Институты дисциплинарной ответственности

Описание страницы: институты дисциплинарной ответственности - 2020 год от профессионалов для людей.

Дисциплинарная ответственность

Понятие дисциплинарной ответственности

Дисциплинарная ответственность – вид юридической ответственности, следовательно, для нее характерны все признаки юридической ответственности. Она наступает за противоправное, виновное, наказуемое деяние и заключается в применении мер государственного принуждения.

Основные отличительные черты дисциплинарной ответственности в том, что она налагается во внесудебном (административном) порядке и, поскольку является ответственностью перед работодателем, то налагается только в порядке подчиненности по службе. Дисциплинарная ответственность заключается в основном в применении морально-правовых санкций (предупреждение, выговор, строгий выговор и т. д.).

Дисциплинарная ответственность может быть регламентирована не только нормами административного, но и трудового, исправительно-трудового и других отраслей права. Нормы административного права регулируют дисциплинарную ответственность лишь тогда, когда работодателем является государство, т. е. в отношении государственных служащих.

Сущность (содержание) дисциплинарной ответственности заключается в наложении дисциплинарных взысканий за нарушение трудовой или служебной дисциплины на подчиненных уполномоченными на то органами (должностными лицами).

Исходя из данного определения, для всестороннего изучения дисциплинарной ответственности необходимо рассмотреть четыре основных момента:

  • основания (ответственность за что?);
  • субъекты ответственности (в отношении кого?);
  • дисциплинарные взыскания (путем применения чего?);
  • порядок наложения дисциплинарных взысканий (в каком порядке?).

Основания дисциплинарной ответственности

1) дисциплинарный (должностной) проступок – противоправное, виновное нарушение трудовой или служебной дисциплины, не влекущее уголовной ответственности.

Под нарушением трудовой или служебной дисциплины понимается неисполнение или ненадлежащее исполнение лицом своих трудовых или служебных обязанностей, возложенных на него трудовым договором или правилами внутреннего распорядка (присягой, указаниями вышестоящих начальников и т. д.);

2) административное правонарушение. В отношении отдельных категорий государственных служащих (военнослужащие, сотрудники органов внутренних дел, работники железнодорожного, морского, речного транспорта и т. д.) в определенных законом случаях за совершение административного правонарушения ст. 2.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях предусматривает возможность их привлечения не к административной, а к дисциплинарной ответственности;

3) нарушение норм морали, нравственности. Статья 26 Закона РФ «О статусе военнослужащих» предусматривает дисциплинарную ответственность «за проступки, связанные с нарушением воинской дисциплины, норм морали и воинской чести. ». Пункт «м» ст. 19 Закона РФ «О милиции» в качестве одного из оснований увольнения сотрудника милиции со службы предусматривает «совершение проступка, порочащего честь сотрудника милиции». Это одни из не-многочисленных вызывающих дискуссию случаев применения юридической ответственности не за правонарушение. По нашему мнению, здесь возникает противоречие принципу права, согласно которому любая юридическая ответственность наступает за невыполнение или ненадлежащие выполнение своих юридических обязанностей. Воинская честь и честь сотрудника милиции чаще всего определяются нормами морали, нравственности, не установленными нормами права. Наступление юридической ответственности за их нарушение является довольно спорным и приводит к многочисленным проблемам в правоприменительной деятельности.

Субъекты дисциплинарной ответственности

Субъектами дисциплинарной ответственности могут быть только физические лица. При этом у данных физических лиц с субъектом применения дисциплинарных взысканий должны быть отношения подчиненности. Поскольку отношения подчиненности возможны только в рамках трудовой или служебной деятельности, то логично предположить, что субъектами дисциплинарной ответственности могут быть только лица, являющиеся членами какого-либо административного коллектива (имеются лишь некоторые исключения, допускающие дисциплинарную ответственность без отношений подчиненности. Например, наложение дисциплинарных взысканий комендантом студенческого общежития на студентов, проживающих в общежитии). Возрастные ограничения субъектов дисциплинарной ответственности определяются возрастными ограничениями, предъявляемыми к членам того административного коллектива, в рамках которого они привлекаются к дисциплинарной ответственности. Представляется, что аналогичным способом опосредуются и требования к установлению вменяемости правонарушителя.

Дисциплинарные взыскания

Дисциплинарные взыскания могут быть установлены только нормативными актами. Эти нормативные акты не обязательно должны иметь силу закона, они могут иметь и силу подзаконных актов (Дисциплинарный Устав ВС РФ, утвержденный Указом Президента РФ, и т. д.). Для различных категорий граждан могут быть предусмотрены различные меры дисциплинарного принуждения.

Статья 192 Трудового кодекса РФ предусматривает три вида дисциплинарных взысканий для всех работающих и служащих:

1) замечание; 2) выговор; 3) увольнение по соответствующим основаниям (перечень исчерпывающий).

Для тех государственных служащих, которые охватываются Законом РФ «Об основах государственной службы РФ» от 31 июля 1995 г., помимо указанных Трудовым кодексом предусмотрено еще два (ст. 14): строгий выговор и предупреждение о неполном служебном соответствии.

Для такой разновидности государственных служащих, как сотрудники органов внутренних дел, ст. 38 Положения о службе в ОВД РФ от 23.12.92 г. № 4202-1 предусматривает, кроме пяти имеющихся, еще пять видов дисциплинарных взысканий: понижение в должности; снижение в специальном звании на одну ступень; лишение нагрудного знака; увольнение из ОВД. В учебных заведениях МВД РФ, кроме того, – назначение вне очереди в наряд по службе (за исключением назначения в караул или дежурным по подразделению), а также отчисление из учебного заведения (перечень исчерпывающий). По такому же принципу построена система дисциплинарных взысканий и у членов других административных коллективов.

