Финансирование охраны труда на предприятии

Описание страницы: финансирование охраны труда на предприятии - 2020 год от профессионалов для людей.

Финансирование охраны труда на предприятии

Статья 226. Финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда

Финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда осуществляется за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, внебюджетных источников в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

(в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

Финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда может осуществляться также за счет добровольных взносов организаций и физических лиц.

(часть вторая в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

Финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда работодателями (за исключением государственных унитарных предприятий и федеральных учреждений) осуществляется в размере не менее 0,2 процента суммы затрат на производство продукции (работ, услуг). Типовой перечень ежегодно реализуемых работодателем за счет указанных средств мероприятий по улучшению условий и охраны труда и снижению уровней профессиональных рисков устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда.

(в ред. Федеральных законов от 30.06.2006 N 90-ФЗ, от 18.07.2011 N 238-ФЗ)

В отраслях экономики, субъектах Российской Федерации, на территориях, а также у работодателей могут создаваться фонды охраны труда в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

(в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

Работник не несет расходов на финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда.

Источник: http://mvf.klerk.ru/trk/226.htm

Финансирование охраны труда на предприятии

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

В рамках круглого стола речь пойдет о Всероссийской диспансеризации взрослого населения и контроле за ее проведением; популяризации медосмотров и диспансеризации; всеобщей вакцинации и т.п.

Программа, разработана совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Письмо Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 25 мая 2012 г. № ТЗ/3159-3-5 О финансировании мероприятий по охране труда

Управлением надзора и контроля за соблюдением законодательства о труде Федеральной службы по труду и занятости, в пределах компетенции, рассмотрено обращение по вопросу финансирования мероприятий по охране труда, полученное по электронной почте.

Финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда в соответствии со статьей 226 Трудового кодекса Российской Федерации (далее — ТК РФ) осуществляется, в частности, за счет работодателей (за исключением государственных унитарных предприятий и федеральных учреждений) в размере не менее 0,2% суммы затрат на производство продукции (работ, услуг).

Типовой перечень ежегодно реализуемых работодателем за счет указанных средств мероприятий по улучшению условий и охраны труда и снижению уровней профессиональных рисков устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда.

В соответствии со статьей 226 ТК РФ и подпунктом 5.2.65(6) Положения о Минздравсоцразвития России, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 г. № 321, издан Приказ Минздравсоцразвития России от 1 марта 2012 года № 181н, которым утвержден Типовой перечень ежегодно реализуемых работодателем мероприятий по улучшению условий и охраны труда и снижению уровней профессиональных рисков включающий мероприятие по проведению в установленном порядке работ по аттестации рабочих мест по условиям труда, оценку уровней профессиональных рисков (далее — Типовой перечень).

Учитывая, что трудовое законодательство ранее не содержало перечня мероприятий по улучшению условий труда работников, работодатель был вправе использовать предусмотренные на эти цели денежные средства по своему усмотрению. Некоторые работодатели за счет средств, выделенных на финансирование мероприятий по охране труда, осуществляли финансирование мероприятий, не имеющих прямого отношения к улучшению условий труда на рабочих местах. Например, некоторые работодатели в первую очередь решали вопросы социального характера, обеспечивая рабочих горячим питанием и т. п., но не уделяли внимания техническому оснащению рабочих мест. Типовой перечень ориентирован на решение данной проблемы.

Таким образом, применение положений статьи 226 ТК РФ ограничено целевой направленностью проводимых мероприятий по улучшению условий и охраны труда.

Минфин России письмом от 9 августа 2011 г. № 03-03-06/4/95 разъяснил работодателям, что затраты на осуществление мероприятий по улучшению условий и охраны труда могут быть учтены в составе прочих расходов, связанных с производством и (или) реализацией, на основании подпункта 7 пункта 1 статьи 264 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — НК РФ) при условии соответствия их критериям, установленным статьей 252 НК РФ.

В силу подпункта 7 пункта 1 статьи 264 НК РФ к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, в частности, относятся расходы на обеспечение нормальных условий труда и мер по технике безопасности, предусмотренных законодательством Российской Федерации, расходы на гражданскую оборону в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также расходы на лечение профессиональных заболеваний работников, занятых на работах с вредными или тяжелыми условиями труда, расходы, связанные с содержанием помещений и инвентаря здравпунктов, находящихся непосредственно на территории организации.

По другим вопросам обращения, по нашему мнению, следует руководствоваться положениями налогового законодательства Российской Федерации.

