День начала коллективного трудового спора

Описание страницы: день начала коллективного трудового спора - 2020 год от профессионалов для людей.

Рассмотрение коллективного трудового спора примирительной комиссией (В.В. Семенихин, «Бухгалтер и закон», N 2, март-апрель 2013 г.)

Рассмотрение коллективного трудового спора примирительной комиссией

Конституция Российской Федерации (ст. 37) признает право не только на индивидуальные, но и на коллективные трудовые споры. Это право может быть реализовано с использованием установленных федеральным законом способов их разрешения, включая право на забастовку.

Законодательное определение в ст. 398 Трудового кодекса Российской Федерации (ТК РФ) понятия коллективного трудового спора позволяет выделить его отличительные признаки:

— сторонами спора являются работники (их представители) и работодатели (их представители);

— стороны не смогли сами урегулировать возникших между ними разногласий без применения специальных (примирительных) процедур;

— предмет спора — установление и изменение условий труда (включая заработную плату), заключение, изменение и выполнение коллективных договоров, соглашений, а также отказ работодателя учесть мнение выборного представительного органа работников при принятии локальных нормативных актов;

— работники (их представители) должны заявить о своих требованиях либо провести коллективные переговоры.

При этом наличие разногласий еще не свидетельствует о возникновении коллективного трудового спора. Такой спор может возникнуть, если разногласий не удалось урегулировать.

Не является коллективным трудовым спором несогласие одной из сторон (работодателя или работников) с решением органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации об установлении минимума необходимых работ (услуг) в организации (филиале, представительстве), в которой проводится забастовка. Нельзя отнести к коллективным спорам и дело о признании забастовки незаконной.

Днем начала коллективного трудового спора является день сообщения или несообщения в соответствии со ст. 400 ТК РФ работодателем (его представителем) решения об отклонении всех или части требований работников (их представителей).

Примирительная комиссия представляет собой временно действующий орган по рассмотрению коллективного трудового спора.

Она рассматривает коллективные трудовые споры по поводу установления и изменения условий труда (включая заработную плату), заключения, изменения и выполнения коллективных договоров, соглашений, а также в связи с отказом работодателя учесть мнение выборного представительного органа работников при принятии актов, содержащих нормы трудового права, в организациях.

Примирительная комиссия в своей деятельности по урегулированию коллективных трудовых споров руководствуется Конституцией Российской Федерации, ТК РФ, другими нормативными и правовыми актами Российской Федерации, в том числе по вопросам регулирования социально-трудовых отношений и коллективных трудовых споров.

Рассмотрение коллективного трудового спора примирительной комиссией является обязательным этапом. Она создается на период рассмотрения коллективного трудового спора и является, по сути, первым и обязательным этапом его урегулирования.

Примирительная комиссия формируется из представителей сторон коллективного трудового спора на равноправной основе.

Срок формирования комиссии зависит от уровня социального партнерства. Если коллективный трудовой спор возникает между конкретным работодателем и работниками (локальный уровень социального партнерства), то примирительная комиссия создается в срок до 2 рабочих дней со дня начала коллективного трудового спора.

Если же спор выходит за рамки локального (возникает на иных уровнях социального партнерства), то срок создания примирительной комиссии продлевается до 3 дней со дня начала коллективного трудового спора.

Моментом начала коллективного трудового спора считается:

— на уровне организации — день письменного сообщения решения работодателя (его представителя) об отклонении всех или части требований работников (их представителей) или несообщение работодателем (его представителем) по истечении 3 рабочих дней со дня получения требований работников своего решения, а также дата составления протокола разногласий в ходе коллективных переговоров по заключению или изменению коллективного договора;

— на уровне выше организации — день письменного сообщения решения представителей работодателей (объединений работодателей) об отклонении всех или части требований профессиональных союзов (их объединений) или несообщение представителями работодателей (объединений работодателей) по истечении 1 мес. со дня получения требований от профессиональных союзов (их объединений) своего решения, а также дата составления протокола разногласий в ходе коллективных переговоров по заключению или изменению соглашения.

Дата вручения требований работодателю (представителям работодателей) должна быть зафиксирована в журнале или других регистрационных формах учета входящей корреспонденции либо в форме подписи непосредственно работодателя или его уполномоченного представителя на втором экземпляре требований, остающемся у представителя работников.

При этом работодатель обязан принять к рассмотрению направленные ему требования работников и сообщить о принятом решении представительному органу работников организации (филиала, представительства, иного обособленного структурного подразделения) в письменной форме в течение 3 рабочих дней со дня получения требования работников.

Важно отметить, что интересы работников организации при рассмотрении коллективных трудовых споров между работниками организации и работодателем представляют первичная профсоюзная организация или иные представители, избираемые работниками.