Применение мер дисциплинарного принуждения, не закрепленных соответствующими нормативными актами, не допускается.

Порядок наложения дисциплинарных взысканий

Порядок наложения дисциплинарных взысканий устанавливается законами и подзаконными актами в зависимости от категорий лиц, к которым они применяются. Поэтому рассмотрим основные, характерные почти для всех привлекаемых к дисциплинарной ответственности требования к порядку наложения дисциплинарных взысканий.

Дисциплинарные взыскания могут быть наложены с учетом соблюдения ряда процессуальных требований:

  • они налагаются только уполномоченными на то органами либо должностными лицами;
  • до наложения взыскания требуются письменные объяснения нарушителя;
  • они должны быть наложены не позднее 10 суток с момента, когда соответствующему начальнику стало известно о факте совершения проступка, а в случае проведения служебной проверки, – не позднее одного месяца с момента окончания проверки;
  • за один проступок может быть наложено лишь одно взыскание;
  • взыскания не могут быть наложены по истечении шести месяцев с момента совершения проступка;
  • факт наложения взыскания может быть обжалован в установленном порядке и т. д.

Источник: http://be5.biz/pravo/a003/12.html

Понятие и функции дисциплинарной ответственности

Дисциплинарная ответственность — вид юридической ответственности, основным содержанием которой выступают меры (дисциплинарное взыскание), применяемые администрацией учреждения, предприятия к сотруднику (работнику) в связи с совершением им дисциплинарного проступка.

Дисциплинарным проступком признается противоправное, виновное неисполнение или ненадлежащее исполнение работником своих трудовых обязанностей. В соответствии с заключенным трудовым договором работодатель вправе требовать от работника выполнения трудовых обязанностей. Согласно ст. 192 ТК РФ работодатель имеет право, но не обязан привлекать к дисциплинарной ответственности работника, совершившего дисциплинарный проступок.

Читайте так же:  При сокращении работника работодатель обязан выплатить

Дисциплинарный проступок обладает совокупностью признаков, имеет субъект, субъективную сторону, объективную сторону, объект. Субъектом дисциплинарного проступка может быть только гражданин, состоящий в трудовых отношениях с конкретным работодателем и нарушающий трудовую дисциплину. Субъективной стороной является вина работника (в форме умысла или неосторожности). Объективная сторона дисциплинарного проступка — вредные последствия и причинная связь между ними и действием (бездействием) правонарушителя. Объектом дисциплинарного проступка является внутренний трудовой распорядок организации.

То или иное действие (бездействие) работника может повлечь за собой дисциплинарную ответственность при одновременном наличии следующих условий:

  • а) если это действие (бездействие) является противоправным;
  • б) если противоправное действие (бездействие) — виновное;
  • в) если не исполнена или исполнена ненадлежащим образом та обязанность, которая вытекает из трудового правоотношения.

Виновные противоправные действия работника не составляют нарушения трудовой дисциплины, если они не имеют отношения к его трудовым обязанностям.

При наложении дисциплинарного взыскания следует учитывать следующие обстоятельства:

  • 1. является ли поступок дисциплинарным и может ли быть основанием для наложения дисциплинарного взыскания;
  • 2. совершен ли проступок без уважительных причин;
  • 3. входило ли выполнение действий, которые работник не выполнил (выполнил ненадлежащим образом), в круг его обязанностей и каким документом эти обязанности предусмотрены;?
  • 4. ознакомлен ли работник с локальным актом, где предусмотрены соответствующие обязанности, под роспись;
  • 5. предусмотрены ли меры дисциплинарного взыскания, применяемые к работнику, законом либо положением или уставом о дисциплине;
  • 6. соблюдены ли сроки и порядок наложения дисциплинарного взыскания;
  • 7. тем ли должностным лицом наложено взыскание. Дисциплинарное взыскание может быть наложено только руководителем. Другие лица могут налагать взыскание лишь на основании документов, где специально прописаны такие полномочия.

К нарушениям трудовой дисциплины относятся: прогул, появление на работе в состоянии алкогольного опьянения, отказ от обязательного медицинского освидетельствования (осмотра), отказ от сдачи экзаменов по технике безопасности, если это является обязательным условием допуска к работе. Не может считаться нарушением трудовых обязанностей отказ работника выполнить распоряжение работодателя о его отзыве из отпуска (ст. 125 ТК РФ). Отказ работника от выполнения работ в случае возникновения опасности для его жизни и здоровья вследствие нарушения требований охраны труда либо от выполнения тяжелых работ и работ с вредными условиями труда, не предусмотренных трудовым договором, не влечет за собой привлечения его к дисциплинарной ответственности (ст. 220 ТК РФ). За исключением отдельных случаев участие работника в забастовке не является нарушением трудовой дисциплины (ст. 414 ТК РФ).

До применения дисциплинарного взыскания работодатель должен затребовать от работника объяснение в письменной форме. В случае отказа работника дать указанное объяснение составляется соответствующий акт. Отказ работника дать объяснение не является препятствием для применения дисциплинарного взыскания.