Заместитель начальника Управления
надзора и контроля за соблюдением
законодательства о труде — начальник
организационно-методического отдела
Минздравсоцразвития России
Н.Н. Калинникова

Обзор документа

Работодатели (кроме ГУПов и федеральных учреждений) финансируют мероприятия по улучшению условий и охраны труда в размере не менее 0,2% от суммы затрат на производство продукции (работ, услуг).

В 2011 г. в Трудовой кодекс (ТК) РФ включили норму, согласно которой типовой перечень ежегодно реализуемых работодателем за счет указанных средств мероприятий по улучшению условий и охраны труда и снижению уровней профессиональных рисков устанавливается уполномоченным федеральным органом.

Читайте так же:  Дам частный займ в беларуси

Данный перечень утвержден 1 марта 2012 г. В частности, он включает аттестацию рабочих мест по условиям труда, оценку уровней профессиональных рисков.

Ранее трудовое законодательство не содержало перечня мероприятий по улучшению условий труда. С учетом этого работодатели могли использовать деньги, предусмотренные на эти цели, по своему усмотрению. Некоторые работодатели за счет средств, выделенных на охрану труда, финансировали мероприятия, прямо не относящиеся к улучшению его условий. Напр., в первую очередь решали вопросы социального характера, обеспечивая сотрудников горячим питанием и т. п., но не уделяли внимания техническому оснащению рабочих мест. Типовой перечень ориентирован на решение данной проблемы.

Таким образом, применение статьи ТК РФ, посвященной финансированию мероприятий по улучшению условий и охраны труда, ограничено целевой направленностью проводимых мероприятий.

В целях налогообложения прибыли затраты на мероприятия по улучшению условий и охраны труда могут учитываться в составе прочих расходов, связанных с производством и (или) реализацией.

К этим прочим расходам, в частности, относятся затраты на обеспечение нормальных условий труда и мер по технике безопасности, предусмотренных законодательством, на гражданскую оборону, на лечение профзаболеваний сотрудников, занятых на вредных или тяжелых работах. Это и расходы, связанные с содержанием помещений и инвентаря здравпунктов, находящихся непосредственно на территории организации.

Источник: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70093726/

Статья 226. Финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 18 июля 2011 г. N 238-ФЗ в статью 226 настоящего Кодекса внесены изменения

Статья 226. Финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда

ГАРАНТ:

См. Энциклопедии и другие комментарии к статье 226 ТК РФ

Финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда осуществляется за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, внебюджетных источников в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда может осуществляться также за счет добровольных взносов организаций и физических лиц.

Финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда работодателями (за исключением государственных унитарных предприятий и федеральных учреждений) осуществляется в размере не менее 0,2 процента суммы затрат на производство продукции (работ, услуг). Типовой перечень ежегодно реализуемых работодателем за счет указанных средств мероприятий по улучшению условий и охраны труда и снижению уровней профессиональных рисков устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда.

В отраслях экономики, субъектах Российской Федерации, на территориях, а также у работодателей могут создаваться фонды охраны труда в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Работник не несет расходов на финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда.

Источник: http://base.garant.ru/12125268/ab638dabf921ddbdf8ba27dfed32f89a/

Статья 226. Финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда

Статья 226. Финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда

Положения комментируемой статьи предоставляют возможность финансирования мероприятий по улучшению условий и охраны труда из различных источников.

Финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда может осуществляться:

— за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов и внебюджетных источников — в порядке, установленном законами и иными нормативными правовыми актами соответствующего уровня;

— за счет добровольных взносов организаций и физических лиц;

— за счет средств работодателя (за исключением государственных унитарных предприятий и федеральных учреждений) в размере не менее 0,2% от суммы затрат на производство продукции (работ, услуг);

— за счет фондов охраны труда, которые могут создаваться в отраслях экономики, субъектах РФ, на территориях, у работодателей в соответствии с законами и иными нормативными правовыми актами, указанными в ч. 4 ст. 226.

Участие государства в финансировании мероприятий по охране труда является одним из основных направлений государственной политики в области охраны труда (ч. 1 ст. 210 ТК). Финансирование мероприятий по охране труда может осуществляться в рамках финансирования федеральных, ведомственных и территориальных целевых программ улучшения условий и охраны труда посредством выделения ассигнований в бюджете соответствующего уровня.

Обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда возлагаются на работодателя. В связи с чем финансирование большинства проводимых работодателем мероприятий по охране труда работников осуществляется за счет его собственных средств (ст. 212 ТК). В ч. 3 комментируемой статьи установлен единый для всех работодателей размер финансирования мероприятий по улучшению условий и охраны труда — не менее 0,2% от суммы затрат на производство продукции (работ, услуг).