Представителем работодателя при рассмотрении коллективных трудовых споров между работниками организации и работодателем являются руководитель организации или уполномоченные им лица в соответствии с законодательством Российской Федерации, учредительными документами организации и локальными нормативными правовыми актами. При этом интересы работодателей при разрешении коллективных трудовых споров по поводу заключения или изменения соглашений представляют соответствующие объединения работодателей.

Примирительная комиссия формируется из представителей сторон коллективного трудового спора на равноправной основе. В зависимости от масштаба коллективного трудового спора и сложности выдвигаемых требований в состав примирительной комиссии могут входить от двух до пяти представителей от каждой стороны, знающих проблему и владеющих искусством ведения переговоров.

Решение сторон об образовании примирительной комиссии после согласования ее количественного состава оформляется соответствующим приказом (распоряжением) работодателя и решением представителя работников либо протоколом совместного решения сторон.

При этом регламент работы примирительной комиссии устанавливается самой комиссией. В ходе рассмотрения коллективного трудового спора стороны представляют членам примирительной комиссии материалы и документы, необходимые для обсуждения всех возможных вариантов разрешения коллективного трудового спора. Заседания примирительной комиссии, как правило, проводятся в рабочее время.

Решение примирительной комиссии принимается по соглашению сторон, оформляется протоколом заседания примирительной комиссии по рассмотрению коллективного трудового спора с участием представителей сторон и подписывается представителями сторон и членами примирительной комиссии.

Читайте так же:  Какой суд рассматривает дела о взыскании алиментов

В протоколе, имеющем обязательную силу для сторон коллективного трудового спора, фиксируются конкретные договоренности, указывается, что спор считается урегулированным. Если при рассмотрении коллективного трудового спора примирительной комиссией соглашение достигнуто лишь по некоторым вопросам или не достигнуто вовсе, составляется протокол разногласий совместного заседания примирительной комиссии и представителей сторон, в котором должны быть отражены дальнейшие намерения одной из сторон (например приглашение посредника или создание трудового арбитража).

Члены примирительной комиссии на время участия в разрешении коллективного трудового спора освобождаются от основной работы с сохранением среднего заработка на срок не более 3 мес. в течение 1 года. Отдельные работники могут неоднократно привлекаться к рассмотрению споров в составе примирительных комиссий. При этом общая продолжительность их участия в разрешении коллективных трудовых споров не должна превышать 3 мес. в году.

Члены примирительной комиссии имеют право:

— запрашивать и получать от сторон необходимые документы и сведения по существу коллективного трудового спора;

— при необходимости проводить совместные или раздельные заседания сторон в период рассмотрения спора;

— предлагать собственные возможные варианты разрешения конфликта;

— подписывать решения, принятые сторонами спора при их участии.

Срок рассмотрения примирительной комиссией коллективного спора зависит от уровня социального партнерства.

При локальном коллективном трудовом споре примирительная комиссия обязана рассмотреть его в течение 3 рабочих дней со дня создания комиссии.

Иные уровни социального партнерства обязывают примирительную комиссию рассмотреть спор в срок до 5 рабочих дней.

В силу ст. 401 ТК РФ ни одна из сторон коллективного трудового спора не имеет права уклоняться от участия в примирительных процедурах. Также стороны коллективного трудового спора не имеют права уклоняться от создания примирительной комиссии и участия в ее работе.

Кроме того, работодатель должен создать необходимые условия для работы примирительной комиссии:

— предоставить помещение для заседаний комиссии, оборудованное соответствующим образом (отопление, освещение, средства связи и оргтехника);

— информационное обеспечение, необходимое для рассмотрения выдвинутых работниками требований;

— гарантии членам примирительной комиссии не ниже тех, что предусмотрены законом.

В статье 416 ТК РФ сказано, что представители работодателя, уклоняющиеся от получения требований работников и участия в примирительных процедурах, в том числе не предоставляющие помещений для проведения собрания (конференции) по выдвижению требований, объявлению забастовки или препятствующие его (ее) проведению, могут быть привлечены к административной ответственности в порядке, который установлен законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях.

Так, уклонение работодателя или его представителя от получения требований работников и от участия в примирительных процедурах, в том числе непредоставление помещения для проведения собрания (конференции) работников в целях выдвижения требований или создание препятствий проведению такого собрания (такой конференции), влечет наложение административного штрафа в размере от 1 000 до 3 000 руб. (ст. 5.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).

В случае уклонения работодателя от участия в создании или работе примирительной комиссии другая сторона коллективного трудового спора имеет право потребовать проведения переговоров о рассмотрении коллективного трудового спора с участием посредника не позднее следующего рабочего дня после дня предъявления указанного требования.