Дисциплинарное взыскание применяется не позднее одного месяца со дня обнаружения проступка, не считая времени болезни работника, пребывания его в отпуске, а также времени, необходимого на учет мнения представительного органа работников. Дисциплинарное взыскание не может быть применено позднее шести месяцев со дня совершения проступка, а по результатам ревизии, проверки финансово-хозяйственной деятельности или аудиторской проверки — позднее двух лет со дня его совершения. В указанные сроки не включается время производства по уголовному делу.

За каждый дисциплинарный проступок может быть применено только одно дисциплинарное взыскание.

Приказ (распоряжение) работодателя о применении дисциплинарного взыскания объявляется работнику под расписку в течение трех рабочих дней со дня его издания. В случае отказа работника подписать указанный приказ (распоряжение) составляется соответствующий акт.

Дисциплинарное взыскание может быть обжаловано работником в государственные инспекции труда или органы по рассмотрению индивидуальных трудовых споров.

Функции дисциплинарной ответственности:

регулятивная — направлена на формирование поведения сотрудника (работника), на определение границы между правомерным и противоправным исполнением своих трудовых обязанностей;

превентивная — предупреждение нарушения трудовой дисциплины как самим лицом, которое подвергается дисциплинарной ответственности (частная превенция), так и другими сотрудниками (работниками) (например, за счёт создания впечатления о неотвратимости наступления ответственности как результата определённых действий);

карательная — предполагает наложение на субъекта, несущего ответственность, неблагоприятных для него моральных (выговор) или организационных (дисциплинарное увольнение) последствий. Действующим законодательством запрещается применение штрафа и перевода на нижеоплачиваемую должность в качестве дисциплинарного взыскания;

восстановительная и воспитательная — формированием у лица убеждения о недопустимости совершения действий, влекущих дисциплинарную ответственность.

Виды дисциплинарной ответственности, их особенности

Различают два вида дисциплинарной ответственности: общую и специальную.

Общая дисциплинарная ответственность — это ответственность в рамках правил внутреннего трудового распорядка. Она может быть возложена на всех работников, за исключением тех, в отношении которых установлена специальная дисциплинарная ответственность. Общую дисциплинарную ответственность устанавливают ст. 192-194 ТК РФ и правила внутреннего трудового распорядка конкретной организации.1. строго определен круг лиц, подпадающих под действие соответствующих норм;

  • 2. предусмотрены специальные меры дисциплинарного взыскания;
  • 3. очерчен круг лиц и органов, наделенных властью применения дисциплинарных взысканий;
  • 4. действует особый порядок обжалования взысканий.На практике уставы и положения, как правило, утверждали федеральные органы исполнительной власти. Так, например, Устав о дисциплине работников морского транспорта утвержден постановлением Правительства РФ. В этой связи такие нормативные акты можно будет рассматривать как спорные, исходя из ч. 3 ст. 55 Конституции РФ, предусматривающей случаи ограничения прав человека и гражданина только по основаниям, предусмотренным федеральным законом. Таким образом, другие дисциплинарные взыскания, кроме замечания, выговора и увольнения по соответствующим основаниям, могут быть предусмотрены лишь федеральными законами.

Меры дисциплинарных взысканий

дисциплинарная ответственность взыскание

В ст. 192 ТК перечислены меры дисциплинарных взысканий, применяемые к работникам, недобросовестно выполняющим свои трудовые обязанности:

3. увольнение по соответствующим основаниям.

Как уже говорилось выше, данный перечень является исчерпывающим и не подлежит расширению. Следовательно, в отличие от мер поощрения дополнительные меры дисциплинарного взыскания (такие, например, как штраф, перевод на нижеоплачиваемую работу) не могут быть установлены локальными нормативными актами организаций, включая коллективные договоры и правила трудового распорядка.

О таких мерах взыскания как замечание и выговор запись в трудовую книжку не делается. Единственное дисциплинарное взыскание, которое вносится в трудовую книжку, это увольнение. Само по себе единократное вынесение выговора или замечания ничем не грозит. Через пол года будет считаться, что мера наказания не применялась. Но если в течение полгода меры применялись неоднократно, то могут уволить в связи с несоответствием должности и неоднократным нарушением трудовых обязанностей. А доказательствами нарушения или неисполнения обязанностей будут являться объяснительные и приказы о примененных мерах.

Читайте так же:  Как оплачивать отпуск по внутреннему совместительству

Несмотря на то, что выглядит это не слишком логично, никаких принципиальных отличий между замечанием и выговором не существует. Последовательность расположения взысканий в статье 192 Трудового кодекса РФ (замечание, выговор, увольнение), позволяет понять, что замечание является самым «мягким» видом дисциплинарного взыскания, выговор представляет собой некую середину, а увольнение применяется за самые весомые и существенные нарушения, предусмотренные законом.

Работодатель может выбрать любую меру взыскания, независимо от последовательности, указанной в ТК. Все зависит от тяжести проступка. Оба дисциплинарных взыскания имеют одинаковые сроки и процедуру применения и снятия, а также одинаковые последствия для обеих сторон трудовых отношений. В частности, при увольнении работника по пункту 5 части первой статьи 81 Трудового кодекса РФ за неоднократное неисполнение без уважительных причин трудовых обязанностей, если он имеет дисциплинарное взыскание, не имеет значения, какое взыскание было ранее вынесено работнику, замечание или выговор.

Самой строгой мерой дисциплинарного взыскания является увольнение.