От выполнения данной обязанности освобождены государственные унитарные предприятия и федеральные учреждения. Финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда в бюджетных организациях осуществляется за счет средств, выделяемых на их содержание.

В отраслях экономики, субъектах РФ, на территориях, а также у работодателей могут создаваться фонды охраны труда. При создании фондов охраны труда необходимо руководствоваться ст. 118 Гражданского кодекса РФ и ст. 7 Федерального закона от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях»*(114).

Фонды охраны труда могут быть образованы на основе обязательств, закрепленных в тарифных и региональных соглашениях о добровольном выделении целевых средств для реализации мероприятий по охране труда.

В субъектах РФ фонд охраны труда может формироваться за счет средств, выделяемых в бюджете на основе решения органов власти субъектов РФ. В законы об охране труда, принимаемые в субъектах РФ, включены нормы, предусматривающие создание фондов охраны труда. Например, в соответствии с ч. 3 ст. 21 Закона Московской области от 6 ноября 2001 г. N 170/2001-ОЗ «Об охране труда в Московской области»*(115) центральные исполнительные органы государственной власти Московской области, органы местного самоуправления, а также организации могут создавать фонды охраны труда в соответствии с законодательством РФ и законодательством Московской области.

В г. Москве могут создаваться фонды охраны труда в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, законами и иными нормативными правовыми актами г. Москвы (п. 6 ст. 14 Закона г. Москвы от 12 марта 2008 г. N 11 «Об охране труда в городе Москве»*(116)). Средства, направляемые в фонды охраны труда организаций, должны расходоваться исключительно для проведения мероприятий по охране труда.

Читайте так же:  Трудовой кодекс рф государственная служба

Финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда может осуществляться в определенной части за счет страховых взносов по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

Федеральным законом «О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов» (пп. 7 п. 1 ст. 7) Фонду предоставлено право принимать решения о направлении страхователем до 20% сумм страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, начисленных за предшествующий год, за вычетом расходов на выплату обеспечения по указанному виду страхования в предшествующем году, на финансирование предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников и санаторно-курортное лечение работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами. Финансовое обеспечение указанных мероприятий осуществляется по правилам, утверждаемым в порядке, определяемом Правительством РФ.

В соответствии с Налоговым кодексом РФ работодателям, осуществляющим мероприятия по улучшению условий и охраны труда работников, предоставляются налоговые льготы. Так, на основании п. 1 ст. 252 и пп. 7 п. 1 ст. 264 Налогового кодекса РФ работодателю (налогоплательщику) предоставлено право уменьшать полученные доходы на сумму расходов по обеспечению нормальных условий труда и мер по технике безопасности, предусмотренных законодательством РФ, а также расходов на лечение профессиональных заболеваний работников, занятых на работах с вредными или тяжелыми условиями труда, расходов, связанных с содержанием помещений и инвентаря здравпунктов, находящихся непосредственно на территории организации.

Источник: http://base.garant.ru/55098335/ab638dabf921ddbdf8ba27dfed32f89a/

Экономика охраны труда

Источники финансирования мероприятий на охрану труда

В соответствии с правилами ст. 226 ТК РФ финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда может осуществляться за счет:

  • – бюджетных средств (федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов);
  • – внебюджетных источников (в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления);
  • – добровольных взносов организаций и физических лиц.

Финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда работодателями осуществляется в размере не менее 0,2% суммы затрат на производство продукции (работ, услуг).

Особо подчеркнем, что все расходы по охране труда возложены на работодателя. Работник не песет расходов на финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда.

В соответствии с гл. 25 НК РФ расходы на обеспечение нормальных условий труда и мер по охране труда, предусмотренных законодательством Российской Федерации, а также расходы на лечение профессиональных заболеваний работников, занятых на работах с вредными или тяжелыми условиями труда, относятся на себестоимость продукции, выводятся из налогооблагаемой базы по налогу на прибыль. Таким образом, если принятыми в соответствии с действующим законодательством и другими нормативными правовыми актами предусмотрена та или иная обязанность работодателей в сфере охраны труда, то соответствующие расходы в полной мере могут быть отнесены на затраты производства, учитываемые в целях налогообложения по налогу на прибыль.