Потребовать проведения переговоров о рассмотрении коллективного трудового спора в трудовом арбитраже представительный орган работников может только при уклонении работодателя от переговоров о рассмотрении коллективного трудового спора с участием посредника или от участия в рассмотрении коллективного трудового спора с участием посредника.

1.Об утверждении Рекомендации об организации работы по рассмотрению коллективного трудового спора примирительной комиссией: постановление Минтруда России от 14.08.2002 N 57.

2. Трудовой кодекс Российской Федерации (часть первая): Федеральный закон от 30.12.2001 N 197-ФЗ (в ред. от 03.12.2012).

руководитель «Экспертбюро Семенихина»

«Бухгалтер и закон», N 2, март-апрель 2013 г.

Актуальная версия заинтересовавшего Вас документа доступна только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете приобрести документ за 54 рубля или получить полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня.

Купить документ Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Журнал «Бухгалтер и закон»

Учредитель: АООТ «Фининнова»

Журнал зарегистрирован в Государственном комитете Российской Федерации по печати. Свидетельство о регистрации N 017217

Источник: http://base.garant.ru/57798844/

Что представляют собой примирительные процедуры?

Понятие примирительных процедур дано в ст. 398 ТК. Примирительные процедуры – рассмотрение коллективного трудового спора в целях его разрешения примирительной комиссией с участием посредника и (или) в трудовом арбитраже.

Примирительные процедуры представляют собой способ разрешения коллективного трудового спора с помощью достижения согласованного решения. Они проводятся в органах по добровольному примирению.

Рекомендация МОТ № 92 «О добровольном примирении и арбитраже» (1951 г.) устанавливает принципы создания и функционирования таких органов. В частности, органы по примирению, создаваемые на смешанной основе, например примирительная комиссия, должны включать в себя равное число представителей от работодателей и работников. Примирительная процедура должна быть бесплатной и оперативной: сроки рассмотрения спора должны сводиться к минимуму. В ходе разрешения спора МОТ рекомендует воздержаться от проведения забастовок. Все соглашения, достигнутые в ходе переговоров по примирению, составляются в письменной форме и имеют равную силу с иными договорами и соглашениями сторон, например с коллективными договорами.

Российским законодательством избраны три этапа разрешения коллективного трудового спора и соответственно три органа, которые участвуют в его рассмотрении. Это примирительная комиссия, посредник и трудовой арбитраж.

Что считается началом коллективного трудового спора?

Для формирования четкого представления о коллективном трудовом споре законодатель вводит понятие «день начала коллективного трудового спора». Разногласия сторон признаются коллективным трудовым спором с того момента, когда становится очевидной невозможность урегулирования их без применения специальных процедур. Началом коллективного трудового спора считается день сообщения работодателем своего решения об отклонении всех или части требований работников или день по истечении установленного для ответа срока (два рабочих дня со дня получения работодателем требований).

Читайте так же:  Проблемы государственного кредита

Дата составления протокола разногласий в ходе проведения коллективных переговоров не признается началом коллективного трудового спора, т.е. само по себе наличие разногласий не влечет автоматически возникновение спора. Для его начала работникам необходимо выдвинуть требования работодателю в установленном ст. 399 ТК порядке.

Кто представляет интересы работников в коллективном трудовом споре?

Трудовой кодекс не предъявляет особых требований к представительному органу работников, участвующему в разрешении коллективного трудового спора. Согласно ст. 398, 399 ТК это представители, указанные в ст. 29–31, ч. 5 ст. 40 ТК, т.е. профессиональные союзы, их объединения, первичные профсоюзные организации. В том случае, когда в организации нет первичной профсоюзной организации (профсоюза) или она объединяет менее половины работников организации, работники на общем собрании (конференции) могут поручить представление своих интересов при осуществлении социального партнерства другому представителю. Это может быть представительный орган (например, совет трудового коллектива, рабочий совет и т.п.) либо избранный представитель (представители), действующий от имени работников.

Все указанные представители работников вправе представлять их интересы и при разрешении коллективного трудового спора.

Источник: http://studme.org/66592/pravo/predstavlyayut_primiritelnye_protsedury

Статья 398. Основные понятия

Коллективный трудовой спор — неурегулированные разногласия между работниками (их представителями) и работодателями (их представителями) по поводу установления и изменения условий труда (включая заработную плату), заключения, изменения и выполнения коллективных договоров, соглашений, а также в связи с отказом работодателя учесть мнение выборного представительного органа работников при принятии локальных нормативных актов.

