении производства по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 18.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении работодателя гражданина Республики Беларусь, и если нет, то на каком основании.

Источник: http://legallabor.ru/sobytiya-i-informatsiya/133-uvedomlyat-mvd-o-zaklyuchenii-trudovogo-dogovora-s-grazhdaninom-belorussii-ne-nuzhno

Статус высококвалифицированый специалист для граждан Белоруссии в 2020

Согласно миграционному законодательству, статус высококвалифицированного специалиста дает право иностранному гражданину находиться и работать в РФ на основании разрешения. С гражданами Беларуси все иначе: в отношении них действует Договор ЕАЭС, благодаря которому белорусы имеют право трудоустраиваться в РФ без оформления разрешения. Процедура для них максимально упрощена: достаточно приехать в Россию и устроиться на работу, чтобы трудиться здесь на законных основаниях.

Что такое статус «высококвалифицированный специалист»?

Высококвалифицированный специалист – это специальный статус, позволяющий получит разрешение на работу и осуществлять трудовую деятельность на территории РФ. Такими специалистами признаются граждане, обладающие уникальными знаниями и навыками в определенных сферах – они устанавливаются Правительством РФ и региональными властями.

Также предъявляются требования и к уровню заработной платы ВС. Ее нужно указать в трудовом договоре, а затем в дальнейшем предоставлять отчеты о выплаченных деньгах сотруднику в УВМ МВД ежеквартально.

Размер минимального заработка для ВС зависит от конкретной сферы деятельности:

Сфера деятельности Должности Зарплата (руб.)
Педагогика, наука Научные сотрудники, преподаватели в учреждениях, прошедших государственную аккредитацию От 83 500 ежемесячно
Технико-внедрическая Любые работники, занимающие разработкой, анализом, внедрением техники От 58 500 каждый месяц
Медицинская и педагогическая в рамках международного медицинского кластера Преподаватели, медицинские работники 1 000 000 в год
Портовые экономические зоны Все сотрудники, работающие на морских, речных портах, в аэропортах, если для их деятельности требуется высокая квалификация От 83 500 в месяц
Информационные технологии Работники, занимающиеся совершенствованием и продвижением информационных технологий От 83 500 ежемесячно
Трудоустроенные в «Сколково» Любые специальности Без предъявления требований к заработной плате
Любая на территории Севастополя или Р. Крым Без предъявления критериев к специальностям От 83 500 ежемесячно

Для остальных сфер, не перечисленных в ст. 13.2 ФЗ от 25.07.2002 №115-ФЗ, устанавливается только одно требование – к зарплате: она должна быть не менее 167 000 руб. в месяц, чтобы иностранный работник получил статус ВС и смог трудиться в России.

Оформление статуса ВС актуально для иностранцев, не входящих в ЕАЭС. Белоруссия же является страной-участницей, поэтому для ее граждан используются те же нормы трудового законодательства, что и для россиян. Оформлять его для получения разрешения на трудовую деятельность в России не нужно: достаточно просто приехать, зарегистрироваться, найти работу и подать документы на ВНЖ. РВП белорусам не выдается, т.к. для них действует упрощенный порядок пребывания и оформления гражданства.

Могут ли белорусы работать без РВП?

Как говорилось ранее, для стран-участниц ЕАЭС действует упрощенный порядок пребывания в РФ и получения российского гражданства. Приехав в Россию, любой белорус может сразу же после постановки на миграционный учет заниматься получением вида на жительства – он выдается сроком до 5 лет с возможностью продления.

Что еще не требуется от белорусов:

  • Быть носителями русского языка;
  • Получать РВП;
  • Предоставлять справки для подтверждения возможности применения упрощенного порядка получения гражданства.

Таким образом, приехав в Россию, иностранцу достаточно только встать на миграционный учет. А сама процедура обычно происходит следующим образом:

  1. Иностранец пересекает российскую границу. Белорусы въезжают по внутренним паспортам, заграничные им не нужны. Также они не заполняют миграционные карты, поэтому отсчет срока их законного пребывания начинается от даты регистрации по месту.
  2. Белорус приезжает в Россию, снимает жилье или приобретает свою недвижимость. В течение 7 календарных дней ему необходимо зарегистрироваться по месту пребывания, дабы избежать административной ответственности.
  3. Подаются документы на ВНЖ. Срок рассмотрения варьируется от 1 до 3 месяцев, по результатам иностранцы чаще всего получают вид при отсутствии проблем, мешающих его оформлению.
  4. С иностранцем работодатель заключает трудовой договор. Важно учитывать нюансы заполнения трудовой книжки, о которых будет рассказано далее. Также есть и особенности касаемо трудового договора: он должен быть оформлен на срок, равный сроку действия вида на жительство. В дальнейшем его можно перезаключить.
Читайте так же:  Списание дебиторской задолженности на прибыль

Пример №1: трудоустройство гражданина Белоруссии в РФ

Житель Минска решил трудоустроиться в России, в связи с этим ему пришлось переехать. Договоренность с работодателем была заранее: руководителем компании в РФ оказался одним из его знакомых. Переезд состоялся 10 марта, а 12го белорус уже подал документы для регистрации по месту пребывания. Квартира ему предоставлена от организации по договору социального найма.

Получив регистрацию, иностранец оформил и вид на жительство. После этого он заключил трудовой договор с работодателем и приступил к работе.