К дисциплинарному взысканию в виде увольнения, в соответствии с Трудовым кодексом РФ, относится прекращение трудового договора с работником по следующим основаниям:

Следует иметь в виду, что в соответствии с пунктом 23 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.03.2004 № 2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации», при рассмотрении дела о восстановлении на работе лица, трудовой договор с которым расторгнут по инициативе работодателя, обязанность доказать наличие законного основания увольнения и соблюдение установленного порядка увольнения возлагается на работодателя.

Источник: http://vuzlit.ru/1150774/ponyatie_funktsii_distsiplinarnoy_otvetstvennosti

Субъекты института дисциплинарной ответственности и их административно-правовой статус.

В каждой отрасли есть нормы, которые направлены на установление круга лиц, подпадающих под действие норм того или иного института. Происходит это путем перечисления признаков, указания на качества, которыми субъект должен обладать, чтобы выступить в роли адресатов норм данного института. Институт дисциплинарной ответственности не стал исключением.

В связи с этим можно выделить ряд общих признаков, которые характеризуют субъекта дисциплинарной ответственности:

— субъектом дисциплинарной ответственности может быть только физическое лицо;

— возрастные ограничения указанного физического лица определены возрастными требованиями, предъявляемыми законодательством к членам административного коллектива, в рамках которого он привлекается к дисциплинарной ответственности;

— наличие у субъекта привлечения к ответственности с субъектом, привлекающим к ответственности, отношений подчиненности, оформленных письменно надлежащим образом трудовым договором (служебным контрактом).

Указанные субъекты обладают совокупностью прав и обязанностей, закрепляющих их правовой статус в рамках института дисциплинарной ответственности и его реализации. Нужно отметить, что во всем многообразии нормативно-правовых актов объем правового статуса указанных субъектов будет различен. На наш взгляд, законодательство, регламентирующее дисциплинарные правоотношения военнослужащих, отличается наиболее детальной регламентацией полномочий и обязанностей каждого из участников дисциплинарного производства и представляет интерес для более глубокого и детального изучения. Вместе с тем, существуют также не менее интересные и объемные по своему содержанию нормы, регламентирующие дисциплинарную ответственность государственных гражданских служащих, сотрудников таможенных органов, судей, прокуроров и др. Однако учитываю специфику образовательного учреждения, в котором данная лекция будет преимущественно использована в учебном процессе, мы предлагаем обратить особое внимание на правовой статус субъектов дисциплинарной ответственности в рамках прохождения службы в органах внутренних дел.

Основными нормативно-правовыми актами, определяющими правовой статус субъектов правоотношений, складывающихся по поводу привлечения к дисциплинарной ответственности сотрудников органов внутренних дел, являются:Федеральный закон от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции»;Федеральный закон от 07.02.2011 № 3-ФЗ «О полиции»; Федеральный закон от 30.11.2011 № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»; Указ Президента РФ от 14.10.2012 № 1377 «О Дисциплинарном уставе органов внутренних дел Российской Федерации»; Приказ МВД России от 26.03.2013 № 161 «Об утверждении Порядка проведения служебной проверки в органах, организациях и подразделениях Министерства внутренних дел Российской Федерации»; Приказ МВД России от 06.05.2013 № 241 «О некоторых вопросах применения мер поощрения и наложения дисциплинарных взысканий в органах внутренних дел Российской Федерации».

Говоря о правовом статусе руководителя в рамках реализации административно-правовых норм института дисциплинарной ответственности, необходимо отметить, что на основе анализа вышеуказанных нормативно-правовых актов, можно выделить следующие основные права и обязанности руководителя и лиц, которые уполномочены им участвовать при разрешении вопросов, связанных с поддержанием дисциплины и привлечением к дисциплинарной ответственности. К ним относятся:

1. Право возбуждать производство по привлечению к дисциплинарной ответственности.

2. Право назначать и проводить служебные проверки по фактам нарушения дисциплины или совершения дисциплинарного проступка с целью их полного и объективного расследования.

Видео (кликните для воспроизведения).

3. Право определять вид дисциплинарного взыскания или ходатайствовать перед вышестоящим руководителем о назначении дисциплинарного взыскания, выходящего за пределы своих полномочий.

4. Издавать (подписывать) приказы или распоряжения о привлечении к дисциплинарной ответственности.

7. Организовывать контроль за исполнением принятого решения о привлечении к дисциплинарной ответственности и учет этой работы.

9. Соблюдать установленные законодательством о дисциплинарной ответственности сроки.

10. Разрешать ситуации, связанные с конфликтом интересов при привлечении сотрудника органов внутренних дел к дисциплинарной ответственности.

Помимо прав и обязанностей, законодательством предусмотрены запреты, которые также характеризуют правовой статус рассматриваемого субъекта. Так, например, руководители при проведении служебной проверки не вправе совершать действия, отнесенные к компетенции органов дознания и предварительного следствия, а также им запрещается разглашать сведения личного характера, выявленные и ставшие известными в ходе проведения служебной проверки.

Правовой статус сотрудника органов внутренних дел, как субъекта института дисциплинарной ответственности и его реализации, на наш взгляд значительно уже правосубъектности руководителя. Вместе с тем, к основным правам сотрудника органов внутренних дел в рассматриваемой сфере правоотношений можно отнести: право представлять заявления, ходатайства и иные документы; право обжаловать решения и действия (бездействие) сотрудников, проводящих служебную проверку, руководителю федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или уполномоченному руководителю, принявшим решение о проведении служебной проверки; право ознакомиться с заключением по результатам служебной проверки, если это не противоречит требованиям неразглашения сведений, составляющих государственную и иную охраняемую законом тайну; право требования проведения проверки своих объяснений с помощью психофизиологических исследований (обследований); давать объяснения в письменной форме по обстоятельствам проведения служебной проверки, если это не связано со свидетельствованием против самого себя.