Примирительные процедуры — рассмотрение коллективного трудового спора в целях его разрешения примирительной комиссией, с участием посредника и (или) в трудовом арбитраже.

День начала коллективного трудового спора — день сообщения решения работодателя (его представителя) об отклонении всех или части требований работников (их представителей) или несообщение работодателем (его представителем) в соответствии со статьей 400 настоящего Кодекса своего решения.

Забастовка — временный добровольный отказ работников от исполнения трудовых обязанностей (полностью или частично) в целях разрешения коллективного трудового спора.

Комментарий к Ст. 398 ТК РФ

2. Законодательное определение в ст. 398 ТК понятия коллективного трудового спора позволяет выделить его отличительные признаки: а) сторонами спора являются работники (их представители) и работодатели (их представители); б) стороны не смогли сами урегулировать возникшие между ними разногласия без применения специальных (примирительных) процедур; в) предмет спора — установление и изменение условий труда (включая заработную плату), заключение, изменение и выполнение коллективных договоров, соглашений, а также отказ работодателя учесть мнение выборного представительного органа работников при принятии локальных нормативных актов; г) работники (их представители) должны заявить о своих требованиях либо провести коллективные переговоры.

Видео (кликните для воспроизведения).

3. Коллективные трудовые споры в отличие от индивидуальных трудовых споров в судебном порядке не рассматриваются (см. также комментарий к ст. 413 ТК РФ).

Второй комментарий к Статье 398 Трудового кодекса

1. Конституция РФ (ч. 4 ст. 37) предоставляет работникам право на коллективные трудовые споры, а также на забастовку как один из способов их разрешения.

С внесением Федеральным законом от 30 июня 2006 г. изменений и дополнений в Трудовой кодекс порядок разрешения коллективных трудовых споров концептуально, за малым исключением, не изменился, однако отдельные положения поменялись довольно существенно. К примеру: расширено право работников (их представителей) индивидуального предпринимателя (как работодателя) выдвигать требования по урегулированию коллективных трудовых споров. По-другому сформулирован целый ряд статей ТК РФ, относящихся к вопросам полномочий профессиональных союзов и их объединений в разрешении коллективных трудовых споров, рассмотрения коллективного трудового спора примирительной комиссией, участия государственных органов в урегулировании коллективных трудовых споров и их разрешении, порядка объявления забастовки и др.

В ст. 398 ТК РФ представлен основной понятийный аппарат, раскрывающий содержание юридических категорий, связанных с регулированием разрешения коллективных трудовых споров.

В соответствии с ч. 1 ст. 398 ТК РФ коллективными трудовыми спорами признаются неурегулированные разногласия между сторонами по определенным этой же статьей вопросам. Разногласия становятся спором, если стороны (их представители) не достигли соглашения путем непосредственных переговоров и у работников (их представителей) возникла необходимость обратиться в предусмотренные ТК РФ органы по разрешению коллективных трудовых споров.

ТК РФ (ч. 1 ст. 6) относит установление порядка разрешения коллективных трудовых споров к компетенции федеральных органов. Это означает, что установленный федеральным законом порядок разрешения коллективных (как и индивидуальных) трудовых споров обязателен для применения на всей территории Российской Федерации.

Предмет коллективных трудовых споров (круг вопросов, по которым между сторонами возникают разногласия) по нормам ТК РФ в основном остался прежним. Это практически любые аспекты условий труда как на стадии их установления, так и на стадии применения. Эти условия могут устанавливаться в организации коллективными договорами, локальными нормативными актами, а за пределами организации — на уровне соглашений.

Споры по вопросу применения законов и нормативных правовых актов (за исключением коллективных договоров и соглашений), даже если они затрагивают интересы всех работников организации, не могут рассматриваться в качестве коллективных. Не признаются коллективными трудовыми спорами и разногласия по поводу задержки выплаты заработной платы, если ее регулярность и конкретные сроки выплаты предусмотрены коллективным договором. Работодатель в этом случае нарушает не коллективный договор, а нормы ТК РФ, предусматривающие обязанность выплачивать работнику заработную плату (ст. 56) и соблюдать сроки выплаты (ст. 136). Коллективный договор в данной ситуации лишь уточняет трудовое законодательство, определяет размер и конкретную дату выплаты заработной платы. Сами же обязательства работодателя вытекают из соответствующих норм ТК РФ и факта заключения трудового договора с работником. Такой спор должен рассматриваться в порядке, предусмотренном для разрешения индивидуальных трудовых споров.

Основным критерием отграничения коллективных трудовых споров от индивидуальных, но так или иначе связанных с содержанием коллективного договора, должен служить факт установления конкретной обязанности работодателя в законе либо в коллективно-договорном акте.