Так, в соответствии со ст. 163 ТК РФ к нормальным условиям труда относятся: исправное состояние помещений, сооружений, машин, технологической оснастки и оборудования; своевременное обеспечение технической и иной необходимой для работы документацией; надлежащее качество материалов, инструментов, иных средств и предметов, необходимых для выполнения работы, их своевременное предоставление работнику; условия труда, соответствующие требованиям охраны труда и безопасности производства. Расходы на обеспечение указанных нормальных условий труда в полной мере производятся за счет средств, относимых на затраты производства.

Например, согласно СНиП 12-03-2001 «Безопасность труда в строительстве. Часть 1. Общие требования», принятым и введенным в действие постановлением Госстроя России от 23 июля 2001 г. № 80, работников строительных организаций необходимо обеспечивать питьевой водой, санитарно-бытовыми помещениями (гардеробными, сушилками для одежды и обуви, душевыми, помещениями для приема пищи, отдыха и обогрева и т.п.). Производственные территории и рабочие места должны быть обеспечены всеми необходимыми средствами связи и сигнализации, средствами для тушения пожара. Такого рода расходы строительных организаций производятся с уменьшением налоговой базы по налогу на прибыль.

Список профессиональных заболеваний работников, которые вызваны исключительно или преимущественно действием вредных, опасных веществ и производственных факторов, утвержден приказом Минздравмедпрома России от 14 марта 1996 г. № 90 «О порядке проведения предварительных и периодических медицинских осмотров работников и медицинских регламентах допуска к профессии». Именно расходы организаций на лечение таких профессиональных заболеваний у работников относятся на расходы, уменьшающие налоговую базу по налогу на прибыль.

К затратам производства, учитываемым в целях налогообложения, относятся также расходы:

  • – на аттестацию рабочих мест;
  • – обеспечение работников организаций в порядке, установленном действующим законодательством, молоком (равноценными ему пищевыми продуктами), лечебно- профилактическим питанием (ст. 222 ТК РФ);
  • – оплату стоимости бесплатно выдаваемых в соответствии с действующим законодательством нейтрализующих веществ, мыла и т.п. (ст. 212, 221 ТК РФ);
  • – приобретение аптечек и медикаментов; приобретение плакатов и справочников, пособий по охране труда;
  • – оборудование кабинетов по охране труда;
  • – обучение работников безопасным методам работы;
  • – организацию и проведение прочих мероприятий по охране труда, предусмотренных номенклатурой таких мероприятий, разработанной в организации в соответствии с положениями действующих нормативных актов.

Наряду с этим по целому ряду расходов на соблюдение условий и охраны труда необходимо учитывать и другие положения действующего законодательства. В качестве примера приведем расходы на спецодежду. В соответствии с положениями подп. 3 ч. 1 ст. 254 гл. 25 НК РФ к материальным расходам, уменьшающим налогооблагаемую базу по налогу на прибыль, относятся расходы на приобретение инструментов, приспособлений, инвентаря, приборов, лабораторного оборудования, спецодежды и другого имущества, не являющихся амортизируемым имуществом. Стоимость такого имущества включается в состав материальных расходов в полной сумме по мере ввода его в эксплуатацию.

Принимаются в целях налогообложения по налогу на прибыль также и расходы на ремонт и стирку бесплатно выдаваемых в соответствии с действующим законодательством предметов специальной одежды.

Читайте так же:  Оформить автокредит без первоначального взноса

Стоимость спецодежды и других средств индивидуальной защиты, выдаваемые работникам в пределах установленных норм, не подлежит обложению единым социальным налогом, что подтверждено, в частности, письмом МНС России от 5 июня 2001 г. № 07-4-04/968-П464 «Об обложении единым социальным налогом спецодежды и других средств индивидуальной защиты».

Аналогичный вывод следует из анализа положений подп. 3 ст. 217 НК РФ в отношении обложения стоимости спецодежды и прочих средств индивидуальной защиты налогом на доходы физических лиц. В соответствии с ч. 3 ст. 221 ТК РФ работодатель имеет право с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации или иного представительного органа работников и своего финансово-экономического положения устанавливать нормы бесплатной выдачи работникам специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты, улучшающие по сравнению с типовыми нормами защиту работников от имеющихся на рабочих местах вредных и (или) опасных факторов, а также особых температурных условий или загрязнения.

В соответствии с подп. 2 ч. 1 ст. 238 НК РФ не подлежат обложению единым социальным налогом все виды установленных законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов РФ, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации), связанных:

  • – с возмещением вреда, причиненного увечьем или иным повреждением здоровья;
  • – возмещением иных расходов, включая расходы на повышение профессионального уровня работников;
  • – расходами физического лица в связи с выполнением работ, оказанием услуг по договорам гражданско-правового характера;
  • – выполнением физическим лицом трудовых обязанностей.