Читайте так же:  Устройство и работа фильтров очистки масла

Помимо указанных субъектов института дисциплинарной ответственности, необходимо обратить внимание на наличие иных субъектов, которые также участвуют в дисциплинарном производстве. К ним можно отнести аттестационные комиссии, которые обладают правомочиями выносить рекомендации, в том числе о привлечении сотрудника к дисциплинарной ответственности, а также комиссии, проводящие служебную проверку.

Дата добавления: 2016-11-12 ; просмотров: 1063 | Нарушение авторских прав

Источник: http://lektsii.org/9-47734.html

Институт специальной дисциплинарной ответственности работников железнодорожного транспорта: современное состояние и проблемы

Пономаренко Богдан Константинович, Студент ФГБОУ ВПО «Сахалинский государственный университет», Россия, г. Южно-Сахалиснк, E-mail: [email protected]

В теории трудового права дисциплинарную ответственность принято подразделять на общую и специальную. Общая дисциплинарная ответственность распространяется на всех работников и регулируется Трудовым кодексом и правилами внутреннего трудового распорядка. Специальная дисциплинарная ответственность предусмотрена для работников определённых категорий. В соответствии с ч. 5 ст. 189 и ч. 2 ст. 193 ТК РФ [3] правовое регулирование специальной дисциплинарной ответственности основано на уставах и положениях о дисциплине, которые устанавливаются федеральными законами и применяются наряду с нормами Трудового кодекса РФ.

Целью нашей работы являлось изучение современного состояния нормативно-правового регулирования института специальной дисциплинарной ответственности работников железнодорожного транспорта.

В настоящее время нормативно-правовое регулирование дисциплины труда работников железнодорожного транспорта осуществляется в соответствии с Трудовым кодексом РФ, ФЗ «О федеральном железнодорожном транспорте» [2], ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» [4], Постановлением Правительства «Об утверждении Положения о дисциплине работников железнодорожного транспорта Российской Федерации» [5], а также в соответствии с актами Министерства транспорта РФ.

Трудовой кодекс РФ содержит общие нормы, регулирующие дисциплинарную ответственность, которые применяются ко всем категориям работников. Постановление Правительства «Об утверждении Положения о дисциплине работников железнодорожного транспорта Российской Федерации» включает нормы, регулирующие дисциплинарную ответственность работников железнодорожного транспорта.

Рассматриваемое Постановление Правительства РФ было принято в 1992 году. После введения в действие Трудового кодекса РФ в 2002 в Верховный Суд РФ поступило множество жалоб со стороны работников железнодорожного транспорта. Работники в своих жалобах оспаривали нормы Положения, касающиеся дисциплинарных взысканий. Свои требования они мотивировали тем, что оспариваемые пункты не соответствуют законодательству и ограничивают трудовые права и свободы, гарантированные Конституцией РФ. Результатом явились несколько решений Верховного Суда РФ о признании незаконными отдельных пунктов Положения о дисциплине работников железнодорожного транспорта.

Верховный Суд РФ во всех случаях мотивировал свои решения следующим образом. В соответствии с ч. 3 ст. 55 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства [1].

Согласно ч. 5 ст. 189 и ч. 2 ст. 192 ТК РФ для отдельных категорий работников действуют устанавливаемые федеральными законами уставы и положения о дисциплине, в которых могут быть предусмотрены другие дисциплинарные взыскания. Ст. 330 ТК РФ устанавливает, что дисциплина работников, труд которых связан с движением транспортных средств, регулируется ТК РФ и положениями (уставами) о дисциплине, устанавливаемыми федеральными законами.

Положение о дисциплине работников железнодорожного транспорта является не законом, а подзаконным нормативно-правовым актом высшего исполнительного органа государственной власти. Пункты 15–18 данного Положения, устанавливающие дополнительные дисциплинарные взыскания и порядок их применения. Эти нормы фактически являются ограничением прав и свобод граждан, что противоречит Конституции РФ и требованиям трудового законодательства, так как подобные ограничения могут устанавливаться только федеральными законами.

В связи с этим были признаны незаконными п. 15-18, абзац третий п. 29 рассматриваемого Положения, которые регулировали вопросы дисциплинарной ответственности работников железнодорожного транспорта. По этой причине на сегодняшний день институт специальной дисциплинарной ответственности работников железнодорожного транспорта фактически не реализуется. В отношении данных работников действуют только положения ТК РФ о дисциплинарной ответственности.

В связи с этим возникла необходимость принятия специального федерального закона, который бы регулировал дисциплину труда работников железнодорожного транспорта. На сегодняшний день такой закон не принят, однако существует проект Федерального закона «Положение о дисциплине работников железнодорожного транспорта общего пользования в Российской Федерации, целью которого является создание условий в области регулирования труда рассматриваемой категории работников [7].

В рамках данного исследования мы провели сравнительный анализ нормативного регулирования института дисциплинарной ответственности работников железнодорожного транспорта, содержащегося в действующем Положении о дисциплине работников железнодорожного транспорта, а также в вышеназванном проекте федерального закона. На основе проведённого анализа можно сформулировать ряд замечаний и предложений в отношении будущего федерального закона о дисциплинарной труда работников железнодорожного транспорта.