2. В ТК РФ четко обозначено понятие сторон коллективного трудового спора, к которым относятся не только работники и работодатели, но и их представители. В организациях такими представителями работников являются выборные профсоюзные органы и иные уполномоченные работниками представители (стачком и др.), выше организации — ассоциации профсоюзов и их представители. Представители выступают в интересах представляемой стороны (работников и работодателей), не имеют особых интересов в споре. Поэтому представители в силу закона не могут быть самостоятельной стороной коллективного трудового спора.

Читайте так же:  Как списать долги по кредитам

3. Конвенции МОТ N 87 «О свободе ассоциации и защите права на организацию» и N 98 «О применении принципа права на организацию и на ведение коллективных переговоров» закрепляют международные стандарты по защитной функции профсоюзов и ведению ими коллективных переговоров с работниками по вопросам условий труда и быта трудящихся. Указанные Конвенции МОТ рекомендуют сторонам трудовых отношений все спорные вопросы решать методом коллективных переговоров, на основе стимулирования сторон к поиску компромиссных решений путем примирительных процедур.

Эти процедуры реализуются при рассмотрении коллективного трудового спора в примирительной комиссии, с участием посредника и (или) в трудовом арбитраже. Стороны трудовых отношений могут воспользоваться положениями Рекомендации МОТ N 92 «О добровольном примирении и арбитраже» (1951 г.), которая определяет принципы формирования и деятельности названных в ч. 2 ст. 398 ТК РФ форм осуществления примирительных процедур (см.: Конвенции и рекомендации, принятые Международной конференцией труда. Женева, 1966. С. 1045, 1046). В частности, органы по примирению, создаваемые на смешанной основе, например примирительная комиссия, должны включать равное число представителей и работодателей, и работников. Примирительная процедура является бесплатной и оперативной: сроки рассмотрения должны сводиться к минимуму. В ходе разрешения спора МОТ рекомендует воздержаться от проведения забастовок. Все соглашения, достигнутые в ходе переговоров по примирению, составляются в письменной форме и имеют равную силу с иными договорами и соглашениями сторон, например коллективными договорами.

Основываясь на международных нормах, ТК РФ принял три этапа разрешения коллективного трудового спора: примирительная комиссия, посредник, трудовой арбитраж.

Суд не назван в числе органов, рассматривающих коллективные трудовые споры. К его компетенции относится лишь рассмотрение вопросов о законности проведения забастовок (см. п. 59 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17 марта 2004 г. N 2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации» // БВС РФ. 2004. N 6).

Более подробно о примирительных процедурах см. ст. 401 ТК; о рассмотрении трудового спора примирительной комиссией — ст. 402 ТК; с участием посредника — ст. 403 ТК; в трудовом арбитраже — ст. 404 ТК РФ.

Представители сторон, примирительная комиссия, трудовой арбитраж, а также Служба по урегулированию коллективных трудовых споров обязаны использовать все предусмотренные законодательством возможности для разрешения коллективного трудового спора.

4. Для формирования четкого представления о коллективном трудовом споре законодатель вводит понятие «день начала коллективного трудового спора» (ч. 3 ст. 398 ТК РФ), которое обусловлено понятием самих коллективных трудовых споров как неурегулированных разногласий между работниками и работодателем (их представителями). Возможны два варианта возникновения момента начала коллективного трудового спора: день сообщения решения работодателя (его представителя) об отклонении всех или части требований работников (их представителей); несообщение работодателем (его представителем) в соответствии со ст. 400 ТК РФ своего решения.

Закрепление в Законе дня (момента) начала коллективного трудового спора означает, что если примирительные процедуры не привели к разрешению коллективного трудового спора, то работники вправе прибегнуть к забастовке.

5. Право на коллективные трудовые споры, признанное Конституцией РФ (ч. 4 ст. 37), может быть реализовано с использованием установленных федеральным законом способов их разрешения и ограничения в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ государственного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Международная практика и опыт зарубежных стран выработали представление о забастовке как специфическом коллективном действии трудящихся, которое может проявиться в различных формах и преследовать различные цели. Классической формой считается приостановка или полная остановка работы. Однако существуют и другие виды забастовочных действий, например замедленный ритм работы, повторяющиеся остановки работы и др.

Приведенное в ч. 4 ст. 398 ТК РФ понятие забастовки позволяет выделить признаки забастовки, отличить от других случаев приостановления или отказа от выполнения работы. Таковыми являются: а) отказ работников от исполнения трудовых обязанностей; б) временный характер такого отказа. Следовательно, нельзя объявлять так называемые бессрочные забастовки. В решении об объявлении забастовки необходимо указывать не только дату и время ее начала (см. ст. 410 ТК РФ), но и предполагаемый срок проведения забастовки; в) добровольный характер такого отказа; г) ее цель — разрешение коллективного трудового спора. Признаком забастовки служит также коллективный характер действий работников, прекращающих работу.