Еще пример – расходы на приобретение питьевой воды. Учитывая, что расходы на приобретение питьевой воды, стаканов, держателей стаканов, бутылок напрямую не указаны в составе расходов работодателей по обеспечению охраны труда, они не должны приниматься в целях налогообложения по налогу на прибыль, если только обязанность по обеспечению работников питьевой водой не установлена правилами по охране груда.

Основными направлениями расходов на предотвращение производственного травматизма и профессиональной заболеваемости являются:

  • – расходы на совершенствование технологии, замену оборудования и другие мероприятия, влекущие за собой изменения условий труда;
  • – расходы на материальное обеспечение безопасности и гигиены труда (в том числе на средства индивидуальной защиты и т.п.);
  • – расходы на организацию мероприятий по охране труда (в том числе на подготовку работников);
  • – расходы на возмещение вреда работникам, в том числе на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

Расходы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний состоят из страховых взносов страховщику – Фонду социального страхования РФ – и определяются страховыми тарифами, ежегодно устанавливаемыми соответствующим федеральным законом. Сумма страховых взносов, уплачиваемых в пределах тарифа, включается в себестоимость продукции. Кроме того, разрешается часть страховых взносов по согласованию со страховщиком направлять на профилактическую работу в соответствии с утверждаемыми ежегодно перечнями превентивных мероприятий.

К числу гарантий за тяжелую работу и работу с вредными и (или) опасными условиями труда относится бесплатное предоставление работникам молока или других равноценных пищевых продуктов, лечебно-профилактического питания (ст. 222 ГК РФ). В соответствии с приказом Минздравсоцразвития России от 16 февраля 2009 г. № 45н бесплатная выдача молока или других равноценных пищевых продуктов работникам производится работодателем в случае превышения предельно допустимых концентраций вредных веществ на рабочем месте [1] . При этом отнесение работ к категории с вредными и тяжелыми условиями труда возможно на основании результатов аттестации соответствующих рабочих мест по условиям труда. Таким образом, работодатели самостоятельно решают все вопросы, связанные с бесплатной выдачей работникам молока или других равноценных пищевых продуктов на основании Перечня вредных производственных факторов, при воздействии которых в профилактических целях рекомендуется употребление молока или других равноценных пищевых продуктов, утвержденного данным приказом Минздравсоцразвития России.

Норма бесплатной выдачи молока составляет 0,5 л за смену независимо от ее продолжительности. Не допускается замена молока другими продуктами, кроме равноценных, перечень которых согласован с Роспотребнадзором, а также выдача молока за одну или несколько смен вперед, равно как и за прошедшие смены, и отпуск его на дом.

Замена молока равноценными пищевыми продуктами допускается, если по каким-либо причинам выдача работникам молока невозможна, и только с согласия работников с учетом мнения выборного профсоюзного органа или иного уполномоченного работниками данной организации органа. Перечень равноценных пищевых продуктов, которые могут выдаваться работникам вместо молока, утвержден упомянутым приказом Минздравсоцразвития России.

Работникам, контактирующим с неорганическими соединениями свинца, дополнительно к молоку выдается 2 г пектина в виде обогащенных им консервированных растительных пищевых продуктов, напитков, желе, джемов, мармеладов, фруктовых и плодоовощных соков и консервов (фактическое содержание пектина указывается изготовителем). Допускается замена этих продуктов натуральными фруктовыми соками с мякотью в количестве 250–300 г. При постоянном контакте с неорганическими соединениями свинца рекомендуется вместо молока употребление кисломолочных продуктов.

Работникам, занятым производством или переработкой антибиотиков, вместо свежего молока следует выдавать кисломолочные продукты, обогащенные пробиотиками (бифидобактерии, молочнокислые бактерии), или приготовленный на основе цельного молока колибактерин.

При обеспечении безопасных условий труда, т.е. при содержании вредных факторов ниже допустимого уровня, работодатель принимает решение о прекращении бесплатной выдачи молока с учетом мнения профсоюзного органа или иного уполномоченного работниками органа.

Лечебно-профилактическое питание (ЛПП) выдается работникам в целях укрепления их здоровья и предупреждения профессиональных заболеваний. Выдача ЛПП должна производиться в строгом соответствии с Правилами бесплатной выдачи лечебно-профилактического питания, утвержденными приказом Минздравсоцразвития России от 16 февраля 2009 г. № 46н. ЛПП выдается бесплатно только тем работникам, для которых выдача этого питания предусмотрена Перечнем производств, профессий и должностей, работа в которых дает право на бесплатное получение лечебно-профилактического питания в связи с особо вредными условиями труда.