В федеральном законе, регулирующим дисциплину работников железнодорожного транспорта, должен быть чётко определён предмет регулирования и круг субъектов, на которых он распространяет своё действие. Данный закон должен распространять своё действие на всех работников предприятий, учреждений и организаций работников железнодорожного транспорта, как это определено в п. 3 действующего Положения. Это позволит избежать юридической неопределённости относительно толкования положений закона.

Также в специальном законе о дисциплине труда работников железнодорожного транспорта должна быть закреплена более расширенная дефиниция дисциплинарного проступка работника. В соответствии с п. 14 действующего Положения дисциплинарным проступком признаётся также виновное нарушение работником установленных правил поведения в служебных помещениях, поездах, на территории предприятий, учреждений и не при исполнении трудовых обязанностей. Такое расширенное понимание дисциплинарного проступка представляется целесообразным. Это обусловлено спецификой рассматриваемой отрасли, так как в ней задействованы источники повышенной опасности, что предполагает более высокие требования к работникам железнодорожного транспорта, наличие у них дополнительных обязанностей.

В новом законе обязательно должны быть определены дополнительные виды дисциплинарных взысканий для работников железнодорожного транспорта. На основе проведённого нами анализа можно констатировать, что наиболее целесообразно будет установить дисциплинарные взыскания, содержащиеся в действующем Положении: лишение работника специального права на управления железнодорожным транспортным средством; освобождение работника от занимаемой должности; увольнение по дополнительным основания (п. 15 Положения). Причём в федеральном законе необходимо предусмотреть исчерпывающий перечень оснований увольнения работника, как это реализовано в проекте Федерального закона «Положение о дисциплине работников железнодорожного транспорта общего пользования в РФ» (ст. 4) [6]. Фактически ст. 4 рассматриваемого законопроекта содержит конкретные составы дисциплинарных проступков, за которые в качестве дисциплинарного взыскания может следовать увольнение.

Читайте так же:  Заявление на увольнение какое число указывать

В проекте Федерального закона о дисциплине работников железнодорожного транспорта в качестве дисциплинарного взыскания предусматривается отстранение работника от работы по предусмотренным основания. В соответствии с ч. 1 ст. 76 ТК РФ отстранение от работы возможно по основаниям, предусмотренным ТК РФ другими федеральными законами, однако отстранение здесь не является видом дисциплинарного взыскания (т.к. исчерпывающий перечень взысканий установлен в ч. 1 ст. 193 ТК РФ: замечание, выговор и увольнение), а предполагает обязанность работодателя не допускать к работе работника, который в силу определенных причин не может быть допущен к выполнению своих трудовых обязанностей. Н.А. Волошина в своей работе по этому вопросу отмечает, что использование в двух федеральных законах одного и того же термина в разных его пониманиях может повлечь неоднозначное толкование самого понятия «отстранение от работы» [8, с. 92].

По нашему мнению в будущий федеральный закон о дисциплине работников железнодорожного транспорта в раздел, посвящённый дисциплинарной ответственности целесообразно будет ввести отдельную норму, которая бы предусматривала дополнительный перечень оснований для отстранения работника от работы, так как это будет соответствовать положениям ст. 76 действующего ТК РФ.

Действующее Положение о дисциплине работников железнодорожного транспорта Российской Федерации достаточно подробно регулирует процедуру привлечения работника к дисциплинарной ответственности. В нём также нашли отражение базовые принципы, которыми должен руководствоваться работодатель при назначении дисциплинарного взыскания (необходимость учитывать характер совершённого проступка, личность работника, правила служебной этики и др.), при этом такие нормы отсутствуют в рассматриваемом нами законопроекте о дисциплине работников железнодорожного транспорта.

Представляется необходимым ввести подобные нормы в будущий федеральный закон о дисциплине работников железнодорожного транспорта, так как они содержат дополнительные критерии (наряду с тяжестью дисциплинарного проступка и обстоятельствами его совершения, закреплёнными в ч. 5 ст. 192 ТК РФ), которыми должен руководствоваться работодатель при выборе меры дисциплинарного воздействия, что способствует более эффективной их реализации.

Таким образом, на основе всего вышеизложенного мы пришли к выводу о том, что институт специальной дисциплинарной ответственности работников железнодорожного транспорта на практике в настоящее время фактически не реализуется. Действующее Положения о дисциплине работников железнодорожного транспорта утратило свою актуальность, и на сегодняшний день остро стоит необходимость принятия федерального закона, который бы регулировал дисциплину труда работников железнодорожного транспорта.

1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ, 04.08.2014, № 31, ст. 4398.

2. Федеральный закон от 25.08.1995 № 153-ФЗ (ред. от 10.01.2003) «О федеральном железнодорожном транспорте» // Собрание законодательства РФ, 28.08.1995, №35, ст. 3505.

3. Трудовой кодекс Российской Федерации: Федеральный закон от 30.12.2001 № 197-ФЗ (ред. от 30.12.2015) // Собрание законодательства РФ, 07.01.2002, № 1 (ч. 1), ст. 3.

4. Федеральный закон от 10.01.2003 № 17-ФЗ (ред. от 13.07.2015) «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 13.08.2015) // Собрание законодательства РФ, 13.01.2003, № 2, ст. 169.

5. Постановление Правительства РФ от 25.08.1992 № 621 (ред. от 14.07.2001, с изм. от 07.07.2003) «Об утверждении Положения о дисциплине работников железнодорожного транспорта Российской Федерации» // Собрание актов Президента и Правительства РФ, 31.08.1992, № 9, ст. 608.