На отказ от выполнения работы, отвечающий признакам понятия забастовки, распространяются нормы ст. 406 — 414 ТК РФ.

Источник: http://sttkrf.ru/398

Начало коллективного трудового спора

Необходимо провести общее собрание (конференцию) работников с целью выдвижения требований к работодателю и избрания полномочных представителей для решения коллективного трудового спора. Работодатель в этот процесс вмешиваться не может, но обязан предоставить помещение для проведения собрания. Оно считается правомочным, если присутствует более половины работающих, а если проведена конференция, то не менее 2/3 делегатов. При этом за требования должны проголосовать большинство присутствующих на собрании (конференции), и после письменного оформления они направляются социальным партнёрам.

При этом работодатель обязан рассмотреть требования работников и дать письменный ответ в течение двух рабочих дней. Если требование принято, то спор разрешён. Если же работники получили отрицательный ответ либо не получили никакого за эти два рабочих дня, то это считается началом коллективного трудового спора. Если разногласия возникли между объединениями работников и работодателей, то срок ответа увеличивается до 3 недель. Коллективные трудовые споры разрешаются в примирительно-посреднических органах.

Примирительная комиссия (далее – ПК) (ст. 401 – 402 ТК РФ). Это обязательный этап рассмотрения коллективных трудовых споров. Если работодатель уклоняется, то он может быть привлечён к ответственности через ст. 416 ТК РФ.

Читайте так же:  С какого числа писать заявление на увольнение

ПК создаётся в срок до 2 рабочих дней на локальном уровне и в срок до 3 рабочих дней на иных уровнях с начала трудового спора из равного числа представителей сторон (оформляется приказом работодателя и решением представительного органа работников). Срок рассмотрения спора – 3 рабочих дня на локальном уровне и 5 рабочих дней на иных уровнях социального партнёрства. Решение принимается соглашением сторон и оформляется протоколом. Оно является обязательным для сторон и исполняется в порядке и в сроки, установленные этим решением.

Если спорящие стороны не достигли соглашения, то они решают вопрос о переносе спора посреднику или в трудовой арбитраж.

Посредник (ст. 403 ТК РФ)

Приглашается посредник по соглашению сторон либо по рекомендации государственной службы по разрешению коллективных трудовых споров (обычно полномочия этой службы осуществляет орган по труду субъекта федерации). Порядок рассмотрения спора определяется соглашением сторон, а срок рассмотрения спора – не более 3 рабочих дней на локальном уровне и 5 рабочих дней на иных уровнях со дня приглашения посредника.

Трудовой арбитраж (ст. 404 ТК РФ)

Может быть как временным органом, так и постоянно действующим органом. Он создаётся только в случаях, если стороны заключили в письменной форме соглашение об обязательности исполнения его решений не позднее 2 рабочих дней для локального уровня и 4 рабочих дней для иных уровней. Однако трудовой арбитраж может стать обязательной стадией в органах и организациях, где запрещено проводить забастовки (ч. 1 и 2 ст. 413 ТК РФ). В этом случае решение трудового арбитража будет обязательным для сторон, независимо от того, достигнуто ли об этом соглашение или нет (то есть имеет место принудительный арбитраж в части исполнения решений).

В состав трудового арбитража входит арбитр, а также равное число представителей работников и работодателей. Спор должен быть рассмотрен в течение трёх рабочих дней на локальном уровне и в течение пяти рабочих дней на иных уровнях. Решение оформляется в письменной форме, но обязательно оно, только если на это согласились сами стороны. Если и на этой стадии спор не разрешён, то работники могут перенести его на стадию забастовки.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Источник: http://studopedia.ru/3_86428_nachalo-kollektivnogo-trudovogo-spora.html

Статья 398. Основные понятия

СТ 398 ТК РФ.

Коллективный трудовой спор — неурегулированные разногласия между работниками (их
представителями) и работодателями (их представителями) по поводу установления и изменения
условий труда (включая заработную плату), заключения, изменения и выполнения коллективных
договоров, соглашений, а также в связи с отказом работодателя учесть мнение выборного
представительного органа работников при принятии локальных нормативных актов.

Примирительные процедуры — рассмотрение коллективного трудового спора в целях его
разрешения примирительной комиссией, с участием посредника и (или) в трудовом арбитраже.