ЛПП выдается работникам в дни фактического выполнения ими работы в производствах, профессиях и должностях, предусмотренных Перечнем, при условии занятости на указанной работе не менее половины рабочего дня, а также в дни болезни с временной утратой трудоспособности, если заболевание по своему характеру является профессиональным и заболевший не госпитализирован.

Читайте так же:  Письмо на разрешение работ

Выдача ЛПП производится в виде горячих завтраков перед началом работы. В отдельных случаях выдача лечебно-профилактического питания в обеденный перерыв допускается по согласованию с медико-санитарной службой организации, а при ее отсутствии – с территориальными органами Роспотребнадзора.

Видео (кликните для воспроизведения).

Источник: http://studme.org/33751/bzhd/ekonomika_ohrany_truda

Финансирование мероприятий по охране труда

Одним из основных направлений государственной политики в области охраны труда является участие государства в финансировании мероприятий по охране труда. Для реализации этого направления государственной политики органы государственной власти Российской Федерации в сфере охраны труда наделены полномочиями разрабатывать и реализовывать федеральные целевые и отраслевые программы улучшения условий и охраны труда и определять расходы на охрану труда за счет средств федерального бюджета.

Органы государственной власти субъектов РФ полномочны принимать участие в разработке и реализации федеральных целевых программ, разрабатывать и утверждать территориальные целевые программы улучшения условий и охраны труда и определять расходы на охрану труда за счет средств бюджета субъектов РФ.

Источники финансирования мероприятий по охране труда

Финансирование мероприятий по охране труда осуществляется:

  1. За счет бюджетных средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, внебюджетных источников.
  2. За счет добровольных взносов организаций и физических лиц.
  3. За счет средств работодателей.

Финансирование мероприятий по охране труда за счет бюджетных средств

Финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда осуществляется за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, внебюджетных источников в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. На федеральном, региональном и местном уровнях могут формироваться целевые фонды, направленные на улучшение охраны труда.

Финансирование мероприятий по охране труда за счет средств работодателей

Финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда работодателями (за исключением государственных унитарных предприятий и федеральных учреждений) осуществляется в размере не менее 0,2% суммы затрат на производство продукции (работ, услуг). Указанный в Трудовом кодексе РФ размер средств, выделяемых организациями на финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда, может быть повышен в соответствии с условиями коллектив­ного договора или соглашения.

Затраты на финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда включаются при расчете налогооблагаемой базы в себестоимость продукции (работ, услуг). Работник не несет расходов на финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда.

Расходование средств фондов охраны труда и выделенных для нее материалов на другие цели запрещается. Те предприятия, которые используют эти средства не по назначению, полностью возмещают затраченные средства в фонд охраны труда предприятия в размере до 100% средств, затраченных не по назначению, и уплачивают штраф в Федеральный фонд охраны труда. Трудовые коллективы контролируют использование средств, предназначенных на охрану труда, и своевременно могут соответствующим образом реагировать, если установят, что средства используются не по назначению.

Финансирование отдельных мероприятий по охране труда организации могут проводить за счет сумм страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Этот вид страхования предусматривает обеспечение предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний, правила финансового обеспечения которых ежегодно устанавливается Минздравом России по согласованию с Фондом социального страхования РФ.

Источник: http://www.protrud.com/%D1%84%D0%B8%D0%BD%D0%B0%D0%BD%D1%81%D0%B8%D1%80%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B5-%D0%BC%D0%B5%D1%80%D0%BE%D0%BF%D1%80%D0%B8%D1%8F%D1%82%D0%B8%D0%B9-%D0%BF%D0%BE-%D0%BE%D1%85%D1%80%D0%B0%D0%BD%D0%B5-%D1%82%D1%80%D1%83%D0%B4%D0%B0/

Финансирование охраны труда на предприятии

При планировании мероприятий по охране труда следует руководствоваться ст. 21 Закона Украины «Об охране труда» финансирование охраны труда осуществляется из фондов охраны труда. Такие фонды создаются на предприятиях, в отраслях и на государственном уровне в соответствии с Положением о государственном, отраслевых, региональных фондах охраны труда и фондах охраны труда.