6. Проект Федерального закона № 402720-4 «Положение о дисциплине работников железнодорожного транспорта общего пользования в Российской Федерации» (ред., принятая ГД ФС РФ в I чтении 23.05.2007) // СПС «Консультант Плюс». URL: http://www.consultant.ru (дата обращения: 10.02.2016).


7. Пояснительная записка «К проекту Федерального закона «Положение о дисциплине работников железнодорожного транспорта общего пользования в Российской Федерации» // СПС «Консультант Плюс». URL: http://www.consultant.ru (дата обращения: 10.02.2016).

8. Волошина Н.А. Особенности дисциплинарной ответственности работников железнодорожного транспорта // Законы России: опыт, анализ, практика. 2009. № 8. С. 92.

Источник: http://journalpro.ru/articles/institut-spetsialnoy-distsiplinarnoy-otvetstvennosti-rabotnikov-zheleznodorozhnogo-transporta-sovrem/

Традиции и новации в правовом регулировании института дисциплинарной ответственности государственных гражданских служащих Российской Федерации *

Добробаба Владислав Владимирович, Кубанский государственный университет.

В связи с участившимися случаями утраты доверия к должностным лицам возникла необходимость совершенствования законодательства, регулирующего дисциплинарную ответственность должностных лиц.

Ключевые слова: дисциплинарная ответственность, государственный служащий, должностное лицо.

In connection with more and more frequent cases of credibility gap towards officials the necessity of improvement of legislation regulating disciplinary responsibility of officials emerges.

Key words: disciplinary responsibility, state servant, official.

Дисциплинарная ответственность государственных гражданских служащих Российской Федерации традиционно является одним из действенных средств, обеспечивающих режим законности в функционировании аппарата государственных органов. О дисциплине в государственном управлении пишется много, однако «ее огромный стимулирующий потенциал пока явно недооценивается и, как следствие, в полную меру не используется» .

Гришковец А.А. Правовое регулирование государственной гражданской службы в Российской Федерации: Учебный курс. М.: Дело и Сервис, 2003. С. 139.

Дисциплинарная ответственность государственных служащих наступает за проступки, которые совершаются виновными лицами в процессе исполнения ими своих служебных обязанностей, является специфическим и самым распространенным в силу ее непосредственности и оперативности видом юридической ответственности, к которой могут привлекаться государственные служащие. Вместе с тем многие вопросы дисциплинарной ответственности государственных служащих требуют правовой регламентации, дальнейшего научного осмысления и практической разработки.

Правовое регулирование дисциплинарной ответственности гражданских служащих осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ (в ред. от 11 июля 2011 г.) «О государственной гражданской службе Российской Федерации» . Основанием для привлечения гражданского служащего к дисциплинарной ответственности является дисциплинарный проступок. Традиционно законодатель связывал дисциплинарный проступок с неисполнением служащим должностных обязанностей (ст. 57). Это положение не раз критиковалось в юридической литературе своим узким подходом . Новацией служебного законодательства стала редакция ст. 57, в соответствии с которой под дисциплинарным проступком теперь понимается «неисполнение или ненадлежащее исполнение гражданским служащим по его вине возложенных на него служебных обязанностей». Согласимся с подобным подходом законодателя к определению дисциплинарного проступка, так как, «осуществляя профессиональную служебную деятельность в рамках структуры государственного органа, гражданский служащий не может быть свободен от соблюдения в этом органе служебной дисциплины и, следовательно, ответственности за ее нарушение» .

Собрание законодательства РФ. 2004. N 31. Ст. 3215; 2011. N 29. Ст. 4295.
Пресняков М.В., Чаннов С.Е. Служебное право Российской Федерации: Учебное пособие. М.: НОРМА, 2011. С. 383.
Чиканова Л.А. Применение трудового законодательства к служебным отношениям на государственной гражданской службе. М.: Щит-М, 2005. С. 142.

Читайте так же:  Выплачены из кассы алименты проводка

За совершение дисциплинарного проступка к гражданскому служащему могут быть применены пять видов дисциплинарных взысканий: 1) замечание; 2) выговор; 3) предупреждение о неполном должностном соответствии; 4) освобождение от замещаемой должности гражданской службы; 5) увольнение с гражданской службы по основаниям, установленным п. 2, пп. «а» — «г» п. 3, п. 5, 6 ч. 1 ст. 37 Закона (ч. 1 ст. 57). При анализе видов дисциплинарных взысканий, налагаемых на гражданских служащих, становится очевидным, что большинство из них носит моральный характер (замечание, выговор, предупреждение о неполном должностном соответствии), другие (предупреждение о неполном служебном соответствии, освобождение от замещаемой должности гражданской службы, увольнение по основаниям, предусмотренным Законом) — санкции, задерживающие должностной рост, выгодное перемещение по службе или лишающие возможности продолжать службу в данном органе.

Полагаем, что моральными взысканиями не всегда можно добиться желаемой цели, поэтому в отношении гражданских служащих должны шире применяться меры, связанные с временным ограничением или лишением преимуществ, обусловленных пребыванием на государственной службе или приобретенных за годы государственной службы. Такими взысканиями могут быть: сокращение должностного оклада, частичное сокращение размера или лишение доплаты к пенсии с учетом стажа государственной службы, дисциплинарный штраф. Подобный подход имеет место в законодательстве ряда демократических государств (например, в Германии) . Аналогичные подходы существовали в законодательстве о государственной службе Российской империи .