День начала коллективного трудового спора
— день сообщения решения работодателя
(его представителя) об отклонении всех или части требований работников (их представителей) или
несообщение работодателем (его представителем) в соответствии со статьей 400 настоящего Кодекса
своего решения.

Забастовка — временный добровольный отказ работников от исполнения трудовых
обязанностей (полностью или частично) в целях разрешения коллективного трудового спора.

Комментарий к Ст. 398 Трудового кодекса РФ

1. Конституция РФ в ст. 37 признает право не только на индивидуальные, но и на коллективные трудовые споры. Это право может быть реализовано с использованием установленных федеральным законом способов их разрешения, включая право на забастовку.

2. В настоящее время порядок и способы рассмотрения и разрешения коллективных трудовых споров, а также порядок реализации права на забастовку в ходе разрешения коллективного трудового спора определяется гл. 61 ТК РФ. В названии главы уточнено, что она регулирует вопросы не только рассмотрения, но и разрешения коллективных трудовых споров.

3. Нормы трудового законодательства, регулирующие эти проблемы, распространяются на всех работников, работодателей, а также на объединения работников и работодателей и их полномочные органы.

В определенных случаях может быть установлен иной порядок разрешения коллективных трудовых споров и ограничения в реализации права на забастовку в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

4. В комментируемой статье содержится основной понятийный аппарат, раскрывающий содержание юридических категорий, которые являются предметом регулирования данной главы ТК РФ.

Прежде всего в ней дано отличие коллективного трудового спора от индивидуального. Оно определяется тем, что одной из сторон коллективного спора всегда выступает коллектив (группа) работников, имеющих общие интересы в области трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений.

Нарушение этих интересов может стать предметом разногласий между работниками и работодателем. Однако само по себе наличие разногласий еще не свидетельствует о возникновении коллективного трудового спора. Такой спор возникает, если разногласия не удалось урегулировать.

5. Трудовой кодекс расширил возможный круг сторон коллективного трудового спора, включив в него на всех стадиях не только собственно работников и работодателей, но и их представителей.

Интересы работников при рассмотрении трудовых споров с работодателем представляют первичная профсоюзная организация или иные представители, избираемые работниками. За пределами организации интересы работников представляют только профсоюзы в лице их территориальных организаций, объединений и объединений территориальных организаций.

При наличии в организации профсоюза (или профсоюзов) работники, не являющиеся его (их) членами, могут уполномочить орган первичной профорганизации на представительство своих интересов, в том числе и в вопросах разрешения коллективных трудовых споров.

При отсутствии в организации первичной профорганизации, а также при наличии профорганизации, объединяющей менее половины работников, на общем собрании (конференции) работники могут поручить представление своих интересов указанной профорганизации либо иному представителю (подробнее о представителях работников см. ст. ст. 29 — 31 ТК РФ и комментарий к ним).

6. Состав участников конкретного коллективного трудового спора зависит от круга вопросов, являющихся предметом спора, и от уровня, на котором этот спор возникает (от отдельной организации до, например, отрасли или территории, региона).

Читайте так же:  Приказ мвд об организации правовой работы

Предметом разногласий (а впоследствии и спора) могут быть практически любые аспекты условий труда как на стадии их установления, так и на стадии их применения (при этом ТК РФ особо выделяет вопросы заработной платы). Эти условия могут устанавливаться на уровне организации в коллективных договорах и иных локальных нормативных актах, а за пределами организации — на уровне соглашений. Поэтому важно определить, входит ли регулирование тех или иных вопросов в компетенцию соответствующего работодателя либо представителей работодателей. Если же установление определенных параметров входит в компетенцию государства и его органов, то спора по поводу их установления быть не может.

7. На практике иногда в текст коллективного договора в целях информации включаются положения законодательства о труде. В случае невыполнения работодателем этих позиций коллективного договора и возникновения разногласий они необязательно перерастают именно в коллективный трудовой спор. Каждый работник, чьи права ущемлены фактическим невыполнением работодателем положений законодательства (включая и воспроизведенные в коллективном договоре), вправе защищать свои индивидуальные права в порядке, предусмотренном для разрешения индивидуальных трудовых споров.

Спор по поводу задержки выплаты заработной платы не может быть признан коллективным. В этом случае возникает индивидуальный трудовой спор между каждым работником, считающим, что этим фактом ущемлены его интересы, и работодателем. Трудовое и процессуальное законодательство сегодня не предусматривают возможности предъявления групповых (объединенных) исков.

8. При заключении коллективного договора или соглашения могут обсуждаться, а затем и быть включены в эти акты вопросы, выходящие за пределы чисто трудовых отношений, хотя косвенно и связанные с трудом работников. Тем не менее и эти вопросы могут стать предметом коллективного трудового спора.