Ст.17 — Работодатель обязан за свои средства обеспечить финансирование и организовать проведение предварительного (при приеме на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров работников, занятых на тяжелых работах, работах с вредными или опасными условиями труда или требующих профессионального отбора, ежегодного обязательного медицинского осмотра лиц в возрасте до 21 года. По результатам периодических медицинских осмотров в случае необходимости работодатель должен обеспечить проведение соответствующих оздоровительных мероприятий. Медицинские осмотры проводятся соответствующими учреждениями здравоохранения, работники которых несут ответственность согласно законодательству за соответствие медицинского заключения фактическому состоянию здоровья работника. Порядок проведения медицинских осмотров определяется специально уполномоченным центральным органом исполнительной власти в области здравоохранения.

Работодатель имеет право в установленном законом порядке привлечь работника, уклоняющегося от прохождения обязательного медицинского осмотра, к дисциплинарной ответственности, а также обязан отстранить его от работы без сохранения заработной платы.

Работодатель обязан обеспечить за свой счет внеочередной медицинский осмотр работников:

по заявлению работника, если он считает, что ухудшение состояния его здоровья связано с условиями труда;

по своей инициативе, если состояние здоровья работника не позволяет ему исполнять свои трудовые обязанности.

За время прохождения медицинского осмотра за работниками сохраняются место работы (должность) и средний заработок.

Ст. 19 — Финансирование охраны труда осуществляется работодателем.

Финансирование профилактических мероприятий по охране труда, выполнение общегосударственной, отраслевых и региональных программ улучшения состояния безопасности, гигиены труда и производственной среды, других государственных программ, направленных на предупреждение несчастных случаев и профессиональных заболеваний, предусматривается наряду с другими источниками финансирования, определенными законодательством, в государственном и местных бюджетах, которые выделяются отдельной строкой.

(действие части второй статьи 19 приостановлено на 2005 год в части выделения расходов на охрану труда отдельной строкой в соответствии с Законом Украины от 23.12.2004 г. № 2285-1)

Для предприятий, независимо от формы собственности, или физических лиц, использующих наемный труд, расходы на охрану труда составляют не менее 0,5 процента суммы реализованной продукции.

На предприятиях, содержащихся за счет бюджета, расходы на охрану труда предполагаются в государственном или местных бюджетах и составляют не менее 0,2 процента фонда оплаты труда.

Суммы расходов по охране труда, относящиеся к валовым расходам юридического или физического лица, которое в соответствии с законодательством использует наемный труд, определяются в соответствии с перечнем мероприятий и средств по охране труда, утверждаемым Кабинетом Министров Украины.

Читайте так же:  Когда начинается и заканчивается призыв в армию

Статья 20. Регулирование охраны труда в коллективном договоре, соглашении

В коллективном договоре, соглашении стороны предусматривают обеспечение работникам социальных гарантий в области охраны труда на уровне не ниже предусмотренного законодательством, их обязанности, а также комплексные мероприятия по достижению установленных нормативов безопасности, гигиены труда и производственной среды, повышению существующего уровня охраны труда, предупреждению случаев производственного травматизма, профессионального заболевания, аварий и пожаров, определяют объемы и источники финансирования указанных мероприятий.

Основными правовыми формами планирования мероприятий по охране труда являются коллективный договор и соглашение по охране труда. Условия коллективного договора или соглашения не могут быть хуже, чем предусмотрено законодательством.

Планирование охраны труда — это определение целей и задач по решению проблем охраны труда на предприятии на заданный интервал времени, установление обоснованных заданий подразделениям и должностным лицам. Различают перспективное, годовое и оперативное планирование.

Вопросы перспективного планирования по охране труда отражаются в плане социального и экономического развития предприятия. В социальных разделах этого плана должно предусматриваться строительство или долевое участие в сооружении жилья, детских садов, яслей, профилакториев и т.п. Технико-экономическое направление плана развития предприятия должно предусматривать реконструкцию цехов, участков, модернизацию оборудования, использование новой техники и технологии с целью улучшения условий и безопасности труда.

Вопросы годового планирования по охране труда отражаются в коллективном договоре и в соглашении об охране труда. Коллективные договоры заключаются сроком от одного года до трех лет. В объединениях договоры заключаются во всех структурных единицах и на самостоятельных предприятиях, наделенных правами юридического лица. В этом случае коллективный договор в целом по объединению, как правило, не заключается.

На основе соглашения по охране труда составляются оперативные (квартальные, месячные) планы по отдельным подразделениям предприятия.

Оперативное планирование осуществляется для решения вновь возникающих задач, например, для выполнения предписания технического инспектора, реализации мероприятий, разработанных по результатам расследования несчастного случая, и т.п.