См.: Государственная служба в зарубежных странах: Сборник обзоров законодательства. М.: РАН; ИНИОН; ИзиСП при Правительстве РФ, 1996. С. 145.
См.: Свод законов Российской империи. Книга первая. Т. III. СПб., 1876.

Пополнив перечень дисциплинарных взысканий мерами материального характера, необходимо одновременно законодательно закрепить деление дисциплинарных взысканий на основные и дополнительные, указав, по аналогии с административной ответственностью, что за один дисциплинарный проступок может быть назначено основное или основное и дополнительное взыскание.

По общим правилам при наложении дисциплинарного взыскания должны учитываться: степень тяжести совершенного дисциплинарного проступка, степень вины гражданского служащего, обстоятельства, при которых проступок совершен, предшествующее поведение гражданского служащего (п. 3 ст. 58). Будет целесообразным законодательно закрепить перечень смягчающих обстоятельств, а также исчерпывающий перечень обстоятельств, отягчающих дисциплинарную ответственность гражданского служащего.

В отличие от других видов юридической ответственности, где санкция за совершенное правонарушение неотвратима, по поводу дисциплинарной ответственности вопрос о неотвратимости наказания находится в ведении представителя нанимателя. Об этом свидетельствует формулировка п. 2 ст. 57 Федерального закона о государственной гражданской службе, что «за каждый дисциплинарный проступок может быть применено только одно дисциплинарное взыскание». На усмотрение руководителя Закон относит и решение вопроса — какую избрать меру ответственности из предусмотренных Законом, поскольку в дисциплинарном законодательстве нет перечня дисциплинарных проступков и мер ответственности за их совершение. Он может выбрать наиболее приемлемый вариант дисциплинарного взыскания либо вообще отказаться от привлечения нарушителя к ответственности.

Существует точка зрения, что принцип неотвратимости ответственности не должен сводиться только к дисциплинарным взысканиям. Возможно применение к нарушителю служебной дисциплины и неформальных социально-психологических санкций (устные замечания, разъяснения, внушение и т.п.) . Полагаем, что метод убеждения не всегда оказывается действенным, более того, большинство дисциплинарных взысканий носит моральный характер, поэтому согласимся с мнением В.М. Манохина, что сфера усмотрения у руководителя государственного органа слишком пространна . Следует законодательно сузить возможность руководителя решать вопрос о дисциплинарной ответственности лишь на свое усмотрение, закрепив положение о том, что за совершение гражданским служащим дисциплинарного проступка представитель нанимателя обязан применить в отношении его дисциплинарное взыскание. Руководитель, не возбуждающий такое производство, сам должен нести за это дисциплинарную ответственность.

Полетаев Ю.Н. Правовое положение государственных гражданских служащих в сфере труда. М.: ОАО «Издательский дом «Городец», 2005. С. 24.
Манохин В.М. Служба и служащий в Российской Федерации: правовое регулирование. М., 1997. С. 166.

Следует развивать законодательство о дисциплинарной ответственности с целью создания и пополнения перечня дисциплинарных проступков и конкретных санкций за определенные проступки. Это важно для того, чтобы заведомо, то есть до привлечения к дисциплинарной ответственности, были известны меры за конкретные проступки. В связи с этим считаем целесообразным направить усилия законодателя на разработку и принятие Дисциплинарного кодекса Российской Федерации, который регулировал бы отношения в сфере дисциплинарного принуждения, ответственности и производства.

Новацией законодательства, регулирующего институт дисциплинарной ответственности государственных гражданских служащих, стало принятие Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 329-ФЗ , в соответствии с которым были внесены изменения в Федеральный закон о государственной гражданской службе, устанавливающие возможность увольнения государственных служащих в связи с утратой доверия. Следует отметить, что среди видов дисциплинарных взысканий, перечисленных в ст. 57 Федерального закона о государственной гражданской службе, данное основание не называется.

О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием государственного управления в области противодействия коррупции: Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. N 329-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 2011. N 48. Ст. 6730.

Случаи утраты доверия, связанные с несоблюдением ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов, неисполнения антикоррупционных обязанностей закреплены в ст. 59.2. В перечисленных случаях представитель нанимателя должен, утратив доверие к гражданскому служащему, уволить его с гражданской службы.

В то же время в ст. 59.1 Федерального закона о государственной гражданской службе перечислены дисциплинарные взыскания, налагаемые на гражданского служащего за аналогичные коррупционные правонарушения (замечание; выговор; предупреждение о неполном должностном соответствии), применение которых имеет место, если представитель нанимателя не утратил доверия к гражданскому служащему.

Анализ ст. 59.3 Закона, устанавливающей порядок применения взысканий за коррупционные правонарушения (ст. 59.1 и ст. 59.2), позволяет сделать вывод, что увольнение в связи с утратой доверия является мерой дисциплинарного взыскания, налагаемого на гражданского служащего. Данное обстоятельство обусловливает необходимость внесения изменения в п. 5 ч. 1 ст. 57 Федерального закона о государственной гражданской службе дополнительным основанием для увольнения гражданских служащих в качестве меры дисциплинарного взыскания «по основанию, установленному п. 1.1 ч. 1 ст. 37».

Видео (кликните для воспроизведения).

Источник: http://wiselawyer.ru/poleznoe/71459-tradicii-novacii-pravovom-regulirovanii-instituta-disciplinarnoj-otvetstvennosti

Институты дисциплинарной ответственности
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here