9. Трудовой кодекс допускает возникновение коллективного трудового спора в связи с отказом работодателя учесть мнение выборного представительного органа работников при принятии актов, содержащих нормы трудового права, в организациях.

10. Вся концепция правового регулирования коллективных трудовых споров построена на стимулировании сторон к поиску компромиссных решений, поэтому важная роль отводится примирительным процедурам. Эти процедуры реализуются при рассмотрении коллективного трудового спора в примирительной комиссии, с участием посредника и (или) в трудовом арбитраже. В целях повышения эффективности примирительных процедур стороны трудового отношения могут воспользоваться Рекомендацией МОТ от 29 июня 1951 г. N 92 «О добровольном примирении и арбитраже», которая определяет принципы формирования и осуществления примирительных процедур.

11. В ТК РФ суд не назван в числе органов, рассматривающих коллективные трудовые споры. К его компетенции относится лишь рассмотрение вопросов о законности проведения забастовок.

12. Возможны два варианта определения дня возникновения начала коллективного трудового спора: 1) в день сообщения решения работодателя (его представителя) об отклонении всех или части требований работников (их представителей); 2) по истечении определенного срока (три рабочих дня) с момента предъявления требований работников (ст. 400 ТК РФ).

13. Конституция РФ, закрепляя право на коллективные трудовые споры, предусматривает возможность и такой стадии этих споров, как забастовка. Комментируемая статья дает ее легальное определение. Правовые аспекты регулирования проведения забастовки отражены в соответствующих статьях ТК РФ (см. ст. ст. 409 — 417 ТК РФ и комментарий к ним).

Источник: http://www.trudkod.ru/chast-5/razdel-13/glava-61/st-398-tk-rf

Коллективные трудовые споры и порядок их рассмотрения

Стороны коллективного тру­дового спора: работники и работодатели (их представители), если между ними возникли неурегулированные разногласия по вопросам, указанным в данной статье, которые имеют коллективное значение.

Прими­рительные процедуры— рассмотрение коллективного трудового спо­ра в целях его разрешения примирительной комиссией, с участием посредника и (или) в 1рудовом арбитраже.

Требования

, выдвинутые работниками и (или) представительным органом работников организации (филиала, представительства или иного обособленного структурного подразделения), индивидуального предпринимателя, утверждаются на соответствующем собрании (конференции) работников, излагаются в письменной форме и направляются работодателю.

Если указанные требования удовлетворяются, то спор не возникает, поскольку разногласия урегулированы. В том случае, когда требования пол­ностью или частично отклоняются или не сообщается в установленный срок о принятом решении, может возникать коллективный трудовой спор.

Моментом начала коллективного трудового спора является день начала коллективного трудового спора — день сообщения решения работодателя (его представителя) об отклонении всех или части требований работников (их представителей) или несообщение работодателем (его представителем) в соответствии со статьей 400 ТК своего решения.

Не позднее 3 рабочих дней с момента начала коллективного трудового спора создается примирительная комиссия, которая формируется из представителей сторон на равной (паритетной)основе, о чем издается соответствующий приказ работодателя и принимается решение представи­телем работников. В срок до 5 рабочих дней с момента издания приказа (распоряжения) спор должен быть рассмотрен, но по взаимному согласию сторон указанный срок может быть продлен, что оформляется соответст­вующим протоколом.

Трудовой арбитраж временно действующий орган по рассмотре­нию колл. труд. спора, который создается в случае, если сто­роны этого спора заключили соглашение в письменной форме об обязатель­ности выполнения его решений.Трудовой арбитраж создается сторонами спора и гос. органом по урегулированию колл. труд. споров не позднее 3 рабочих дней со дня окончания рассмотрения спора примири­т. комиссией или посредником, а спор рассматривается с момента его создания с участием сторон спора в срок до 5 рабочих дней. Решение трудового арбитража по урег-нию колл. труд. спо­ра передаются сторонам этого спора в письменной форме.

В ТК предусмотрены гарантии для членов примирительной комис­сии, трудовых арбитров, представителей работников. Члены примирительной комиссии, трудовые арбитры на время участия в разрешении коллективного трудового спора освобождаются от основной работы с сохранением среднего заработка на срок не более 3 месяцев в течение одного года.

При всей значимости примирительных процедур в разрешении спо­ров они не всегда приводят к положительному результату. Возможна ситуа­ция, когда спор не разрешен, и последним средством, к которому могут при­бегнуть работники,- это забастовка.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Видео (кликните для воспроизведения).

Источник: http://studopedia.ru/7_163923_kollektivnie-trudovie-spori-i-poryadok-ih-rassmotreniya.html

День начала коллективного трудового спора
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here