Рекомендуется разрабатывать программы на три года с предварительным обсуждением их на собрании трудового коллектива, на совместном комитете (комиссии) или на другом представительном органе, уполномоченном коллективом. Для разработки и реализации программы приказом по организации назначается ее директор (руководитель). Им может быть работодатель или один из его заместителей (технический директор, главный инженер и т.д.). Определяются сроки подготовки программы и ответственные за ее реализацию. Планируемые мероприятия должны быть конкретными и увязаны с объемами и источниками финансирования.

Целью программы является сокращение производственного травматизма, снижение профессиональной заболеваемости, создание здоровых и безопасных условий труда работникам.

1. Выявление причин и факторов, которые приводят или могут привести к ухудшению условий труда работников.

2. Выбор приоритетных направлений, позволяющих в короткие сроки, с наименьшими затратами обеспечить максимально возможное улучшение условий безопасности.

При выборе мероприятий, закладываемых в программу, приоритетными являются те, что направлены на устранение опасностей, грозящих смертельным исходом или увечьем.

В программе, могут содержаться следующие мероприятия:

— мероприятия по обеспечению надлежащих санитарно-бытовых условий и лечебно-профилактическая работа;

— мероприятия, связанные с проведением научно-исследовательских работ (НИР).

В число организационных мероприятий включают:

— определение прав и обязанностей в области охраны труда всех работников в должностных инструкциях;

— создание системы управления охраной труда;

— утверждение положения о службе охраны труда;

— организацию обучения и инструктажей;

— организацию кабинета и уголков по охране труда;

— обеспечение работников средствами индивидуальной защиты (СИЗ) и аптечками;

— организация контроля параметров вредных и опасных факторов и т.д.

Среди технических мероприятий могут быть предусмотрены:

— внедрение систем сигнализации и защиты от воздействия вредных и опасных факторов;

— внедрение систем автоматического, полуавтоматического и дистанционного управления технологическими процессами, систем автоматического управления технологическими режимами;

— частичное изменение технологии работ ;

— мероприятия по снижению уровней опасных и вредных факторов;

— перепланировка размещения производственного оборудования;

— устройство новых дверных проемов, перегородок, тамбуров и т.п.;

— механизация складирования, транспортирования сырья, продукции и т.п.

В число мероприятий по обеспечению надлежащих санитарно-бытовых условий и лечебно-профилактической работе включают:

— ввод в эксплуатацию новых или расширение существующих помещений, гардеробных, душевых, умывальных, помещений для личной гигиены женщин, комнат отдыха, уголков отдыха, помещений для обогрева работников, стационарных или передвижных столовых, комнат приема пищи, комнат по чистке и ремонту СИЗ, сушилок, тепловых переходов, тамбуров, бань и т.п.;

— организация медицинских осмотров;

— внедрение оптимальных режимов труда и отдыха;

— строительство новых или реконструкция существующих помещений фельдшерских или врачебных здравпунктов, комнат психологической разгрузки, ингаляториев, фотариев, диетических залов и т.п.;

— организацию горячего питания для работающих в ночные смены;

— установку различного медицинского процедурного оборудования, оборудования спортивных залов и площадок;

— внедрение производственной гимнастики;

— организацию питьевого снабжения;

— оборудование домов и баз отдыха, поликлиник при организации и т.д.

В программе могут быть предусмотрены следующие социально-экономические мероприятия:

— организация бесплатных обедов;

— стимулирование работы без травм и нарушений техники безопасности;

— обязательное страхование работников от временной нетрудоспособности вследствие заболевания, а также от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и т.д.

Для получения независимой объективной оценки состояния условий и охраны труда, разработки рекомендаций и решений следует привлекать научно-исследовательские организации, лаборатории и т.п.

Тематика исследований может включать в себя:

— изучение условий труда;

— проведение аттестации рабочих мест;

— экспертизу условий труда;

— разработку различных рекомендаций, инструкций по охране труда и других документов;

— решение конкретных задач;

— обоснование параметров безопасности;

— анализ альтернативных вариантов и т.п.

Эти мероприятия проводятся на договорной основе.

Результатами, которых можно ожидать от реализации программы, являются:

— число лиц, которым будут улучшены условия труда;

— сокращение числа несчастных случаев;

— оздоровительный эффект от лечебно-профилактических мероприятий;

— величина предотвращенного экономического ущерба от несчастных случаев и заболеваемости.

Вся информация о ходе внедрения запланированных мероприятий должна поступать к директору программы, который осуществляет повседневный контроль ее выполнения.

Видео (кликните для воспроизведения).

Источник: http://studbooks.net/1554513/bzhd/finansirovanie_ohrany_truda_predpriyatii

Финансирование охраны труда на предприятии
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here