Для сравнения, процедура трудоустройства иностранцев по ВКС выглядит гораздо сложнее:

Гражданин из страны, не входящей в Договор ЕАЭС, захотел работать в России. Для этого ему пришлось сначала съездить в РФ и найти работу, затем были поданы документы для получения разрешения на трудовую деятельность. После выдачи разрешения работодателю пришлось уведомлять УВМ МВД и ежеквартально отчитываться о начисленной зарплате иностранцу в миграционные органы.

«Для отдельных категорий граждан сейчас на рассмотрении находится законопроект, согласно которому все иностранцы, работающие в туристической сфере, будут обязаны сдавать экзамены по русскому языку. Мы заинтересованы в повышении качества работы гидов, поэтому вынуждены принимать подобные меры»

Макаров А., Депутат законодательного собрания Санкт-Петербурга.

Прием на работу гражданина Беларуси: пошаговая инструкция

Чтобы не допустить ошибок и принять на работу гражданина Белоруссии, достаточно воспользоваться пошаговой инструкцией:

  1. Заключить трудовой договор с иностранцем. Он составляется в двух экземплярах: один остается у руководителя, а второй отдается сотруднику.
  2. Уведомить в течение 7 рабочих дней УВМ МВД о приеме на работу иностранного гражданина. Законодательство в отношении белорусов не обязывает это делать, однако, во избежание неприятностей, лучше направить письменное уведомление обычной или электронной почтой.
  3. Оформить приказ о приеме на работу. В нем должны быть указаны личные данные мигранта, дата начала трудовой деятельности, размер зарплаты, срок действия.

Также важно перед заключением договора ознакомить нового сотрудника с должностной инструкцией и показать ему рабочее место. Это позволит мигранту понять, хочет ли он работать в организации.

Документы

При приеме на работу у гражданина Беларуси работодатель должен запросить следующее:

Документ Где берется Срок действия
Заявление о трудоустройстве Составляется непосредственно на предприятии Не ограничивается
Трудовая книжка Работник забирает ее с последнего места трудоустройства Не устанавливается
Заверенный перевод белорусского паспорта Любая нотариальная контора 3 месяца

Налогообложение

Для белорусов в РФ действуют те же нормы законодательства, что и для Россиян, следовательно, они так же обязаны платить налоги и страховые взносы. Размер НДФЛ в РФ составляет 13% от ежемесячного заработка, удерживается с него же.

Страховые взносы уплачиваются работодателем из бюджета организации:

Пенсионные 22% от зарплаты
На обязательное медицинское страхование 5,1%
На социальное страхование 2,9%
От несчастных случаев на производстве 0,2%

Обратите внимание! Если белорус работает в РФ как ИП, ему тоже придется перечислять налоги и взносы, но уже самостоятельно. Также в его обязанности входит своевременное предоставление налоговых деклараций. Если же трудовая деятельность осуществляется по договору с работодателем, за сотрудника все делает организация.

Заполнение трудовой книжки

Особое внимание следует уделить оформлению трудовой книжки. Если она была заведена еще во время существования СССР, новую книжку покупать не нужно. Все иначе в ситуации, когда иностранец предоставляет только белорусскую книжку: в таком случае придется приобретать новую. Старая тоже остается действительна, но из нее записи не переносятся.

Также в документе должно быть указано:

  • порядковый номер;
  • дата трудоустройства;
  • должность иностранного работника, на которую он принимается;
  • наименование предприятия;
  • дата и номер приказа.

Могут ли граждане Беларуси пользоваться оплачиваемыми больничными?

Это один из наиболее популярных вопросов у мигрантов, и ответ на него положительный. Трудоустраиваясь в РФ, белорусы пользуются аналогичными россиянам правами, поэтому спокойно могут оформлять больничные, отпуска по беременности и родам, и пр. Все они будут оплачиваемыми.

Что касается больничного, то первые три дня болезни оплачивает работодатель, а все остальное время – ФОМС. Для этого сотрудник должен предоставить закрытый больничный лист, чтобы руководитель мог подать все документы.

Часто задаваемые вопросы

Вопрос №1. Может ли белорус трудоустроиться не по месту миграционного учета?

Нет, все иностранцы должны работать только по месту пребывания. Если оно меняется, придется вставать на учет в другом городе заново.

Вопрос №2. На какой срок должен быть заключен трудовой договор, чтобы НДФЛ уплачивался по ставке 13%?

На срок не менее 180 дней. Если мигрант протрудится в РФ менее указанного периода, будет сделан перерасчет по ставке 30%.

Распространенные ошибки

Ошибка №1. Для белорусов во всех случаях действуют те же нормы, что и для россиян.

В большинстве случаев это так, разница может быть лишь в налогообложении и страховании.

Ошибка №2. Граждане Белоруссии обязательно должны получать разрешение на работу на основании статуса ВКС.

Нет, разрешение им не будет выдано в любом случае, равно как и не присвоен статус. Всему «виной» упрощенный порядок, позволяющий работать гражданам из стран-участниц ЕАЭС на равных с россиянами права, и быстрее получить российское гражданство.

Заключение

Получение статуса высококвалифицированного специалиста гражданином Беларуси не представляется возможным, потому как для стран ЕАЭС устанавливается упрощенный порядок трудоустройства и проживания на их территориях. Благодаря этому белорусам стало легче приобретать российское гражданство, а также они могут пользоваться теми же трудовыми привилегиями, что и граждане РФ.

Видео (кликните для воспроизведения).

Источник: http://migranty.info/status-vysokokvalificirovanyj-specialist-dlya-grazhdan-belorussii/

Нужно ли белорусам разрешение на работу
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here